"Он"
Название фильма: | Он |
|
|
Страна-производитель: | Мексика | ||
Английский: | El | ||
Жанр: | триллер / психологический | ||
Режиссер: | Луис Бунюэль | ||
В ролях: | Делия Гарсес , Артуро де Кордова , Аурора Уокер | ||
Год выпуска: | 1953 | ||
Наша оценка: | |||
Купить | |||
|
|||||
Сюжет и комментарий
"El" - фильм мексиканского периода творчества Луиса Бунюэля - история параноика, который едва не сгубил жену припадками подозрительной ревности.
В поздних картинах сюрреализм превращен Бунюэлем в формообразующий принцип, который невозможно игнорировать, потому что он навязывается разными компонентами - сюжетом, диалогами, даже артикуляцией персонажей. Здесь сюрреализм носит более призрачный характер. Фильм начинается совершенно традиционно. Франсиско Гальван де Монтемайор - богатый мексиканский аристократ - встречает женщину "своей жизни", расстраивает ее помолвку со своим приятелем и сам женится на ней.
Однако постепенно, подобно тому, как герой раскрывает свою параноидальную сущность, визуальный ряд фильма теряет "объективность" и как будто обогащается элементами больного воображения протагониста. Тонкость бунюэлевского сюра в том, что оставаясь в рамках обыденного опыта, автор постепенно расслаивает реальность, как если бы он показывал кусочек съемочной площадки или смонтировал план из другого фильма.
Вот сцена, где обезумевший Франциско среди ночи вваливается в спальню своего слуги, чтобы поплакаться о неверности Глории: мы наблюдаем его в объятиях озадаченного домочадца на фоне сломанного велосипеда, круглого столика с лежащим на нём колесом и плаката над кроватью, сообщающего о национальном велопробеге. Это тем более замечательно, что большая часть действия происходит в нагруженных интерьерах "ар нуво", а предшествующие отношения Франциско со своим слугой совершенно формальны и чопорны. Тем не менее переход к субъективной камере (и именно взгляду Франциско) выполняется только в кульминационном эпизоде отпевания, где Бунюэль показывает бред параноика, а заодно хватается за возможность похулиганить в лоне католического храма.
После просмотра этого не очень известного бунюэлевского фильма можно удивиться сходству сцены на колокольне аналогичной сцене в "Головокружении" Хичкока (1958), а печатная машинка, на которой Франциско безуспешно пытается набрать письмо, вызывает настойчивые ассоциации с "Сиянием" Кубрика (1980). Если задуматься, то за стилистическими сходствами можно увидеть и смысловые параллели с этими фильмами.
"El" был одним из любимых фильмов Бунюэля, а параноика он сравнивал с поэтом (и тем и другим нельзя стать, можно только родиться) и писал о том волшебном процессе, в ходе которого события реальности подстраиваются в голове больного под собственное представление о мире. В сущности, такой процесс запущен у каждого из нас...