Описание фильма

"Чужие"   

Название фильма: Чужие
Чужие
Страна-производитель: Россия — США — Египет
Английский: Strangers
Жанр: драма
Режиссер: Юрий Грымов
В ролях: Скарлетт МакАлистер, Виктор Бычков, Алексей Полуян, Марк Адам, Кэтлин Гати, Джефф Грэйс, Денис Нагретдинов
Год выпуска: 2008
Наша оценка:
Купить
 
сюжет и комментарии
интересно
кадры из фильма
 

Сюжет и комментарий

Действие картины происходит где-то на Востоке в наши дни. Это история о непростых взаимоотношениях людей, принадлежащих к разным культурам. Ее герои — русские, арабы и американцы. Сюжет фильма хоть и является полной выдумкой, но нельзя сказать, что он оторван от реальности. В "Чужих" поднимаются действительно серьезные, актуальные на сегодняшний день проблемы. И самая главная из них заключается в том, что мы, то есть люди, живущие на этой крохотной голубой планете, друг друга совершенно не понимаем и не слышим. А так не должно быть.

В горячую точку прибывает группа американских врачей с благотворительной миссией. Однако судьба готовит им такие испытания, когда придется рисковать не только своей карьерой...

Привить чужому миру свою мораль? Задача не из легких, потому что "своей" морали не бывает, мораль — она одна для всех.

Аналогии со знаменитым Aliens у Грымова сознательные. Фильм снимался с американскими актерами, в основном по-английски, съемки проходили в Марокко и Египте. Поэтому приходилось весь отснятый материал показывать египетским цензорам. Правда, иногда съемочная группа хитрила, — например, цензорам не показали четыре половых акта с арабом. Бюджет и инвесторы картины пока не раскрываются (по оценкам, около $8 миллионов).

Цитаты

"Мы видим типичных представителей относительно молодой американской нации, которые ставят себя выше всех остальных народов Земного шара. Они насильно пытаются привить людям свою мораль, свои правила поведения. Самое страшное заключается в том, что они искренне полагают, будто творят благое дело..." (Юрий Грымов)

"Я вообще считаю, что весь этот конфликт между американским и арабским миром нивелируют именно русские. Есть у нас, как мне кажется, такая миссия". (Юрий Грымов)

Кино «для своих»
Время новостей

«Я с детства знал, что я неталантливый. Но очень способный. И считаю так до сих пор. Все, что касается действия, изображения, -- фильм, спектакль, концерт -- я могу делать. Балет могу поставить», -- так о себе говорит Юрий Грымов, очень известный человек, режиссер, клипмейкер, «гуру российской рекламы». Фильмы, которые он снял, знают куда меньше. «Му-му» и «Коллекционер», надо признаться, удачей не стали, их мало кто помнит. Но после них Грымова стали считать режиссером, увидели в претенциозных, странных, запутанных картинах нечто артхаусное, потребность в поиске своего языка, визуальный эксперимент. Грымов меж тем снял «Казус Кукоцкого» -- сериал трудной судьбы, который многим по-настоящему понравился, критики его хвалили, но канал НТВ как-то не поддержал, показал почти без рекламы, в неудачное время, в общем, загубил потенциальный громкий успех -- хотя действительно и там не все было гладко... Но в целом это была человеческая, внятная, интересно рассказанная история.
И вот новая премьера, фильм «Чужие», активно, громко и, я бы сказала, бесстыдно предлагающий себя публике, в духе сегодняшнего российского пиара, где принято самим про себя: самый актуальный, самый лучший, самый ожидаемый...
Громадный плакат растянут напротив американского посольства: за большими буквами «Чужие» маячит звездно-полосатый флаг, мол, любуйтесь. Чтобы не было сомнений в том, кто там по-настоящему «чужой».
Американцев не любят не только на Востоке -- это правда, так что антиамериканский фильм сам по себе новостью не является. И американцы, кстати, активно снимают про себя и свою цивилизацию такие картины, что мало не покажется, -- можно много вспомнить шедевров, которым грымовское творение и в подметки не годится. Вообще-то смысл демократической цивилизации не в том, чтобы строить общество без ошибок и проблем, а в том, чтобы гласно и откровенно об этих проблемах говорить. Вспоминается анекдот советских времен, про то, как советский патриот возразил своему американскому оппоненту, хвастающемуся, что в США можно публично ругать президента: «Я тоже могу выйти на Красную площадь и крикнуть: «Долой Рейгана!». То есть смелость Грымова, решившего на всю страну крикнуть, что американцы -- лицемеры и эгоисты, не впечатляет. Впечатляет другое.
Во-первых, фильм снимался на английском языке, играют в нем американские актеры, и в начале съемок активно обсуждалось, что проект совместный -- российско-американо-арабский. Американские партнеры, рассказывал Грымов, даже прочили картине номинацию на «Оскара». Потом, по мере движения к премьере с одной стороны и вставания с колен с другой, эти разговоры как-то подзабылись.
А во-вторых, вот Грымов в глянцевом журнале рассказывает про свой новый дом, опубликованы фотографии: богатый, красивый, построенный по собственному их с женой проекту, чтобы всем было удобно, чтобы был кинозал для друзей, чтобы от соседей было подальше, чтобы дочке было где резвиться... Но почему тогда «американская мечта» о домике среди цветов, где дружно живут «мама, папа, я», вызывает у него такую ярость, что он в финале своего фильма изображает хеппи-энд американской семьи в ядовито-анилиновых красках. Так что каждому должно быть понятно, что там, за розочками и кустиками, барракуды капитализма?
Если кто собирается идти смотреть фильм «Чужие», чего не рекомендую, потому что он скучный, то не читайте дальше, я сюжет собираюсь немного рассказать.
В начале картины, когда под струями воды резвятся герои -- врачи американской гуманитарной миссии, приехавшие в пустыню делать прививки арабским детям, -- зрителям может показаться, что они бодрые и смелые ребята, немного самоуверенные и рисковые, но вполне человеческие. Их истинная сущность раскрывается исподволь.
Во-первых, двое из них геи, что само по себе, согласитесь, обличает... И в их лживом обществе они своих отношений даже не скрывают, что навсегда травмирует местного мальчишку, наивно потянувшегося к добрым дядям, которые друг друга -- ужас -- целуют!!! Во-вторых, начальник экспедиции бесплоден, не может зачать ребенка, и его жена вынуждена ложиться под производителя из местных, что тоже, сами понимаете, аморально. А пожилая дама, бывшая учительница, с аккордеоном и пением детских песенок надоедающая ребятишкам, -- тайная нимфоманка и пристает к бесплодному руководителю... На деток им наплевать, они заняты собой и не понимают, что правоверным мусульманам их греховный Хеллоуин как кобыле пятая нога... А главное, они не бескорыстны, потому что согласились приехать в пустыню, чтобы заработать бабла. Это, с точки зрения Грымова, уж и вовсе непростительно, деньги надо рекламой зарабатывать, а не прививками.
Тем более что хорошие российские парни, армия которых неподалеку осуществляет, видимо, миротворческую миссию, ничего не зарабатывают, а жизнью рискуют, потому что местное население их почему-то не любит еще больше, чем американцев... Несчастного русского врача, например, держат в яме, хотя знают, что доктор он хороший. А американцы вообще не врачи, так, биологи, но их в яме не держат и даже как-то терпят, детей доверяют. Хотя детей местные в принципе не жалеют -- привязывают их к мине, чтобы устроить ловушку для русских.
В общем, вот такая прикладная антропология.
Спрашивается, зачем такое кино вообще нужно -- что именно не сложилось у Грымова с западной цивилизацией, что он по-детски стал ее обличать: дескать, и ценности у вас лживые, и ничего вы в аборигенах не понимаете, используете их в своих целях? Или для него, простого парня, сама идея противостояния Запада и Востока стала новостью, Киплинга он вдруг начитался?
Возможно, про этот фильм и говорить-то не стоило бы, но оказалось, что в нем сконцентрировано типичное представление некоторой части сограждан о геополитике. Прежде всего они плохо себе представляют географию, предпочитая вообще говорить о Востоке и вообще о Западе. Не различают в принципе инородцев, огульно отправляя их в некую анонимную пустыню и упорно не желая замечать оттенков и особенностей. Мыслят они при этом прямолинейно и коротко, предпочитая простые и яростные эмоциональные оценки. Чужое однозначно плохо и вызывает явно отрицательное отношение. Что же при этом свое, какие именно ценности носитель этой позиции считает своими -- тут как-то всегда неясно. Разумного определения обычно нет, а есть этакая мерцающая душевность, противопоставленная всем другим, структурированным и потому уже чужим подходам...
В этом смысле Грымов действительно оказался способным -- к улавливанию всех дремучих и подсознательных комплексов. Но уж точно неталантливым, потому что воплотить даже это мироощущение в увлекательной, яркой и живой форме ему не удалось. Так все это и осталось умозрительным и совершенно тривиальным, а следовательно, неинтересным. Впрочем, может быть, это такое специальное кино -- «для своих»?
Алена Солнцева

Клизма под звездным небом
Известия.RU

В прокате появился новый фильм Юрия Грымова "Чужие". Где-то на Востоке происходит некий межнациональный конфликт. В "горячей точке" встречаются российские миротворцы и американские врачи. Наши под руководством майора (его играет Алексей Полуян из "Груза 200") занимаются разминированием пустыни, врачи - вакцинированием детей и решением своих частных проблем.
Врачи на пыльной деревенской площади обустраивают медпункт. Матери с детьми радостно выстраиваются в очередь для вакцинации, приезжают автобусами со всей округи. Постепенно выясняется, что американцы трудятся вовсе не от организации "Врачи без границ", а от какого-то фонда, который отлично платит. Столько в Америке не заработать. Становится понятно, ради чего рискуют заокеанские эскулапы (и даже проносятся по заминированной пустыне, правда, с отчаянной молитвой). По дороге их останавливает российский пост миротворческих сил, но объяснить упертым американцам, что они лезут в самое пекло, наши бессильны.
Американцы до поры до времени выглядят простыми, симпатичными и в меру несчастными. Руководитель медицинской бригады (Марк Адам) постоянно повторяет: "Мы - команда" - и страдает, что бесплоден. Его рыжеволосая красотка жена (Скарлетт МакАлистер) мечтает о ребенке и решается соблазнить брутального охранника из местных (Денис Нагретдинов). Другая медсестра - постарше (Кэтлин Гати) - постоянно мучается животом. Грымов снимает героиню то на унитазе, то с клизмой под звездным небом. Рыженькая тоже часто бегает в туалет - проверять результаты очередного соития. Пара других врачей оказывается на самом деле семьей геев. Белый партнер (Нил Стюарт) комплексует, что стареет, и постоянно волнуется, как бы его не бросил темнокожий друг (Джефф Грейс). Оба хотят усыновить ребенка.
Не в пример болезненным, странным, извращенным американцам наши миротворцы пишут грустные письма домой, рассуждают о миссии России в мире, молятся и мечтают о простой еде: "трескать воблу с пельменями и жареной картошкой"...
Остается масса вопросов к авторам сценария - Александру Ремневу, Владимиру Малягину и Юрию Грымову. Кто и с кем конкретно здесь воюет? Кто и зачем в дикой пустыне возле дороги поставил на мину симпатичную девочку? Даже самая черствая душа не может не откликнуться, когда наш солдат, рискуя собой, освобождает ревущую пигалицу из смертельной ловушки. Но зачем понадобился столь слабый художественный аргумент? И почему наши миротворцы не ищут своего хирурга (Виктор Бычков), которого местные держат в яме в качестве заложника?
Когда понадобится операция темнокожему врачу, охранник доставит несчастного заключенного и тот заштопает больного, а после операции возьмет аккордеон и запоет "Раскинулось море широко"... Американец будет жить, нашего врача выпустят во двор погулять, и рыженькая даже будет пить с ним виски.
Потом бесплодный муж почувствовал, что жена ему изменяет, но сначала приревновал ее к темнокожему гею, а потом и к нашему врачу. В результате он убивает врача все той же бутылкой из-под виски. Жена в истерике убегает, охранник, прежде чем идти за ней, несколько минут презрительно смотрит на убийцу. Потом неспешно встает и - оставляет свой автомат рядом с морально подавленным слабаком...
Режиссер показал врачей и после экспедиции. Оказывается, они зарабатывали испытанием новой вакцины. Дело это, как мы помним по трагическому фильму 2005 года бразильского режиссера Фернанду Мейреллиша, очень опасное. Фармацевтические корпорации предпочитают совершать свои подлости тайком в Африке и разоблачителей в живых не оставляют. Сценаристы же "Чужих" поставили руководителя медицинской бригады на трибуну, чтобы тот публично - под аплодисменты народа - произнес: мол, все в порядке, вакцину успешно вкололи...
Для тех, кто не понял, режиссер на сайте фильма объясняет, что снял кино о "столкновении культур, о конфликте традиций и современной вседозволенности". Кроме того, там выложен любопытный дневник режиссера, из которого следует, что съемки велись в реальной знойной пустыне. Арабскую деревню построили в одном из павильонов каирской киностудии. Очень живописно описал Грымов и то, как трудно было добиваться необходимого результата. Как только режиссер покидал площадку, строительство деревни приостанавливалось, местные работяги забывали указания. Правда, на десятый день съемок один из арабских ассистентов стал приходить на совещания с блокнотом и ручкой, как все русские помощники режиссера.
"Можно ли привить чужой культуре свою мораль?" - спрашивает Грымов. И явно подсказывает зрителю: нет, нельзя. Но ведь арабского ассистента все-таки перевоспитал. А говорил, в "чужой монастырь...".
Вита Рамм

Свои дома сидят
Газета "Труд"

Фильм "Чужие", снятый некогда клипмейкером, а теперь оперным и кинорежиссером Юрием Грымовым, выглядит так же просто и прямо, как и дорога, по которой должен идти весь мир согласно заветам Джорджа Буша.
Дано: животное выглядит как кошка и ведет себя как кошка. Вероятность того, что это кошка, не стопроцентна, но велика, ведь так? Дано: группа врачей-американцев приехала на Ближний Восток вакцинировать детей, но к детям относилась неласково, а вакцина была экспериментальной. Еще врачи поспособствовали гибели трогательного русского хирурга (Виктор Бычков) и раненого русского солдата. Есть сцена, где арабский мальчик видит врачей-геев в постели и на лице его ужас и тоска. А в финале на экране возникают слова Джорджа Буша о том, что Америка должна указывать путь всему остальному миру. Достаточно для того, чтобы вспомнить о том, откуда взялся финансовый кризис, насколько гибелен фастфуд и как прав Михаил Задорнов, произнося: "Американцы тупые".
В интервью Юрий Грымов темпераментно отрицает такую трактовку месседжа картины и уверяет, что снимал кино о людях, чья национальность не имеет отношения к их поступкам. Однако в фильме командир русских саперов (Алексей Полуян) произносит монолог о бессмысленности войны, а один из солдат спасает арабскую девочку. Секс между в принципе незлым арабским охранником и одной из американок происходит по взаимной договоренности. А то, что врачу - старой деве вакцинированные пописали в аккордеон - так то ж дети. Они плохого человека чувствуют. Однозначно, самой подлой стороной американско-русско-арабского треугольника выглядят американцы, и именно эту идею воспримут те, кто вообще склонен обращать пристальное внимание на национальность. А таковых немало. Тем более что ведут к этой мысли грамотно, в три хода: разгорается нелюбовь к врачам, достигая пика после смерти хирурга; звучит доклад об удавшемся эксперименте с вакциной, зал полон сытых, бессердечных людей - нелюбовь распространяется и на них; цитата Буша, где речь идет уже обо всей Америке - и возмущенный разум кипит вовсю.
Безусловно, это выглядит слишком грубо и просто. Но прямой подход к кинематографу вообще характерен для Юрия Грымова (как, кстати, и для американского мейнстрима, в который фильм "Чужие" не вписывается идейно, но стилистически очень даже). Уж если в начале солдатик говорит другому солдатику: "Если я подорвусь, похорони меня по мусульманскому обычаю", то можно не сомневаться, что все так и будет.
Может, конечно, возникнуть желание самостоятельно добавить "Чужим" иных смыслов: поменять стороны треугольника местами, зная, что и представители других национальностей часто ведут себя не лучшим образом, подивиться метафорическому мышлению режиссера: Восток оплодотворяет бессильную Америку.
Но вот в чем дело: трудно не заметить черную кошку в идеально освещенной комнате. Особенно если она там есть.
Сергеева Жанна

Обсуждение фильма

 

 

Главная страница
Новости
Фильмы по алфавиту
Фильмы по жанрам
Фразы из фильмов
Новинки сайта
Актеры
Афиши
Услуги
Загрузить
Регистрация
Форум
О проекте

#