"Земля обетованная "
Название фильма: | Земля обетованная |
|
|
Страна-производитель: | Польша | ||
Английский: | Ziemia obiecana | ||
Жанр: | драма | ||
Режиссер: | Анджей Вайда | ||
В ролях: | Божена Дикель , Калина Едрусик , Збигнев Запасевич , Анна Нехребецка , Иржи Новак , Даниэль Ольбрыхский , Франтишек Печка , Войцех Пшоняк , Анджей Северин , Анджей Шалавски | ||
Год выпуска: | 1975 | ||
Наша оценка: | |||
Купить | |||
|
|||||
Сюжет и комментарий
"Земля обетованная " номинировалась на "Оскар". Но получил эту премию режиссер позже, за творческую карьеру в целом. Польша, конец 19-го века. Трое молодых людей, выпускник коммерческого училища польский шляхтич Кароль Боровецкий, еврейский биржевой маклер Мориц Вельт и немецкий коммерсант Макс Баум, решают организовать собственное дело — построить самую крупную в городе ткацкую фабрику…
Грязь – в прямом и переносном смысле чавкает под ногами капиталистических первопроходцев
Из первых, залитых солнцем и чувством беспричинного счастья кадров, в которых три приятеля несутся через прекрасные рощи на велосипедах, камера въезжает в мрак индустриального города Лодзь, в то время бывшего польской столицей текстильного производства. Приятели – поляк Кароль, немец Макс и еврей Мориц – разделены национальными особенностями, но объединены одною пламенной страстью: желанием разбогатеть, построив в этой земле обетованной текстильную фабрику. К этой цели они идут не то, чтобы холодно, но расчетливо, и в буквальном смысле по трупам: первое, что интересует Кароля (пока еще управляющего чужим заводом), когда одного из рабочих затянуло под пресс – сколько ткани испорчено кровью погибшего. Он же, Кароль, легко обнимает чистую юную невесту, а после идет совокупляться с готовой на все женой богатого еврея. Грязь – в прямом и переносном смысле чавкает под ногами капиталистических первопроходцев; а фабрика, все же построенная, оказывается выстроена буквально на крови и отчаянии, за что и поглотила ее геенна огненная, организованная униженными и оскорбленными.
Эту эпическую фреску о становлении капитализма в Польше конца XIX века по роману нобелевского лауреата Владислава Реймонта, сравнивают с «Гибелью богов» Висконти и «Однажды в Америке» Серджио Леоне. Вайда идет от частного к общему, интересуясь не столько судьбой своих героев, сколько судьбой всей страны, вступившей на путь, в самом начале которого были отвергнуты решительно все моральные нормы.
(Настя Филиппова для "Смотри НаСтоящее!")