"Чарулата / Одинокая жена"
Название фильма: | Чарулата / Одинокая жена |
|
|
Страна-производитель: | Индия | ||
Английский: | Charulata / The Lonely Wife | ||
Жанр: | драма / мелодрама / экранизация | ||
Режиссер: | Сатьяджит Рей | ||
В ролях: | Мадхаби Мукхержи, Шаилен Мукхержи, Соумитра Чаттерджи | ||
Год выпуска: | 1964 | ||
Наша оценка: | |||
Купить | |||
|
|
||||||||
Сюжет и комментарий
Основанный на новелле Тагора удивительно современный рассказ о любви, сладострастии, верности и растущем самосознании женщины на фоне Бенгальского возрождения, интеллектуального пробуждения Индии в 19-ом столетии.
Неторопливые, плавные переходы от одной сцены к другой, длинные монтажные куски, пристальный взгляд камеры, которая фиксирует внимание зрителей на деталях, несущих глубокую смысловую нагрузку,— такова монтажная стилистика фильмов Рея. Ученик и почитатель Рабиндраната Тагора, в кинематографе Рей сумел соединить воедино художественное видение современности и философского осмысления древних начал гуманистической культуры своей страны. Вслед за Тагором Рей утверждал значимость человеческой личности, ее внутреннего мира как источника творческих сил.
Рей, один из самых поэтичных режиссеров, воспевал красоту природы, величие Индии, и в этом восхищении гармоничностью и совершенством мироздания он близок к мотивам древней поэзии "бхакти". Мифологические мотивы, присущие творчеству режиссера в большинстве его работ, позволяют Рею перекинуть мостик между прошлым страны и ее настоящим, показать нерасторжимость древних национальных традиций и современных социальных устремлений.
Глубоко национальный художник, Рей нашел свой путь в реальный мир народной жизни — его фильмы, сочетающие тонкие психологические наблюдения и поэтичность, обыденность и романтику, лиризм и иронию, близки подучу народным сказаниям и легендам.
Его фильмы трудно поддаются анализу или сухому пересказу сюжетной линии, как и все яркие авторские произведения, они могут быть восприняты лишь как единое и нерасторжимое целое, где одинаково важны все компоненты: режиссура, операторское и актерское мастерство, музыка и цветовое решение. Причем эксперименты в области достижения наибольшей выразительности на экране никогда не были для Рея самоцелью. Будучи индийцем, остро чувствуя все социальные и политические конфликты своей эпохи, он достаточно активно заявлял в фильмах о своей гражданской позиции, напр., выступал страстным публицистом в борьбе за эмансипацию женщин - как в фильме "Чарулата".
Рей был автором своих картин в полном смысле этого слова, зачастую совмещая функции режиссера, сценариста, художника и композитора. При этом успевал писать книги, рассказы, издавать журнал, писать музыку и сценарии для своих коллег.