"Оккупация. Мистерии"
Название фильма: | Оккупация. Мистерии |
|
|
Страна-производитель: | Белоруссия | ||
Английский: | Mysterium Occupation | ||
Жанр: | драма / военный | ||
Режиссер: | Андрей Кудиненко | ||
В ролях: | Светлана Зеленковени , Александр Колбышев , Александр Молчанов | ||
Год выпуска: | 2004 | ||
Наша оценка: | |||
Купить | |||
|
|||||
Сюжет и комментарий
"Оккупация" - это три новеллы с вполне мистериальными заглавиями "Адам и Ева", "Мать" и "Отец". Действие разворачивается на территории оккупированной фашистами Беларуси. Однако знаменитого партизанского противостояния, известного по советским лентам "Беларусьфильма", в этом независимом военном проекте нет. Эти минималистические истории – пожалуй, первая попытка постсоветского белорусского кинематографа отойти от традиционных представлений о героическом времени Великой Отечественной, связав три истории в некий вечный круг бытия и небытия. По мнению авторов фильма "есть народы, для которых оккупация стала судьбой. Таковы белорусы. Народ под оккупацией никогда не узнает настоящую правду о ней. Мы делаем эту попытку…" В первой новелле "Адам и Ева" лихой боец Штыркин приходит в деревенскую хату забирать в партизаны не нюхавшего пороху Адама. По дороге в отряд Штыркин решает заглянуть к предателю – бывшему партизану, предпочетшему суровым военным будням теплую постель польской красавицы-ведьмы. Она-то и становится для юного Адама Евой, от которой не жди счастья…
В новелле "Мать" на заброшенном хуторе под колесами фашистского мотоцикла погибает ребенок. Вскоре мать находит в лесу раненного нациста, которого берется выходить. Так юный фашист занимает место погибшего сына не только в доме, но и в душе немой женщины.
Финальная часть озаглавлена "Отец". Он на войне. Но с ним хочет встретиться маленький герой новеллы. Страстное желание мальчика приводит к трагической развязке…
Интересна история возникновения фильма. Начиналось все как стеб. Известная в Беларуси своими роликами на тему энерго- и водосбережения независимая минская студия "Навигатор" решила снять игровое кино. Так появилась снятая на цифру короткометражка "Партизанская мистерия". Режиссер Андрей Кудиненко (автор дюжины успешных фестивальных короткометражек и полнометражной картины "Битва пяти воинств") и его друзья решили немного пошутить над темой партизанщины — некогда основной для киностудии "Беларусьфильм", которую так и называли — "Партизанфильм". Не случайно съемки решили проводить в тех же местах, где за полтора года до этого Михаил Пташук снимал "В августе 44-го...". Но в процессе работы шутка постепенно превратилась во вполне серьезное и заставляющее задуматься произведение. Предъявленная минской общественности, "Партизанская мистерия" вызвала неоднозначную реакцию: в газетах работу называли "примером злобного пасквиля на тему партизанского движения". Между тем, показанная на Роттердамской фестивале, короткометражка была высоко оценена экспертами, которые и выделили белорусским кинематографистам грант на превращение заявки в полный метр. Полнометражная "Оккупация" была приглашена в официальный конкурс Московского фестиваля 2004 (программа "Перспективы"), где стала одним из наиболее ярких событий. (http://www.russiandvd.com/)