Описание фильма

"Закрытые пространства"   

Название фильма: Закрытые пространства
Закрытые пространства
Страна-производитель: Россия
Английский: Закрытые пространства
Жанр: комедия / драма
Режиссер: Игорь Ворскла
В ролях: Мария Машкова, Леонид Бичевин, Олег Макаров, Нелли Уварова, Александр Ф. Скляр, Артем Семакин, Анатолий Узденский, Александр Ильин, Елена Шевченко
Год выпуска: 2008
Наша оценка:
Купить
 
сюжет и комментарии
интересно
кадры из фильма
 

Сюжет и комментарий

"Закрытые пространства" — кино импульсивное, энергичное, многогранное. Это не вялый самоуглубленный артхаус; здесь есть место компромиссам со зрителем, развлекательной легкости, эффектному гротеску. И все это — применительно к непростой, далеко не идиллической истории, незавидному положению героев, их запутанным отношениям. Это фильм о молодежи, которую практически не знает кинематограф современной России. В основную массу отечественных картин герои "в районе двадцати" попадают случайно — это люди без свойств, клубный перегной, круглосуточные тусовщики с набором стандартных желаний. В "Закрытых пространствах" все сложнее и тоньше. Оказывается, в обеспеченных семьях выросло поколение недурно воспитанных, порой даже образованных людей с жуткими, катастрофическими рубцами на душе, вылечить которые может только любовь, страсть, подлинность. Этот фильм — о дефиците человечности, о том, что ее не берут взаймы, но всегда вырабатывают с чистого листа. И только сами.

Главный герой картины, молодой парень Веня, страдает агорафобией — боязнью открытых пространств — фобия довольно распространенная, ей подвержены 15% жителей Земли. Вынужденное заточение в собственной квартире на мансардном этаже вынуждает его моделировать сложные и экстравагантные обстоятельства, при которых возможно установление эмоционального контакта с симпатичной незнакомкой — девушкой-разносчицей пиццы.

Мария Машкова, Леонид Бичевин и Нелли Уварова в эмо-фильме "Закрытые пространства"

Кинокомпания "Другое кино" завершила съемки фильма Игоря Ворсклы "Закрытые пространства" (2008).
Завязка истории происходит, когда разносчица пиццы Вика приезжает в квартиру и там встречает Веню, который, не долго думая, объявляет девушке о своих планах сексуального насилия.
Несмотря на лихое начало, кино, как ожидают его создатели, получится вполне жизнеутверждающим.
Главную героиню Вику — ее играет Мария Машкова — внешне решили сделать "эмо", то есть обрезать ей челку, одеть в черное с розовым и сделать склонной к суициду. "Идея эмо принадлежит художникам по костюмам — Елене Степановой и Даше Зоновой. Черная челка с цветной прядью, пирсинг, розовое платье, черный облупившийся лак на ногтях — все это очень поддерживало тот образ, который был выписан в сценарии. Получилась такая экстравагантная бабочка, которая попадает в западню", — рассказывает автор сценария и режиссер Игорь Ворскла.
Есть в фильме у Вики и подруга-эмо — в исполнении вчерашней дурнушки Нелли Уваровой, которой решительно сменили имидж.
"Углубившись в мир эмо, мы поняли, что фактически будем снимать первый русский эмо-фильм, хотя таких амбиций у нас и не было. Просто проблемы, о которых мы собрались говорить, сконцентрированы в этом движении, природа которого — одиночество. А внешние проявления — показные страдания, культ самоубийства, регулярные истерики для окружающих".
Мария Машкова, как рассказал режиссер, к роли своей тщательно готовилась: посещала места, где собираются эмо, изучала их блоги, пытаясь понять что движет этими молодыми людьми со странной наружностью.
"Впрочем, романтизация этого движения не входит в наши задачи. Скорее, это развенчание идеологии эмо: начинай жить настоящей, а не выдуманной жизнью", — замечает режиссер.
Появление в жизни Вики той самой мансарды и Вени с его планами меняет ее депрессивный настрой в одночасье — пробуждаются жажда жизни и желание отстоять свою честь.
Все без исключения персонажи монтирующейся сейчас картины — чрезвычайно занимательны. Например, у Вени, которого играет недавно дебютировавший в "Грузе 200" Леонид Бичевин, есть влюбленный в него друг в исполнении Олега Макарова. А отцы главных героев на протяжении всего фильма выбивают друг из друга долги.
Есть у Вени и свой специалист-психоаналитик — эту роль исполнил Александр Ф. Скляр. Психоаналитик — любитель выпить и не такой уж профессионал своего дела. Своему пациенту он ставит диагноз "агорафобия", то есть боязнь открытого пространства, который создатели фильма трактуют шире:
"Вообще-то агорафобия — довольно распространенный страх. В нашем случае — это не только диагноз главного героя, но и характеристика поколения молодых. Вообще-то переход во взрослую жизнь всегда сопровождается предельным напряжением сил и в большинстве случаев оставляет в психике непроработанные комплексы. Легче всего переход этот дается тем, кто в детстве чувствовал родительскую защищенность — поддержку, заботу, любовь. Но именно поколение нынешних двадцатилетних появилось на свет в середине восьмидесятых, когда страна превратилась в вулкан, и новоиспеченным папам и мамам было не до детей — надо было буквально выживать. В итоге мы получили брошенное поколение, которое вынуждено выплывать самостоятельно. И складывается впечатление, что большая его часть так и бултыхается за бортом. Наш главный герой — придуманный, сложный и противоречивый персонаж. Он выступает не только носителем базовых проблем поколения, но и силами, способностью преодолевать их".
Еще незадачливый психотерапевт прописывает герою — в качестве лекарства от своих страхов — перед посещением публичных мест использовать секс.
"Собственно, эта идея и побуждает парня разыграть спектакль с изнасилованием перед несчастной разносчицей пиццы. Другой вопрос, что спасает не секс, а эмоциональный контакт, душевное сближение. Иными словами — любовь. Это и есть главный рецепт избавления от страхов", — говорит режиссер.
"Хотя фильм и получился индивидуализированным, я не хотел бы угодить с ним в "резервацию" авторского кино. Я понимаю, что попасть в основной поток кинопроката с нашей историей маловероятно, но очень рассчитываю, что эмоция, заложенная в "Закрытых пространствах", попадет в резонанс с настроением и ожиданиями достаточно широкой аудитории", — надеется Игорь Ворскла.
С сайта Филм Ру

Мой герой играет ва-банк
Текст: Семен Кваша

Накануне выхода триллера "Закрытые пространства" исполнитель главной роли Леонид Бичевин, сыгравший в "Грузе 200" и "Морфии", рассказал о фобиях и о том, почему он снимается в таких радикальных проектах.
Выходит фильм "Закрытые пространства" — история агорафоба, которому доктор посоветовал много заниматься сексом. А поскольку тот не выходит из дома, он выбирает девушку, доставляющую пиццу. Чтобы сблизиться быстро, нужно состояние стресса, и герой угрожает ей изнасилованием. Девушка, впрочем, тоже не промах, эмо-социопатка, сбежавшая от родителей и пытавшаяся покончить с собой, поэтому история, прежде чем наступит финал, переворачивается несколько раз. Восходящая звезда русского кино Леонид Бичевин рассказывает Фильму.Ру о том, как он использовал свои раны и опыт умирания в работе над картиной.
— "Закрытые пространства" — фильм, много требующий от актера. Как был устроен кастинг?
— Я пришел поговорить с Игорем Лебедевым, и эта встреча для меня была настоящая баня. Он такой человек, любит во всем разобраться. Он меня расспрашивал обо всем вообще, о чем можно рассказывать, о чем нельзя. Все это снимали на камеру.
— А о чем он расспрашивал?
— Я тогда не понимал, на чем фильм построен, а он построен на психологии, на проблемах человека, больного агорафобией. И он меня расспрашивал, какими фобиями я страдаю.
— А какими фобиями вы страдаете?
— У меня есть некая фобия шумовая, я привыкаю, конечно, к шуму, но быстро начинаю нервничать. А еще он расспрашивал про отношения с мамой, братом, друзьями. Как я переживал, когда у меня отец умер. Смотрел, как я это рассказывал.
— А он это использовал потом?
— Нет, это я сам использовал, вспоминал какие-то моменты. Я сначала даже не знал, что я буду играть. У нас был этот разговор, потом были пробы, в которых я играл Веню, главного героя, а потом мне перезвонил Игорь за неделю до начала съемок и позвал работать. И я даже не понял, на какую роль он меня зовет. Играть этого полупидора, друга главного героя (в окончательном варианте его играет Олег Макаров)? Блин. Что-то мне так не хотелось это играть... А Игорь мне сразу не сказал, кого я буду играть. Я такой: "да, да... хорошо... давайте попробуем".
Съемочная площадка фильма Закрытые пространства
— А была какая-то подготовка к роли? К изображению измененного сознания, паранойи, панических атак?
— Специально мы не готовились. Я использовал случай из жизни, который у меня произошел год назад. У меня была кровопотеря, я думал что умираю. Я порезался стеклом, перерезал две вены, кровь бьет фонтаном, в какой-то момент я выключился. Сел на бордюре, голова кружится, хреново невероятно. В какой-то момент я начал видеть себя со стороны. Мысль в голове: я отлетаю. Сердце бьется медленно и гулко, меня рвет, панический страх того, что я умираю, дикий озноб, пот и рвота. Потом приехала скорая (ехала часа полтора), меня зашили... и я подумал: блин, здорово, надо это запомнить. Всего несколько месяцев прошло, и мне это пригождается, я это старался использовать. У нас не было время готовиться, поэтому я вспомнил это, а Игорю это понравилось.
— Удивительным образом у вас карьера сказывается. Подряд три скандальных фильма. Этот скандальный по теме. До этого был "Груз 200", а сейчас "Морфий". Это случайно получается, или это такая сознательная стратегия: я смелый актер, который участвует в смелых проектах?
— Я не знаю. "Груз 200", кстати, до сих пор резонирует. Многие знакомые у меня до сих пор его смотрят и говорят принципиально противоположные вещи. Я не ожидал такого, честно говоря. Мне очень льстило, что меня позвал Балабанов, это был мой первый фильм. Я вырос на "Брате", на втором "Брате", на "Войне". Балабанову я понравился в "Грузе 200", он сразу обещал меня занять в новом проекте. В "Морфии", кстати, с утверждением было сложно. Балабанову казалось, что я недостаточно молодо выгляжу для этой роли.
— Так вам же 23 года.
— Ну да. Но там тоже за неделю произошло утверждение, может быть за две. Все это не специально. Но сейчас просто время такое. Эти фильмы — скандальные или не скандальные — но они что-то несут. Я смотрю и понимаю, что это не какая-то голимая попса. Я стараюсь выбирать хорошие интересные проекты, даже если не будет широкого проката, или я мелькну там в заднице, но это будет интересное кино. А когда меня в "Морфий" позвали, да еще на главную роль... Я вообще считаю Балабанова лучшим нашим режиссером.
— Возвращаясь к "Закрытым пространствам" — связи "жертва влюбляется в насильника" обычно в кино избегают как слишком провокационной...
— Я надеюсь, что немногие люди будут ассоциировать себя с моим героем. Хотя это важно, ассоциировать себя с героем. Я думаю, что когда ты смотришь... видно, что этот персонаж неординарный, эрудированный и умный. Но он загнанный. Он пытается бороться с обстоятельствами, таким странным способом, но он просто понимает, что времени не осталось. Это игра ва-банк. Мне кажется, что зрителям должно быть видно, что он никогда не дойдет до конца, не уничтожит девушку даже морально. Я не видел фильма, но мне кажется, это должно быть понятно. Я его делал таким.
— А вы вернетесь в театр? Вы говорили, что не играли уже очень давно.
— Играл, но редко, и вернусь обязательно. 12 августа начнутся репетиции, одна из главных ролей. Пьеса "Троил и Кресида" Шекспира в постановке Туминаса в театре Вахтангова. Он уже работает над этим спектаклем месяца три. Я так понял... у нас просто там два состава, и то ли он недоволен, то ли у него не получается, то ли он просто хочет, чтобы я там участвовал. Я начну серьезно репетировать, посмотрим, что там получится.
С сайта Филм Ру

Болтливые дети маркиза де Сада
Независимая газета

«Закрытые пространства» – очередной пассаж на тему «Легко ли быть молодым?». Неожиданные отношения психически неустойчивого юноши и более устойчивой разносчицы пиццы проясняют для зрителя лишь одну истину. Ее высказывает в фильме Александр Ф. Скляр, играющий психиатра: лучшее средство от всего – хороший секс.
Славная в своей раскованности девушка Вика (Мария Машкова), с пирсингом на лице, полосатых гольфах на ногах и разноцветной прической на голове (все перечисленное можно смело менять местами – ничего не изменится), убегает от богатого распальцованного отчима и начинает вести взрослую самостоятельную жизнь. Она зарабатывает деньги разноской пиццы. До того момента, пока молодой клиент – потребитель пиццы Веня (Леонид Бичевин) - не закрывает за ней дверь своей мансарды и не начинает акт насилия. До самого насилия, правда, не доходит – на протяжении полутора часов герои много говорят, потом появляется третий – безнадежно влюбленный в Веню Ростислав (Олег Макаров), и начинается великая путаница, потому что все на поверку оказываются молочными-сводными-братьями-сестрами.
Все дело в том, что Веня страдает агорафобией – боязнью открытого пространства. Его психиатр (Александр Ф. Скляр) уверяет, что для победы над недугом нужен прежде всего здоровый качественный секс. Что такое здоровый качественный секс, Веня понял по-своему и устроил все это безобразие с попыткой изнасилования.
Он просто не знал, на кого напал. Похоже, что не только он, но и его напарница провела молодость в изучении наследия маркиза де Сада. По крайней мере первый час, пока дело не дошло до секса по согласию, а потом – неожиданных мучительных переживаний на тему «Надо ли сокрушаться об инцесте, если не знал, что спишь с собственной сестрой?», дети очень грамотно истязают друг друга. Они режут друга ножичками, привязывают к кресту, насильно раздевают и одевают, запирают, заставляют писать диктанты, вешаются и совершают еще много неосмотрительных действий, в обычной жизни едва ли способных привести к зарождению взаимного чувства. При этом физические истязания – ничто по сравнению с истязаниями словом. Может, психиатр в исполнении Александра Ф. Скляра – и правда опытный профессионал, но, думается, юношу прежде всего следовало бы полечить от логореи (недержания речи). А девушка, будь она поопытнее, быстро бы поняла, что изнасилование ей грозит меньше всего – у Вени вся страсть ушла в слова.
Заигрывания с молодежью – штука опасная. Показывать, что ты всерьез озабочен ее проблемами, вообще не следует. Всякая фальшивая обеспокоенность обычно трансформируется по дороге к экрану в глумливую пародию на объект твоей обеспокоенности, как это случилось в «Закрытых пространствах». В руках режиссера Игоря Ворсклы герои похожи на роботов, исправно выполняющих указания хозяина-затейника. Как у всякой искусственной конструкции, у них нет ни логики в поступках, ни реальных чувств, кроме тех, что предписаны программой. Если бы еще играли они качественно, то, быть может, ощущение провинциального балагана было бы не таким явным. Но, кроме пустой выспренной болтовни, молодым актерам играть нечего. Вот и получается, что единственным относительно живым человеком в фильме выглядит Александр Ф. Скляр, черепаха Тортилла от медицины, которая давно все знает и которой давно все неинтересно. У нее на все один рецепт: качественный секс. И на вопрос, когда им заниматься – до или после фильма, – есть классический ответ: вместо.
Екатерина Барабаш

Обсуждение фильма

 

 

Главная страница
Новости
Фильмы по алфавиту
Фильмы по жанрам
Фразы из фильмов
Новинки сайта
Актеры
Афиши
Услуги
Загрузить
Регистрация
Форум
О проекте

#