"Мститель / Дух / Дух мщения "
Название фильма: | Мститель / Дух / Дух мщения |
|
|
Страна-производитель: | США | ||
Английский: | Spirit | ||
Жанр: | триллер / фантастика / экранизация | ||
Режиссер: | Уилла Эйснера | ||
В ролях: | Сэмюэл Л. Джексон, Скарлетт Йоханссон, Ева Мендес, Джейми Кинг, Гэбриэл Махт, Пас Вега, Сара Полсон, Фрэнк Бонд, Чэд Брамметт, Хью Эллиот, Сейшелль Гэбриэл, Дэн Джеррити, Эл Гото, Мигэн Холоуэй, Дэниэл Хабберт, Стана Катич, Дэн Лориа, Луис Ломбарди, Марин | ||
Год выпуска: | 2009 | ||
Наша оценка: | |||
Купить | |||
|
|
|
|||||||||||
Сюжет и комментарий
Очередной перенос нуар-комикса на целлулоид, история про Призрака Копа (Габриель Махт) и врага его, Октопуса (Сэмьюэл Л. Джексон). У руля Его Величество Фрэнк Миллер, со всей своей стилистикой. Оригинальный комикс Уилла Эйснера — крёстного отца американского комикса, изобретателя жанра графического романа и учители Фрэнка Миллера — увидел свет более 40 лет назад и сейчас входит в число выдающихся комиксов всех времён.
Сам себе демиург
Итоги
На сегодняшний день Фрэнк Миллер - самый известный в мире автор комиксов. С его мольберта на газетные, журнальные страницы, а затем и на большой экран ступили герои серии графических новелл "300", "Сорвиголова", "Бэтмен: Темный рыцарь". А наиболее популярную свою серию "Город грехов" Миллер экранизировал на пару с Робертом Родригесом. "Город", номинировавшийся на "Золотую пальмовую ветвь", как оказалось, стал для Миллера репетицией перед уже сольной режиссерской работой над "Мстителем".
Как ни странно, в основе этого проекта Фрэнка Миллера лежат не его собственные произведения, а графический роман Уилла Эйснера "Дух" 1940 года выпуска. И сама картина кажется изысканным поклоном Миллера режиссерам фильмов-нуар.
Собственно, чего еще, кроме как признаний в любви и преданности великому Уиллу Эйснеру, с 1940-х находившемуся в авангарде развития комикса, можно было ожидать от Миллера? Несмотря на то что на пике популярности в середине прошлого века были пестрые, бойкие истории про Бэтмена и Супермена, Эйснер рисовал черно-белые лаконичные истории, главным героем которых стал Дэнни Кольт-Мститель. Будучи верным последователем и учеником, Миллер педантично воссоздал на экране образы мастера и, что самое главное, сумел передать депрессивную атмосферу Столицы эйснеровского мира: небоскребы, шпили которых окутаны вечным туманом, давят своими размерами, гигантские фабричные трубы, извергающие клубы дыма, и постоянно моросящий дождь повергают в уныние. Режиссер лишь немного осовременил Столицу. Жители неуютного города, погруженного в вечную тьму, сидят по домам, ведь на улицах орудует Спрут. К слову, в самом комиксе доктор Спрут был представлен лишь "парой перчаток". В воображении Миллера из нее выросли руки, ноги, туловище и голова актера Сэмюэла Л. Джексона. Спрут - злодей карикатурный, склонный к театральным эффектам: свои пафосные диалоги он произносит, то нарядившись японским самураем, то в образе нацистского доктора-садиста (чернокожий артист, затянутый в элегантную форму эсэсовца, - отдельный, ни с чем не сравнимый аттракцион). Вместе со своей напарницей Силкен Флосс (Скарлетт Йоханссон) Спрут охотится за роковой красоткой Сэнд Сареф (Ева Мендес), у которой находится могущественный артефакт. Остановить Спрута может только неуязвимый Дэнни Кольт-Мститель.
И герой сразится со Спрутом один на один. Но жителям Столицы рано вздыхать с облегчением. Ведь режиссеру-демиургу Фрэнку Миллеру, а вместе с ним и зрителю так комфортно в созданном мире. В мире, в котором олдсмобили прекрасно уживаются с футуристическими вертолетами, самое разэтакое навороченное оружие - с обычным шестизарядным револьвером, а ксерокс отлично смотрится в роскошном интерьере ар-деко. Каждая новая сцена вызывает какой-то наивный, детский восторг. В процессе съемок исполнители играли на пустом фоне хромакея, а окружающие их интерьеры и пейзажи затем полностью дорисовывались с помощью компьютера. Однако графика здесь не более чем инструмент, который может оттенить, но никогда не заменит настоящих, живых актеров. "Мститель", перефразируя Карслона, произведение местами диковатое, но от первого до последнего кадра - более чем симпатичное… Наглядное доказательство того, что можно взять известный жанр, классический нуаровский триллер, слегка обновить, и он заиграет новыми, то есть хорошо забытыми старыми красками.
Стас Лобастов
Картинка ожила
Газета "Труд"
В своем фильме "Мститель" Фрэнк Миллер умело сочетает уважение и иронию по отношению к одному из отцов-основателей комиксового дела.
Ученый Спрут (Сэмюэл Л. Джексон), бывший патологоанатом, занимается в своей лаборатории самыми разными вещами: синтезирует наркотики, пестует чудесное существо, состоящее из головы и ступни, и, главное, пытается создать эликсир бессмертия. Что-то в этом роде ему уже удалось: несколько лет назад он сделал особый укол себе и своему "клиенту" - мертвому полицейскому Дэнни Кольту. Теперь Кольт, превратившийся в Мстителя (Гэбриэл Махт), неслышно и красиво скользит по улицам и крышам мрачного и бесконечно любимого им города и периодически слышит зов Смерти. Отношения Мстителя с реальными женщинами, которые возникают для того, чтобы незамедлительно припасть к его губам, сложны и запутанны: то девушка-врач, то француженка, в логове Спрута изображающая Дух Парижа, то первая любовь, любительница бриллиантов (Ева Мендес).
История Кольта была придумана классиком комикса Уиллом Эйзнером. Этого человека Фрэнк Миллер считает своим учителем, и дух комикса в своей картине, снимать которую долго отказывался, воссоздал бережно. Чередование общих и крупных планов, выражения лиц героев, игра с цветом не заставляют усомниться в том, что это именно подвижный комикс, а не фильм. Хотя от Миллера, по рисункам которого Роберт Родригес несколько лет назад поставил "Город грехов", многие ждали чего-то именно родригесовского и были крайне разочарованы, не увидев ничего подобного в приключениях Мстителя и Спрута.
Миллер ведет собственную линию, вполне себе ироническую: чего стоит только Сэмюэл Л. Джексон с лицом, щедро разукрашенным сиреневыми тенями, или он же в виде самурая, или он же, одетый в нацистскую форму и произносящий страстный монолог перед связанным Мстителем. А рядом со Спрутом стоит его помощница (Скарлетт Йоханссон), одетая так же, как он. И если пытаться найти во всех этих переодеваниях какую-то логику, то легко опечалиться и предать Миллера анафеме за то, что он все-таки согласился снимать "Мстителя" и что ни с кем из именитых режиссеров не посоветовался.
А Миллер, кстати, вполне доходчиво объясняет, что, несмотря на все высокопарные фразы героев и нежный речитатив сирены Смерти, к фильму не стоит относиться слишком серьезно. Эти объяснения написаны на майках коренастых клонов, приспешников Спрута. Читать их не всегда разборчивые имена почти так же занимательно, как следить за цифрами в "Отсчете утопленников" Гринуэя. В первых кадрах появляются Пафос, Этос и Логос, затем, когда фильм становится более легкомысленным, мелькают прозаические Уэвос и Ранчерос (производные от испанских слов "яйцо" и "простак"). А когда Скарлетт Йоханссон засовывает себе за пазуху извивающийся палец взорванного Спрута и отправляется восстанавливать босса, материализуется уже совершенно шуточный Адиос. Принцип комикса: все, что нужно, объяснить короткой фразой или вовсе одним словом.
Сергеева Жанна
Любимые женщины детектива Кольта
Роман КОРНЕЕВ
Миллер, конечно, большой молодец. На съёмках «Города грехов», как показала дальнейшая история, он вовсе не работал зицпредседателем, который и рядом с Родригесом сидел, и рядом с Тарантино сидел. Он мотал на ус, перенимал метод и учился снимать нуар. На выходе мировой кинопром заполучил готового режиссёра, владеющего методом переснять чёрно-белый комикс про «казаков и разбойников» в нечто кинематографическое, пусть это он умеет сколь угодно механически, но ведь сами комиксы — его стезя, значит, творчество просто переходит от непосредственно съёмочной площадки в уютные кабинетные кресла, и результат от перемены мест таких слагаемых должен бы оставаться прежним.
И действительно, на беглый взгляд — всё прекрасно. Миллер действительно яркий и харизматичный (в своём жанре) дважды краснознамённый автор, и его творческий отец Уилл Эйснер интересен именно тем, что с первого ролика «Мстителя» видно, откуда есть пошёл графический роман Фрэнка Миллера. К тому же ценители и исследователи получили редкий шанс вживе увидеть, как возникал и развивался жанр нуар-комикса, каковы его корни и так ли отдельно он существует от прочих ответвлений столь популярных в мире рисованных картинок.
В роликах мы видели всю ту же контрастную трёхцветную картинку, вычурных харизматичных героев, специфические ракурсы, интонации и движущие силы сюжета. По сути, мы с первого кадра узнавали всё то, чего нам так не хватало например в «Максе Пэйне»: цельность, стиль, тот самый дух, который так ловко был замещён прокатчиками при переводе названия комикса.
Если бы это настроение было единственным, что требуется от фильма, то мы получили бы несомненный шедевр, который сделал бы Миллера ещё и звездой сольного кинематографа, а не только автором прекрасных оригиналов. Но увы, фильму длиной в полтора часа приходится договаривать сказку до конца, раскрывая её в подробностях, ролику не доступных и ненужных.
И там возникают вопросы. Первый вопрос — увы, в первоисточнике. Эйснер — классик с мировым именем, и Миллер его творчество любит всей душой, но тот факт, что комикс был написан ещё в сороковые, говорит о многом. Даже в кино жанр нуар-детектива в те годы ещё только формировался, а потому в «Мстителе» даже самый неискушённый зритель заметит удивительные и совершенно невозможные в более позднее время элементы супергероического комикса, чего уж говорить о заметной смазанности самой истории.
То есть да, зрелище более чем познавательное. Отсмотрев очередной эпизод, знатоки и ценители не без удивления найдут для себя те элементы визуального стиля и даже целые сюжетные ходы, к которым впоследствии будет с известной настойчивостью отсылать Миллер в том же цикле «Город грехов» и даже, что совсем удивительно, Тарантино в «Убить Билла». Да и в целом Столица — неизменная любовь Дэнни Кольта — на поверку оказывается тем самым Басин Сити, мимо въездного плаката которого так часто проезжали и Двайт, и Марв, и Хартиган. И даже ещё интереснее, например, детектив Лебовиц, которого сыграл сам Миллер, собственной персоной фигурирует и в «Городе грехов».
Таких связей от частных и очень мелких до идеологически-панорамных, в фильме можно увидеть невероятно много, их можно бесконечно смаковать и сопоставлять, но когда мы всё-таки отвлекаемся от этой гессианской игры в постмодернизм, то начинаем обнаруживать, что чего-то неуловимого не хватает. Голоса автора.
Миллер нечувствительным образом оказывается не настолько авторским режиссёром, чтобы суметь прозвучать промеж пересказываемого им Эйснера с достаточной силой. Ему просто не удаётся собрать в кулак достаточно силы воли, чтобы посметь упустить хоть слово учителя.
В итоге сперва мы, едва изучив слишком неординарных для нуар-комикса героев, мучительно учимся не отвлекаться от действия на бесконечные внесюжетные авторские изыски, зачастую выпадающие из современного, а потому куда более консервативного нуар-детективного стиля, потом пытаемся определиться, к чему ведёт автор, то ли к противостоянию «человека-паука и ок-дока», то ли к истории призрака копа и его многочисленных женщин, а может, всё-таки важнее взаимоотношения героя и Столицы? Героя и Лорелеи?
Миллер заварил на экране известную кашу, попытавшись вложить туда всё лучшее, что написал Эйснер, ведь учитель недавно скончался, и трибьют ему должен вместить всё-всё-всё, и даже ещё больше. На поверку Миллер, изучив способ буквально покадрово перенести комикс на экран, забыл, что в кино монтаж служит не только для случайной перестановки флэшбеков, отступлений, крупных планов и затемнений, он нужен, чтобы из всей массы отснятого материала оставить ровно то, что необходимо, а остальное без всякой жалости отправить в допматериалы для видеорелиза.
В итоге «Мститель» оказался стаканом, наполненным более чем полностью. Шутки с лысыми клонами («адиос, амигос», ага), нацистские отступления Спрута, битие унитазами по головам, неожиданно бронебойное «золотое руно», шизофреническая влюбчивость главгероя, ещё и помноженная на ну очень уж вычурно звучащие переводные имена очередной пассии — всё это не углубляет картинку, оно её перенасыщает до состояния засахаренного варенья, которое без закуски и запивки организм воспринимать отказывается.
Так лучшие намерения закончились на весьма минорной ноте. Нельзя не признать честность и фанатизм Миллера в своей работе, но, увы, более чем полный стакан забыли наполнить веселящим газом режиссёрского таланта, который бы разбавил весь этот любовно собранный сухой остаток до удобоваримого состояния, ведь не все же зрители — настолько ценители и эксперты, чтобы получать удовольствие от подобной сухомятки.
Вот такое кино.
С сайта Кинокадр Ру
Удар под дух
Время новостей
«Мой город кричит... Он моя мать, он моя возлюбленная, а я его Дух...» Именно так относится к своему месту жительства, вымышленному Централ-Сити (в котором, впрочем, как и в Готеме, родине Бэтмена, без труда угадывается вполне реальный Нью-Йорк), полицейский Дэнни Кольт (Гэбриэль Махт), который неизвестным науке способом вернулся из мертвых после гибели при исполнении служебных обязанностей и приступил к работе по охране закона и порядка в качестве Духа -- супергероя в черой маске, скрывающей глаза. Маска, впрочем, не более чем элемент декора -- на улицах Централ-Сити его прекрасно знают, скрываться ему не от кого: женщины всех возрастов от него без ума, а малолетние дети берут у него автографы (он же в свою очередь, с удовольствием позируя перед репортерскими телекамерами, призывает маленьких горожан слушаться старших и обязательно чистить зубы). Основная задача Духа -- обезвредить своего главного противника, гения злодейства про прозвищу Спрут (Сэмюэль Л. Джексон), эксцентричного маньяка-мегаломана, озабоченного проблемой собственного бессмертия, а заодно и уничтожения мира в привычном виде, для чего он вовсю занимается генетическими исследованиями, а заодно пытается использовать в своих темных целях ящик Пандоры из древних мифов. Но, похоже, куда больше, чем борьбой со злом, Дух озабочен собственной личной жизнью -- ему приходится выстраивать весьма сложносочиненные отношения с окружающими красавицами, среди которых -- Сэнд Сареф (Ева Мендес), подруга отрочества, ставшая по ряду причин не последней фигурой в преступном мире Централ-Сити, помощница Спрута Силкен Флосс (Скарлетт Йохансен), полицейский терапевт, а по совместительству дочь непосредственного начальника Духа (кто бы мог подумать, что у супергероев бывают начальники, но факт остается фактом) Эллен Долан (Сара Полсон), и наконец, новая офицерша полицейского управления Моргенштерн (Стэна Катис)... На Спрута, впрочем, тоже некоторое количество времени отведено, и вот злодей повержен (явно не навсегда), а Дух с легким, пусть и небьющимся сердцем возвращается к акробатическим прыжкам по крышам Централ-Сити. Любимый город может спать спокойно. И видеть сны. И зеленеть -- почти девяносто процентов фильма снято на фоне необходимого для компьютерной графики экрана соответствующего цвета -- среди зимы...
До премьеры «Дух» (или в нашем прокате «Мститель») Фрэнка Миллера казался безусловным шедевром. Еще бы -- мастер комиксов, создатель оригиналов для «Города грехов» и «3000 спартанцев», визионер милостью божьей и отменный рисовальщик взялся перенести на экран классическую серию комиксов своего кумира и учителя Билла Эйснера, «дедушки графического романа», без которого мир рисованных историй никогда не был бы таким, как мы все его знаем, а многие еще и по-настоящему любят. Поначалу и вправду ничего не предвещает беды -- нарисованный снег падает на нарисованную землю фантастически красивыми хлопьями, алый галстук Духа взрезает черно-белое изображение, отличить явь от выдумки практически невозможно. Виды Централ-Сити поражают изобретательностью, точно так же, как и смешение времен и стилей, где на равных соседствуют винтажные автомобили и автоматы Калашникова, длиннополые плащи героев «черных детективов» 40-х годов и мобильные телефоны, старомодные газетные заголовки в половину полосы и характерный рисунок подошвы модных кедов. Но чем дальше -- тем больше воцаряется на экране труднообъяснимая и ничем не оправданная, но от того ничуть не менее очевидная глупость. Шутки становятся все более плоскими и дурацкими, в какой-то момент Дух оказывается на экране без штанов, подобно клоуну из заштатной антрепризы, в качестве оружия Спрут и использует старый унитаз, утверждая: «Туалет -- это всегда смешно». С трудом подавив граничащее с форменным шоком изумление, начинаешь прикидывать, на что вся эта вампука похожа более всего, и когда наконец мозг выдает немыслимый, но единственно верный ответ (на фильм «Гитлер капут!»), на экране, как будто проникнув в эти крамольные мысли, появляются свастики и злодеи в гитлеровских мундирах. Вот тут уже предохранительный клапан срывает вовсе, и остатки разума со свистом выходят наружу.
Все это было бы не более чем курьезом (пусть и огорчительным -- Миллер в любом случае творец, и вполне выдающийся, так что над его неудачей хочется злорадствовать в самую последнюю очередь), если бы не укладывалось во вполне очевидную тенденцию последнего времени. Провал «Мстителя» лишний (и тут это слово уместно как никогда) раз показывает, что жанр графического романа, да и относительно серьезного комикса вообще, совсем не так органичен для переноса на экран, как казалось еще совсем недавно, и картинки с подписями и репликами, расположившиеся в белых «пузырях», вовсе не являются готовыми раскадровками для грядущих киношедеров -- это вполне самостоятельное явление культуры, с которым надлежит обращаться ничуть не менее бережно, чем с «настоящей» литературой. Конфуз с серией Эйснера -- пример далеко не единственный. Вторая серия «Хеллбоя» -- «Золотая армия» Гильермо дель Торо, в основе которой лежал мрачный шедевр Майка Миньолы, оказалась аляповатым китчем в духе обновленных «Звездных войн». Пшиком, пусть и перенасыщенным насилием, обернулась очередная попытка найти адекватное киновоплощение серии рисованных триллеров компании Marvel про неуловимого карателя Фрэнка Кастла -- недавняя «Зона войны» Лекси Александра с Рэем Стивенсоном. Да и проблемы с выходом в свет «Наблюдателей» Зака Снайдера, долгожданной экранизации графического романа Алана Мура (выдающегося произведения, попавшего в сотню главных именно что литературных произведений века, по авторитетному мнению журнала Time), обещавшей стать «Гражданином Кейном» для жанра кинокомикса, связаны, похоже, не только со студийными дрязгами по поводу авторских прав, но и с чисто художественными проблемами. Так что изменение названия фильма Фрэнка Миллера в отечественном прокате кажется не просто уместным, но и в достаточной степени пророческим -- «дух» оригинального произведения из него испарился, а жанр именно что «отомстил» за долгие годы несерьезного к себе отношения.
Станислав Ф. Ростоцкий
В Городе греха – день дурака
Текст: Кирилл Андреев
"Мститель" автора "300 спартанцев" и "Города грехов" Фрэнка Миллера стал самым провальным фильмом уходящего года. Совершенно несправедливо.
Одинокий герой, суровый Мститель (Гэбриэл Махт) хранит покой родного мегаполиса. Преступники трепещут — он неуязвим, бессмертен и единственный, кто может померяться силами со Мстителем — это Спрут (Сэмюэл Л. Джексон), гениальный преступник, преступный ученый и законченный псих. Главная цель Мстителя одолеть Спрута, вы понимаете. Но, кроме злодея, героя одолевает еще масса проблем — выяснить, почему он неуязвим и бессмертен, куда подевалась его детская любовь, как ему разобраться с бесчисленными женщинами, как договориться со смертью, поющей ему свои песни и понять намеки Спрута о том, что их связывает нечто большее, чем старая вражда.
Почти в самом начале фильма жертвой Спрута становится честный полицейский Лейбовиц. Имя этот персонаж получил в честь одного из основателей DC Comics (таких намеков в фильме вагон и тележка) а сыграл его сам Фрэнк Миллер, сценарист и режиссер фильма. "У него вода в легких", — кричат медики. И почти то же самое кричат критики — вода в легких, пуля в башке. Вряд ли какой-то из фильмов за последний год удостоился такого разноса. Причем, что бывает нечасто, зрители солидары — истории о том, как бездарно были потрачены деньги на билет, как томительно бежали часы и минуты в кинотеатре и какой бессмысленный бред лился с экрана, леденят кровь. Плещут бензинчику в этот костер и поклонники комикса Уилла Айснера, сочинившего The Spirit в 40-х как приложение к газете — Дэнни Кольт, он же Мститель, был простым парнем, а стал супер-чем-то.
Отчасти Миллер, чьи графические романы "Город грехов" и "300 спартанцев" были экранизированы с таким успехом, стал жертвой больших ожиданий, а ожидали шедевра — еще бы, один из главных авторов комиксов современности взялся за кино. Отчасти, все упреки к "Мстителю" справедливы — бессмысленные персонажи, простодушный сюжет, копирование киностиля "Города грехов".
Со всем этим можно согласиться, правда с парой оговорок. Например, можно заметить, что "Человек-паук" — изумительно глупое кино, а его сюжетные конвульсии могут сойти за развитие характеров только в сравнении с "Курочкой-рябой". Что совершенно не помешало ему стать успешным. В случает с "Мстителем", который по духу ближе к "Небесному капитану и Миру будущего", чем к "Городу грехов", произошло фатальное непонимание между Миллером и аудиторией. Зрители ждали разрыва аорты, крика "Это Спарта!" или сакраментального "Старик умирает, девочка остается жить. Честный обмен". А получили кровавую шутку для фанатов жанра с Евой Мендес, которую Мститель разыскивает по городу, используя вместо фото ксерокопию ее задницы (надо заметить, этого и вправду достаточно). Получили Скарлетт Йоханссон в нацистской форме, которая ей очень к лицу и еще более полоумного Сэмюэла Л. Джексона, чем до сих пор, хотя это и трудно представить. Почему Скарлетт в фуражке с черепом? Непонятно. А нужны объяснения? "Мститель" — это веселая чушь, комедия, куда просыпали половину "Золотой ветви" Фрейзера, шутовской колпак на голове умницы Миллера.
И — хорошо, ладно, если вас не трогает задница Мендес и свастика Йоханссон, бог вам судья. Но если вас не тронет Джексон, печально размышляющий над игривым созданием, состоящим из человеческой ступни и маленькой лысой головы, значит у вас нет сердца.
С сайта Кинокадр Ру