"Зеркала"
Название фильма: | Зеркала |
|
|
Страна-производитель: | США | ||
Английский: | Mirrors / Into the Mirror | ||
Жанр: | мистика / ужасы | ||
Режиссер: | Александр Ажа | ||
В ролях: | Кифер Сазерленд, Пола Паттон, Кэмерон Бойс, Эрика Глюк, Эми Смарт, Мэри Бет Пейл, Джон Шрапнел, Джейсон Флеминг, Тим Эхерн, Джулиан Гловер, Джош Коул | ||
Год выпуска: | 2008 | ||
Наша оценка: | |||
Купить | |||
|
|
|
|||||||||||
Сюжет и комментарий
Кифер Сазерленд в хорроре Александра Ажа о детях и зеркалах.
Охранник маленького магазинчика оказывается вовлеченным в цепь странных событий — зеркала в магазинчеке обладают способностью показывать худшее, что есть в людях.
Остекленевший
Ведомости
Теоретически главным вопросом этого фильма должна быть дилемма, на что следует пенять герою Кифера Сазерленда - на зеркало или, согласно поговорке, на собственную рожу, которая не то чтобы крива, но вполне отражает фрустрацию человека, битого жизнью по всем фронтам. Бывший полицейский, уволенный со службы за случайное убийство, выставленный из дома женой и глотающий пригоршни таблеток в надежде забыть вкус алкоголя, он идеальный персонаж параноидального триллера, суть которого в том, что публика долго не может понять, где же гнездится кошмар - в реальности или у героя в голове. Но "Зеркала" сделаны в более традиционном - мистическом - жанре, где психиатрия бессильна, а бесовские гримасы - не порождение больной фантазии, но бытовой катаклизм вроде протекающего водопровода, с той небольшой разницей, что источник протечки расположен в ином измерении. В данном случае - в зазеркалье, где нечисти вдруг стало тесно и она решила протиснуться в нашу скучную трехмерную действительность.
Режиссер Александр Ажа, большой любитель ремейков, два года назад сделал физиологически отталкивающую, но остроумную версию давней картины Уэса Крейвена "У холмов есть глаза" про шахтеров-мутантов. А теперь переснял относительно свежий корейский фильм ужасов, но, похоже, что-то потерял по дороге с Востока на Запад. Мистика отражающих поверхностей - зеркал, хромированных ручек, воды, наконец, - уступила место спецэффектам, не столько страшным, сколько неприятным. А сюжет о ночном стороже, вынужденном бродить с фонариком по пострадавшему от пожара универмагу среди обугленных манекенов, стал напоминать историю о человеке, который очень хочет немедленно выпить, но должен во что бы то ни стало держаться.
Примерно так строжил гроб с телом панночки Хома Брут в гоголевском "Вие". Сквозь стены лезет этакая дрянь, что только успевай креститься, но покуда нечисть не видит Хому, очертившего себя магическим кругом, он жив. Вот и для героя Сазерленда главное - не смотреть в развешанные повсюду гигантские зеркала, которые только и ждут его мутного взгляда.
Что отразится там? Безумие, костры амбиций, больная совесть, адская жажда? Ничего подобного. Режиссера Александра Ажа не занимают психологические корчи, он предпочитает наглядный физиологический кошмар. Но одно дело, когда глаза есть у холмов, где обитают острозубые и шустрые жертвы радиации, и несколько другое - когда речь заходит о зеркалах, предметах куда более хрупких и покрытых тонкими слоями многочисленных культурно-исторических аллюзий. Тут все-таки хочется более изящной работы. Однако Александру Ажа, похоже, интересны только анатомические ужасы, членовредительство, хрусть-пополам.
Смотрю в кошмар, как в зеркало
Текст: Елена Тихонова
В фильме ужасов "Зеркала" ночной сторож Кифер Сазерленд спасается от собственного отражения в мрачных интерьерах румынской Академии наук.
Снимая римейк корейского хоррора 2003 года, автор "У холмов есть глаза" Александр Ажа с удовольствием повторил первую сцену оригинала — парню, стоящему перед зеркалом, перерезает горло его же отражение. Только, если в корейской версии у девицы на шее появляется почти эстетская тонкая красная нить, то Ажа, не стесняясь, дает трахею в разрезе — чтобы знали, к чему готовиться и больше про оригинал уже не вспоминали.
Бен Карсон (Кифер Сазерленд) поступает ночным охранником в выгоревший и пустующий магазин. Вскоре он замечает, что с зеркалами в заведении что-то неладно: они облеплены нестирающимися отпечатками рук (кто-то засалил зеркала изнутри!!!) и показывают жуткие вещи, не имеющие прямого отношения к реальности. Однажды любимая сестра, у которой временно проживает поссорившийся с супругой Карсон, идет мыться, а кровожадное банное зеркало отдирает ей нижнюю челюсть. Обнаружив ванную, полную крови, герой понимает, что ему стоит опасаться за самочувствие жены и детей, а также, что зеркала чего-то он него хотят.
В принципе, пережив сцену в ванной, уже можно не убегать, опасаясь дальнейшей экскурсии по тайнам человеческого тела, — начинается саспенс, или то, что должно им было стать.
"Зеркала" в конечном итоге оказываются демонстрацией избыточной образованности режиссера. Происходящий, условно, из корейской мистики фильм сходу дает крен в кровавую бойню, величие недостроенной Академии наук в Бухаресте, где снимали обгоревший супермаркет, навевает почти лирические воспоминания о Кэтрин Зете-Джонс, в пеньюаре бегавшей от призрака "По дому на холме". Дальше Карсон обнаруживает, что духи налетели в магазин из соседней психлечебницы. Тут его даже сложно осудить, выбор невелик: либо старое индейское кладбище, либо кровавый истязатель, либо психлечебница. Позже "Зеркала" выруливают в "Экзорсиста" — неясно в оригинального или в одну из многочисленных на него пародий. Немного пиротехники под конец — и в эпилоге герой оказывается в финале "Сайлент Хилла", откуда, пока не сняли сиквел, выхода нет.
Кроме массы нелогичных и неприятных моментов, Ажа украсил свою нескучную в итоге ленту массой заготовок для удачного трейлера: то голубь ухнет с грохотом реактивного истребителя, то коварное отражение притаится за креслом с ножом. И все это было бы очередной неудачной попыткой трансплантации азиатских кошмаров в мирные сновидения западной аудитории, когда бы не упомянутое здание румынской Академии наук. Если в фильме и есть монстр — то это он. Мрачное детище Николае Чаушеску, коммунистического диктатора Румынии, имевшего титулы "Дунай Разума" и "Нежный Поцелуй Родной Земли" и казненного восставшим народом вместе с женой Еленой, в самом деле могло бы служить обителью для всяческого зла.
Странно все же — имея такую жуть под боком, пытаться импортировать кошмары из Кореи. Причуды глобализма, вероятно.
С сайта Филм Ру
Эссекера вызывали?
Роман КОРНЕЕВ
Чем хороши ужастики, по ним, если не ставить себе задачей просто попугаться, бывает забавно изучать психологию, причём не отдельных режиссёров и сценаристов, а целых народов. Вот почему раз от раза японские ужастики перекочёвывают за океан и становятся там совсем другими? Неужто потому, что американские сценаристы (и неамериканские тоже) не в состоянии не «опошлить», и что там ещё обычно в таких случаях пишут.
Думается, дело тут не в сценаристах, хотя римейк — это всегда римейк, то есть штука вторичная. Но не отказываемся же мы от экранизаций? Тоже своего рода опошление. Были буковки, стали движущиеся картинки. Так и с джей- и корейскими хоррорами, в самой идее снять нечто по мотивам чужого сценария нет ничего в корне неверного и богомерзкого, снял же Скорсезе своих «Отступников», все довольны. Хотя и там не обошлось без криков про «опошление». Значит, дело в другом.
Тонкий момент тут — как раз в психологии. Киношники норовят снимать кино своё и о своём, а будет ли там призрак в зеркалах, чорноволосые девочки в колодцах или чёрт в ступе, это уже вопрос факультативный. У японцев «своё» — это мистицизм уединённых мест (которых у тех почти и не осталось), симфония взаимных проклятий (тоже штука в городских мегаполисах необычная) плюс почти животный ужас перед окружающей их неживой природой (а другой у них скоро и не останется). Корейцы живут иначе, и снимают иначе. У них много рассуждений о первородном человеческом одиночестве, много кровожадной, но далёкой от бытового мистицизма мести, а ужас у них — не продукт чужих грехов, он просто есть вокруг, и с ним как-то нужно уживаться.
Понятно, что перенесённый на американскую почву тот же вроде сюжет становится совсем другим. И глядя очередные римейкизированные «Зеркала», чётко понимаешь, чьи тараканы лезут наружу в этом фильме. Муженёк, уволившийся со службы детектив «с прошлым» и нервами на пределе, мягко скажем, не аглосаксонская женщина-врач с двумя болезенно-политкорректными детьми и противоречивыми чувствами, сестрица с вопросами о том «не пора ли тебе сходить к психиатору» и большой прогоревший во всех смыслах фешенебельный магазин, куда герой устраивается ночным сторожем.
Что мы видим во всём этом через призму американской постановки? Бытовой алкоголизм, «прозак нэйшн», невозможность куда-нибудь бежать и вообще что-нибудь сделать, абсолютное одиночество всех и каждого при постоянном и бурно проявляемом в их сторону постороннем показном внимании, странные до идиотизма «дети кукурузы», все медленно, но верно сходят с ума, каждый в своём зажатом мирке, никто никому не поможет иначе как под дулом и не поверит, иначе как сперва узрев нечто ужасающее, а посреди утыканного небоскрёбами города торчит обугленный остов здания, по поводу которого «владельцы всё ещё судятся со страховой».
Ей-ей, вот вам незамысловатое, но очень полное отражение образа жизни современного городского американца, такой «Секс в большом городе» наоборот. Ужастики вообще забавнее всего смотреть из резонного предположения, что «призраков в зеркалах не бывает», а все без исключения персонажи на самом деле давно и прочно сошли с ума от такой унылой до полной безнадёги жизни.
Никакой Анны Эссекер в природе не существовало, психлечебницы не размещаются в таких огромных дворцах с колонами, всезнающий друг-полицейский моложавому Киферу Сазерленду почудился, никто никому ничего не посылал, все постепенно покончили с собой, а странному мальчику нужен доктор.
Герои «Зеркал» с самого начала, с титров, живут в этом незамысловатом зазеркалье, именуемом реальностью, и не могут оттуда выбраться, способные разве только оставлять немые отпечатки на стёклах немых небоскрёбов. Их никто не видит и никто не слышит, в точности как это было в шикарном финале «Сайлент Хилла», с той лишь разницей, что на этот раз пропавших даже искать некому — остальные пропали при других обстоятельствах, но с тем же итогом.
«Зеркала» — американская мечта наоборот, получите, распишитесь. И именно в таком ракурсе они ценны. Когда-нибудь и мы научимся снимать ужастики не о жизни неведомых метросексуалов, угодивших в передачу «Дом 2», а о нас с вами, с нашим бытовым ужасом. И присмотревшись, тогда мы поймём, что это никакая не сказка.
До встречи в кино.
С сайта Филм Ру