Описание фильма

"Хранители / Дозорные"   

Название фильма: Хранители / Дозорные
Хранители / Дозорные
Страна-производитель: США
Английский: Watchmen
Жанр: боевик / драма / триллер / фантастика
Режиссер: Зак Снайдер
В ролях: Джеффри Дин Морган, Малин Акерман, Карла Гуджино, Билли Крадап, Патрик Уилсон, Джеки Эрл Хэйли, Мэттью Гуд, Стивен МакХэтти, Мэтт Фрюэр, Лора Меннелл, Соня Саломеа, Дэнни Вудберн, Джей Бразо, Кэрри Гензель, Л. Харви Гоулд, Мэттью Харрисон, Гэри Хьюстон, Р
Год выпуска: 2009
Наша оценка:
Купить
 
сюжет и комментарии
интересно
кадры из фильма
 

Сюжет и комментарий

Многоплановый, загадочный, приключенческий фильм, действие которого разворачивается в параллельной реальности, в Америке 1985 года. В этом мире супергерои стали частью повседневной жизни общества, а Часы Судного Дня, застыв в пяти минутах от полуночи, отсчитывают время до столкновения ведущих мировых держав. После убийства одного из своих прежних коллег Роршах — супергерой, никогда не снимающий маски, — полон решимости свершить суд Линча. Он начинает расследование заговора, призванного уничтожить или дискредитировать всех супергероев прошлого и настоящего. Он собирает своих соратников — отставной легион борцов с преступностью; лишь один из них обладает подлинной силой. Постепенно Роршах осознает пугающий масштаб заговора, связанного с общим прошлым героев и сулящего катастрофические последствия в будущем. Они хранят наш покой, но кто охранит нас от Хранителей.

Хранители:
1985

Роман КОРНЕЕВ

Тридцатые годы, в какой-то не зафиксированный историей момент она начинает двигаться не совсем так, как мы знаем из учебников. Вместо супергеройских комиксов в Америке появляется группа живых «костюмированных героев», которые объединяются в группу под названием Хранители, дабы вместе бороться с возрастающей преступностью. Они ни в коем случае не супергерои в традиционном понимании — у них нет лазерного зрения, они не умеют растворяться в воздухе, их не покусал ни радиоактивный паук, ни обыкновенный вампир. Они просто носят маски, скрывают свои имена, дерутся, как звери и ещё чуточку дольше других живут, всю жизнь сопровождаемые музыкой Филипа Гласса. В остальном же это — обыкновенные люди, которые гибнут от рук бандитов и правительств, кончают жизнь самоубийством от неразделённой любви или просто удаляются на покой, старики уходят, новое поколение приходит.

И шла бы история своим путём, разве что из всех комиксов остался бы один бесконечный цикл про Озимандиса, самого умного и самого быстрого человека на Земле, да только одна проблема — в пятидесятые годы ядерная физика благодаря несчастливой случайности теряет талантливого учёного Джона Остермана, зато Хранители получают в свой коллектив голубое человекообразное сияние по имени доктор Манхеттен.
Он сохранил большую часть человеческой сущности, работает над субъядерными источниками энергии, а заодно может контролировать пространство, постепенно отдаляясь от мелких человеческих дрязг в свою большую Вселенную. И вот тут история начинает свою неизбежную девиацию. Комедиант, нелюдимый циник, воевавший во Вьетнаме, уговаривает доктора Манхеттена стать живым щитом и мечом нации. Начинает играть «Полёт валькирий», а когда музыка заканчивается, то уже убит Кеннеди (так, и не совсем так), а старик Никсон, которому не пришлось давать интервью британскому журналисту Фросту, в пятый раз восседает во главе Вашингтонского обкома, готовя планету к ядерному апокалипсису. 1985 год от Рождества Христова.

Бывшие костюмированные герои — кто спивается себе тихо на Майами, кто тоскует по ночам над пыльным арсеналом, запрещённым ещё в 77 году, кто по старой памяти бессильно рыщет по городу в маске с кляксой Роршаха, бормоча про себя «карать-карать-карать», кто в планетарных масштабах рубит бабло на образе Озимандиса, а кто в квартирке с приметным номером ждёт того самого конца света, делая вид, что до сих пор «работает на правительство».
С насильственной смерти последнего, сломленного не физически, но морально, и начинается фильм, которого столько раз могло не быть, что в итоге сам его выход — это какая-то альтернативная реальность.

Дело тут даже не в судебных исках «Фокса» и «Уорнер бразерс», дело куда глубже. Прошедшая в середине серых и мрачных восьмидесятых волна своеобразного разоблачения голливудского, что уж там говорить, а не рисованного образа супергероев, изначально была обречена на провал. Голливуд тогда успешно нащупал новую точку роста в виде нового поколения цифровых визуальных спецэффектов и последних героев боевика, и мир вновь на два десятка лет вернулся к Человеку-пауку, пусть бы его звали Джон Маклейн или просто Арни.
Сюжеты о людях, а не о спецэффектах, снова-здорово, как тому и положено быть, вернулись в лоно жизненных драм, а «костюмированные герои» сели в машину времени, бэк ту сороковые, дабы как в стари начать бороться с преступностью, состоящей из таких же психов и фриков.

Кто бы мог подумать, что под конец «нулевых» годов двадцать первого столетия на волне интереса возникнет, разрозненное и невнятное, движение «серьёзного комикса», и тогда «Хранителей» в конце концов поставят. Событие всё ещё слишком невероятное, чтобы случиться.
Потому что этот фильм — он не об альтернативной реальности, не о костюмированных героях, не о запоздалом расследовании одиночки-социопата Роршаха, и даже не о ядерной угрозе, от которой не поможет никакой супергерой. «Хранители», по сути своей, это такая антиутопия наоборот, фильм о том, что настал конец света, а мы и не заметили.
Супергероев часто любят разные фрейдисты и юнгианцы разбирать на запчасти, вычленяя психотипы и прочую антинаучную муть, примерно как это сделал Вайдт с Манхеттеном, а уж социальная опасность Роршаха и Комедианта вообще не требует доказательств — немедленно изолировать их от общества!

Вот только все эти психи и фрики до сих пор на воле, потому что это мы с вами и есть. Посмотрите хотя бы ролик фильма «Фанаты», узнаете о себе много нового, только в «Хранителях» те же люди вдруг вспоминают, что молодость на самом деле ужасно коротка, а взрослая жизнь она такая — в ней полно грязи и мерзости, но ещё больше в ней — скуки и неоправданных надежд, про что, по большому счёту, и снял свой фильм Зак Снайдер, до того сумевший поставить тоже вроде вполне «взрослый» кинокомикс на одном голом неразбавленном тестостероне и сепии.
В «Хранителях» нет ни следа сепии, тут много синего и жёлтого, как художник Дэйв Гиббонс завещал, только улыбка тут видна лишь одна — смайлик на значке Комедианта. Но сороковые тут будут вспоминать неоднократно, в монологах Роршаха, в оживших старых фотографиях, в бесконечно прекрасных титрах под Боба Дилана. И в конце концов все эти одеяния ночной бабочки, палача и Александра Македонского, все эти торчащие отовсюду нарочитые ушки Бэтмана и очки Кларка Кента, все они сойдутся в одном: детям на этот сеанс путь заказан не потому, что тут дефилирует неглиже доктор Манхеттен или брызжет фонтанами кровь, полно фильмов пожёстче, просто этот фильм — он про взрослые проблемы.

Все эти бесконечные монологи, диалоги и флешбэки рассказывают историю на грани между политпамфлетом, драмой о кризисе среднего возраста и какой-то зловещей шуткой надо всем человечеством.
Паланик писал в своём романе «Бойцовский клуб», что мы все — поющий и танцующий мусор этого мира. «Хранители» — это такие же поющие и танцующие мы, просто затянутые поверх собственных комплексов, импотенции и несбывшихся надежды в латекс супергероев, кто — скрываясь за маской, а кто — уже и не скрываясь. И эта мысль прорывается сквозь спецэффектные красоты, а потому ещё удивительней тот факт, что фильм всё-таки сняли и выпустили. Дело в том, что его смотреть… неудобно.
Да, авторы постарались порадовать и рядового зрителя, просто пришедшего посмотреть просто кинокомикс, и дурацкий, если честно, финал — дань этому зрителю. Безбожно затянутый даже театральным монтажом (посмотрим, что будет в режиссёрке), он должен был собрать в себя и кучу спецэффектов, и символику в виде строительного котлована на фоне уцелевших Башен-близнецов или дурашливой убогости прессы, которой всё равно нет замены, и даже извечный спор либералов-болтунов и консерваторов-фашистов.

Если же вспомнить про детектив, задел на будущий фильм, якобы осмысленное и неизбежное убийство «гарвардского истеблишмента» и одного усталого человека в маске, то финал становится окончательно переусложнённым, очередной раз давая нам возможность удивиться тому, что фильм всё-таки вышел, пытаясь угодить и вашим и нашим, что обычно не идёт судьбе проекта на пользу.
И всё-таки, как хорошо, несмотря на неровность линий разных героев (и главный пострадавший — дежурный злодей), несмотря на неровность и затянутость финала, несмотря на картонного Никсона, фильм прекрасен уже тем, что он есть. С его видеорядом, музыкой (старой и новой), даже всеми этими гендерными делами, с недотянутой линией квантового человека, с прекрасными супергеройскими лосинами, с наивом вокруг «советского премьер-министра», с летающим глазастым наутилусом и живой маской Роршаха.
Правильно он сказал, это не его тут с нами заперли, а это нас заперли с ним. Человеку от человека никуда не деться. Даже в комиксе про супергероев. До встречи в кино.
С сайта Кинокадр Ру

Бог улетел на Марс
Текст: Кирилл Андреев

После "Хранителей" Зака Снайдера комиксы уже не будут прежними — тот, кого после "300 спартанцев" держали за талантливого Бивиса, неожиданно снял грандиозный фильм.
"Вы не поняли! Это не меня с вами заперли, а вас со мной!", — так мог бы заорать Ницше сумасшедшим веймарской психушки, где умирал в 1900 году, да и всему миру. Так кричит Роршах — супергерой, психопат и преступник — уголовникам в тюрьме и всему миру. Разница в том, что Ницше, уже написавший к тому времени свои книги о сверхчеловеке и разбитый ударом, уже не мог кричать. Роршах, сверхчеловек, чье предназначение — наносить удары, найдет пару слов и в самом конце.
1985, каким он мог быть. Ричард Никсон избран на пятый срок, супергерои, защищавшие закон и порядок, поставлены вне закона, США и СССР стоят на пороге атомной войны. Доктор Манхэттен, в результате несчастного случая в лаборатории превратившийся в практически всемогущее существо, работает на правительство. "Бог существует и он — американец". Другой Хранитель, по прозвищу "Самый Умный Человек на Земле", занят своей бизнес-империей, прочие расползлись по щелям и лишь Роршах, чье лицо — грязная тряпка с плывущими по ней пятнами, не хочет остановиться. Убит один из Хранителей — жестокий Комедиант, садист и безжалостная сволочь. Роршах начинает свое расследование смерти Комедианта, которое положит конец миру, как люди его знают в этой вселенной.
Сочинивший "Хранителей" Алан Мур к Голливуду относился всегда равнодушно, хотя по его комиксам уже поставили "Из ада" и "V значит вендетта". Мур всегда отказывался принимать участие в постановках, и Голливуд оправдывал его худшие ожидания — про "Вендетту" он высказался в том смысле, что ключевыми словами тут являются "фашизм" и "анархизм" и ни одно из них в фильме не произнесено. Понятно, что с человеком, который в качестве своих вдохновителей называет Уильяма Берроуза, Пинчона и Клайва Баркера, договориться трудно. А с таким, который снимает свое имя с титров успешных картин и отдает прибыль соавтору по комиксу Дейву Гиббонсу — тем более. "Хранителей" Мур твердо считал неэкранизируемыми, о чем заявлял и Терри Гилльяму и Даррену Аронофски, которые в разное время брались за проект. С Заком Снайдером он просто отказался разговаривать.
И зря. Снайдер, которого после "300 спартанцев" держали за талантливого Бивиса, сделал без преувеличения великое кино — начав рвать со своим прошлым в "Городе грехов" и "Темном рыцаре", после "Хранителей" жанр кинокомикса уже точно не будет прежним. И дело тут не в костоломной ярости фильма или грандиозности размаха — хотя если вы видели светящегося обнаженного великана, шагающего черед джунгли, мановением руки убивающего вьетконговцев, или Марс, где Манхэттен укрылся от людей, то вряд ли забудете. И даже не в умной постановке Снайдера, тасующего выдуманную вселенную как колоду карт, от чего она становится более настоящей, чем эта — хотя на титрах "Хранителей" происходит больше, чем в ином фильме за полтора часа.
Дело в том, что комикс больше не спрашивает разрешения — быть умным, жестоким, отчаянным, страстным, а берет свое там, где увидит свое. "Хранители" говорят о трех вещах — о человеческом, человечности и человечестве. Супергерои здесь не обладают сверхсопособностями, точнее их сверхспособность — это решимость и последние вопросы, которые для них как паутина для Человека-паука, а отчасти — лестница Иакова (для кого — на небо, для кого — в ад). Бог здесь — равнодушный Манхэттен, которому так же глупо молиться, как адронному коллайдеру.
А человек? Вслед за сумасшедшим немцем Алан Мур, а за ним и Снайдер, полагают, что говорить тут не о чем, пока человек не откроет в себе то, для чего был рожден. Супергероя.
С сайта Филм Ру 

Убойная сила
Время новостей

На дворе 1985 год. Но не тот, к которому мы все привыкли (хотя канал MTV имеется и в этом участке континуума). Ричард Никсон переизбран на третий срок, вьетнамская кампания триумфально выиграна через неделю после начала, а в Соединенных Штатах по улицам разгуливают самые настоящие супергерои. И пусть в большинстве своем это просто ряженые поборники справедливости, но свое дело они знают на пять с плюсом. Единственный, кто может смело называться сверхчеловеком, -- Доктор Манхэттен (Билли Крудуп), физик и бывший часовщик, ставший жертвой секретного эксперимента и превратившийся в результате облучения сначала в ходячую нервную систему, а потом в существо, способное разговаривать с нейтрино и обращаться со временем, как с конструктором «Лего».
Доктор Манхэттен -- последний довод Америки в противоборстве с Советами, и когда он по личным причинам отправляется на ПМЖ не куда-нибудь, а на Марс, баланс сил в мире трещит по швам, третья мировая становится очевидной реальностью, а символические часы Судного дня, которые то и дело показывают по телевидению, останавливают свои стрелки на без четырех минут двенадцать: то есть ждать тотальной катастрофы остается совсем недолго. Тем временем из окна собственной квартиры вылетает, пробив бронированные стекла, Комедиант (Дин Морган) -- один из супергероев-Хранителей, которые в свое время служили народу, а потом были объявлены вне закона. И это только начало -- кто-то неумолимо вышибает былых героев. Поэтому психопату с обостренным чувством справедливости и очень тяжелым детством, известному под именем Роршах (Джеки Эйрл Хейли) и скрывающему свое лицо под маской с вечно меняющейся кляксой из известного психологического теста, приходится начать собственное расследование и волей-неволей собрать вместе всех еще оставшихся в живых Хранителей.
«Хранители» -- графический роман Алана Мура и Дейва Гиббонса, увидевший свет в 1986 году и признанный безусловным шедевром не только в своем жанре, но и в области словесности (и визуальности) вообще, с самого начала считался невозможным для перенесения на экран. Это и вправду великое, но очень сложное произведение, в котором кроме традиционных картинок с подписями и пузырями реплик на равных присутствуют фиктивные газетные вырезки, фрагменты художественной прозы, полицейские протоколы, деловая переписка и ценники -- в общем, более всего это напоминает гипотетическую ситуацию, в которой очередной выпуск «Фантастической четверки» (комикса про компанию обладателей сверхспособностей) поручили бы написать Ричарду Бротигану, Томасу Пинчону, а то и Джеймсу Джойсу. Любой сюжетной линии этой книги хватило бы на целую трилогию, а по уверению создателей, в случае покадровой экранизации получился бы фильм длиной часов в десять.
Тем не менее Зак Снайдер (автор киноверсии другой классической книги комиксов, «300 спартанцев» Френка Миллера) взялся за это заведомо неподъемное дело и выиграл. Его фильм производит впечатление атомного взрыва, цунами, извержения вулкана, если бы все эти явления могли быть еще и ироничными, и изумительно стилизованными под никогда не случившиеся исторические события, и дрожащими от адреналинового передоза. Привыкшим к «Халку» или «Человеку-пауку» зрителям, что решили развлечься очередным комиксным блокбастерам, в зале делать нечего. Или наоборот, именно им-то и нужно туда отправиться, чтобы понять, что в этом мире на самом деле имеет цену.
Признав, что все в целом получилось настолько замечательно, как даже и не мечталось, можно со спокойной (насколько это позволяет повод) душой обратиться к частностям и нюансам, тем более что они интересны вне зависимости от того, знакомы ли вы с оригиналом (а познакомиться с ним стоит в обязательном порядке, благо русскоязычная версия то ли уже появилась, то ли вот-вот появится в книжных магазинах). Начнем ab ovo, то есть со вступительных титров -- Снайдер во второй раз после дебюта, конгениального ремейка ромеровского «Рассвета мертвецов», показал себя суперпрофессионалом этого вполне отдельного поджанра. Пока по экрану пробегают желтые буквы, складывающиеся в имена членов съемочной группы, перед заинтересованным взором проходит ретроспектива истории альтернативного муровского мира, и всего за несколько минут можно без проблем разобраться что к чему: тут и Красная площадь, по которой катятся крылатые ракеты, сверху проносятся сверхзвуковые истребители, а с Мавзолея за ними наблюдают некий бровастый товарищ в шапке-пирожке и попыхивающий сигарой латиноамериканский бородач; и убийство Кеннеди, причем мы впервые сможем увидеть его с точки зрения истинного исполнителя, которым оказывается... впрочем, это лучше видеть воочию; наконец, пожалуй, самый жуткий, давящий и не отпускающий еще долго, даже когда в фильме уже вовсю развивается захватывающая интрига эпизод, разукрашенная хиппушка на марше мира вставляет в дуло ружья правительственного сатрапа ромашку, после чего следует залп. И ничего больше объяснять не надо -- Большой Шайтан образца 1985-го года проявил себя во всей своей мерзейшей мощи. И все это происходит не в тишине, как в «Рассвете мертвецов» канун тогдашнего апокалипсиса предельно точно иллюстрировала баллада Джонни Кэша, так здесь за кадром звучит Боб Дилан. Снайдер вообще работает с музыкой не хуже Квентина Тарантино -- мурашки бегут по спине и в сцене похорон Комедианта, озвученных «Звуком тишины» Саймона и Гарфанкеля, и во время ретроспективного изложения истории Доктора Манхэттена, фоном к которому избраны фрагменты из «Коянискатци» минималиста Филиппа Гласса (не говоря уж об абсолютно сногсшибательной в своем онтологическом бесстыдстве эротической сцене, озвученной «Аллилуйей» Леонарда Коэна). В том же, что касается неполиткорректных моментов (из-за которых книга Мура и была в свое время среди прочего признана абсолютно неподходящей для экранизации), то здесь Снайдер временами даже превзошел оригинал -- мы можем во всей красе лицезреть первичные половые признаки Доктора Манхэттена (каковые в книге не появлялись ни разу), во время бунта в тюрьме подручного местного мини-могула мистера Шишки убивают не традиционной заточкой, а пилой-болгаркой, а в эпизоде, который объясняет, как, собственно, роршах стал Роршахом (до самого последнего момента вообще не укладывалось в голове, что он войдет в киноверсию), немецкие овчарки не просто глодают кости, но рвут на куски вполне узнаваемую ногу похищенной и убитой маленькой девочки.
Не обошлось, конечно, в «Хранителях» и без недочетов, неизбежных при работе с материалом подобного уровня, -- вселенская катастрофа ближе к концу показана не так, как у Мура, и вместо лавкрафтовских щупалец, уничтожающих основные мировые столицы, мы видим некое абстрактное свечение, вызывающее не самые симпатичные ассоциации (вроде «Фонтана» Дарена Аронофского или новой версии «Дня, когда Земля остановилась»). Но, с другой стороны, если бы все, что нарисовали Мур и Гиббонс, точно перенеслось на пленку дотошно, то из зала бы далеко не все ушли на своих двоих. Исчезли некоторые важные сюжетные линии, кое-что изменено с позиций элементарной пожарной безопасности... Но все равно. «Хранители» оказались едва ли не единственным фильмом за последнее время (причем очень и очень долгое), который хочется пересмотреть еще раз ровно в тот момент, когда он закончился. Называть его великим пока, наверное, не стоит, но он очень и очень к тому близок. Камни, на которых зиждется механизм часов Судного дня, оказались воистину философскими. А разноцветные страницы комикса обернулись скрижалями потаенного знания.
Станислав Ф. Ростоцкий

Пролетая над гнездом Бэтменов
Русский Newsweek

Первым по-настоящему громким голливудским фильмом 2009 года станут «Хранители» Зака Снайдера. Этот фильм будут активно обсуждать, даже если он вдруг провалится в прокате. Ведь он снят по культовому графическому роману, который сочинил Алан Мур, а нарисовал Дейв Гиббонс. Роман этот считается лучшим и самым революционным за всю историю комикса. Это единственный комикс, который включен в список 100 лучших англоязычных романов XX века по версии журнала The Time. Он единственный получил премию Hugo, которую присуждают за достижения в близком, но принципиально ином жанре научной фантастики. В России фильм выходит 5 марта гигантским тиражом - 700 с лишним копий.
Алан Мур, известный склочник, именующий себя магом, не посмотрев, обругал картину и потребовал снять его имя из титров. Как объясняет иллюстратор Дейв Гиббонс, который, наоборот, считает, что фильм хороший, Мур недоволен прежними экранизациями своих комиксов - «Из ада», «Лига выдающихся джентльменов» и «V значит вендетта». Сам Гиббонс подписал и пронумеровал 1000 литографий, которые совладельцы картины - Warner и Paramount - раздарят наиболее почетным зрителям по всему миру. А режиссер Зак Снайдер, экранизировавший уже один знаменитый комикс - «300 спартанцев» Фрэнка Миллера, - надеется, что Мур посмотрит-таки картину и примирится.
Примирится ли с ней российская публика, сказать сложнее. Это не совсем тот фильм, которого ждешь, посмотрев ударные рекламные ролики. Особенно если не увлекаешься комиксами и не имеешь понятия о великом писателе Алане Муре. Ждешь обычного комикса.
История между тем такова. В 1939 году в США была сформирована команда спецназа под названием The Minutemen - этакая «Скорая помощь» (один из вариантов перевода, кстати, «Члены фашистской организации»). Команду сформировали из добровольцев, вдохновленных подвигами героев комиксов, бэтменов-суперменов, которые как раз и появились в Америке в 30-х годах. В масках типичных комиксовых суперменов команда героев из «Хранителей» выглядит то ли фриками из семейки Аддамсов, то ли борцами-клоунами из дореволюционного русского цирка, где апофеозом вечернего зрелища тоже становилась битва человека-маски с простым зрителем из второго яруса.
Представители команды воздвигали американский флаг над Иводзимой и бомбили Хиросиму. В 1950-е их подвиги были не слишком заметны. В команде нет людей с суперспособностями, только супербойцы, но в 1960 году один из новых бойцов результате неудачного научного эксперимента в самом деле становится надчеловеком, способным на все. Он даже может быстро перемещаться с Земли на Луну, а потом на Марс. В Америке рождается лозунг «Бог есть, и он - американец». С этого момента супергерои становятся проводниками американской консервативной империалистической политики. Они идут на правительственную службу. Тому, который стал богом (и получил прозвище Доктор Манхэттен), президент Никсон поручает уничтожить враждебных вьетнамцев. В 1971 году Доктор обеспечивает победу Америки над Вьетнамом и превращает покоренный Вьетнам в еще один американский штат. Манхэттену помогали некоторые другие супергерои. По крайней мере двое из них - Комедиант и Роршах - придерживаются ультраправых взглядов. Они - расисты, антисемиты.
В 1969 году американцы высаживаются на Луну исключительно благодаря тому же Манхэттену. Именно он делает знаменитые лунные фото- и киносъемки астронавта Армстронга, которые поразили мир. В 1970-м создается новое, омоложенное подразделение супергероев. С 1973 года они в эксклюзивном порядке работают на Никсона. Если в недавнем хите «предоскаровской» гонки «Фрост против Никсона» у самого непопулярного - наряду с Бушем-младшим - президента США обычное человеческое лицо, то здесь у него карикатурно загнутый комиксовый нос. Никакого Уотергейтского скандала нет и не было, а двух журналистов, которые раскопали историю про прослушки, вовремя убирают послушные Никсону супергерои.
Никсон, похоже, становится для Америки таким же кошмарным символом, каким для России стал Сталин. Америка Никсона, торжествующая в «Хранителях» над жалким СССР, проводит в жизнь закон, позволяющий президенту избираться чуть ли не пожизненно. Супергерои расстреливают демонстрантов на митингах. Советский Союз, загнанный в угол военными успехами консервативной расистской Америки, почти готов развязать ради мира (понятно, что мира в духе романа «1984») третью мировую ядерную войну. Доктора Манхэттена в советских газетах именуют орудием империализма. В 1985 году начинается пятая президентская кампания Никсона. Но тут кто-то убивает одного из супергероев и явно метит в остальных.
Это не пересказ сюжета «Хранителей». Это лишь прелюдия к фильму. Краткая альтернативная история США, изумительно поданная в кадрах и картинках, едва ли не лучший момент фильма. Ценителей особенно впечатлит небольшой эпизод, в котором Энди Уорхол рисует в своей фирменной манере не банки супа и не Мэрилин Монро, а одного из официально признанных супергероев - того, кто строит свой имидж по образу и подобию Бэтмена.
Музыка в этой альтернативной истории звучит та же самая, что покоряла публику в реальных 60–80-х. В параллельной тоталитарной реальности, какую живописует фильм, звучат те же Боб Дилан, Саймон и Гарфанкел (Sounds of Silence, которая была главной музыкальной темой радикального «Выпускника» 1967 года), Дженис Джоплин, Джимми Хендрикс, Леонард Коэн и прочие.
Если посмотреть «Хранителей», становится ясно, почему комикс, по которому они сняты, получил Hugo - что-то вроде «Оскара» в фантастических жанрах. Философия и идеология фильма вызывают в памяти сочинения Артура Кларка и Роберта Хайнлайна или братьев Стругацких. Если угодно, то и «Аэлиту» Алексея Толстого. Или сочинения ленинистов и троцкистов. Утопия. Ну или антиутопия.
Тем не менее ощущения от «Хранителей» двойственные. Это первый фильм, в котором супергерои выглядят не выдуманными персонажами, а реальными людьми. В «Темном рыцаре», например, Джокера предлагают принять за реальное, а не ирреальное зло, но он творит зло в таких масштабах, какие реальному злу элементарно не под силу. А уж почему супердобро в лице Бэтмена надевает театрализованные придурочные мышиные уши - на то вообще ответа нет.
Ответ есть именно в «Хранителях». Фильм подводит роковую черту под всеми прежними комиксовыми суперменами. В «Хранителях» говорится, что если человек ради борьбы со злом надевает на себя позерскую маску Бэтмена и ищет в таком виде славы, то его надо вести к психиатру. Потому что он наверняка идиот.
Юрий Гладильщиков

Сумрачный дозор
Итоги

Комиксы у нас не очень уважают. Как только супергерой сбегает из книжки на экран, становится неловко за взрослого дядю, который зачем-то надел маску и плащ, натянул колготки. И все для того, чтобы не слишком результативно дать по морде еще более нелепому созданию. Если не любить супергероев с детства, как это получается только у американцев и японцев, то вся эта братия кажется бандой хулиганов в костюмах аквалангистов. Даже Карлсон с его моторчиком, работающим на плюшках, больше похож на мужчину в расцвете лет, чем они. С суперменшами тоже все не слава богу. Невозможно бегать по крышам на шпильках-стилетах в кожаном нижнем белье, отбрыкиваясь и отстреливаясь, и при этом сохранять вид секси-леди. А еще эти чудовищные чулки на резинках, в которых столько же эротизма, сколько в рекламе памперсов.
Долгое время комиксы были забавой подростков. Однако в 80-х в этой индустрии был произведен переворот. Появились такие авторы "графических романов", как Фрэнк Миллер ("Электра", "Сорвиголова", "300 спартанцев", "Город грехов") и Алан Мур ("Из ада", "Лига выдающихся джентльменов", "V значит вендетта" и собственно "Хранители"). Они развинтили инфантильный жанр, выбросили оттуда детские игрушки и превратили супергероев в сомнительных личностей с вывихнутой психикой. Кинокомпании стали скупать их произведения. Правда, знатоки говорили, что невозможно перенести мрачный рисованный мир на экран. Так и было с первыми экранизациями - они были освистаны и провалились. Но успех "Города грехов" Роберта Родригеса, "300 спартанцев" Зака Снайдера, "Железного человека" Джона Фавро и нового Бэтмена с режиссером Кристофером Ноланом доказал, что есть в кино люди, способные справиться с таким материалом.
Однако "Хранители" даже в этом ряду особая статья. Здесь рассказана правда о супергероях. Они - обычные в большинстве своем люди, которые по подсказке комиксов решили творить добро, одеваясь при этом как на маскарад. Этих ряженых быстро взяли в оборот спецслужбы. И цели их стали куда менее однозначными. Сначала супергерои искоренили оргпреступность. Но потом было убийство Кеннеди, разгон движения хиппи, пиррова победа во Вьетнаме. В результате история пошла по иному пути. И вот к середине 80-х холодная война в самом разгаре, СССР завоевал Афганистан и грозит США бомбой. А в США, совсем как советские генсеки, засиделся в президентах старикашка Никсон, и у его аналитиков есть некие часы Судного дня, на которых стрелки показывают "двенадцать без пяти". То есть через пять минут - конец света...
Дальнейший пересказ может ввести в заблуждение. Потому что не всякий способен абстрагироваться от того, что персонажей зовут Ночной Филин, Роршах, Озимандиас, Шелковый Спектр, и воспринимать историю серьезно. Однако Зак Снайдер снял ее вполне серьезно - она жестока, неполиткорректна и по-своему эротична. У фильма американский прокатный рейтинг R (дети до 18 лет допускаются только с родителями), отсекающий подростковую аудиторию. Хотя сцены насилия и туманно-флюоресцирующий голый доктор Манхэттен вряд ли откроют для них что-то новое. Наверное, дело в том, что судьба человечества поставлена на карту, часики тикают, а супергерои мучаются сомнениями, да и с головой у них не все в порядке. Вот эта коллизия детишкам не по зубам.
Ирина Любарская

 

Обсуждение фильма

 

 

Главная страница
Новости
Фильмы по алфавиту
Фильмы по жанрам
Фразы из фильмов
Новинки сайта
Актеры
Афиши
Услуги
Загрузить
Регистрация
Форум
О проекте

#