Описание фильма

"Рестлер / Борец "   

Название фильма: Рестлер / Борец
Рестлер / Борец
Страна-производитель: США
Английский: Wrestler, The
Жанр: драма / спортивный
Режиссер: Даррен Аронофски
В ролях: Микки Рурк (Рэнди "Таран" Робинсон), Мариса Томей, Ивэн Рэйчел Вуд, Джуда Фридлэндер, Марк Марголис, Вернон Кэмпбелл, Дилан Кит Саммерс, Рон Киллингс, Эрнест Миллер, Грегг Белло, Скотт Франклин, Марша Джин Кертц, Аджей Найду, Бернадетт Пенотти, Роберт Сиг
Год выпуска: 2008
Наша оценка:
Купить
 
сюжет и комментарии
интересно
кадры из фильма
 

Сюжет и комментарий

Вали их всех, Микки
Текст: Кирилл Андреев

"Рестлер" Даррена Аронофски предлагает найти отличия между борцом по кличке "Таран" и сыгравшим его Микки Рурком. Отличия находятся.
Жизнь говно, искусство вечно — даже если это дурацкое искусство крушить противников на ринге при помощи степлера и складного стула. Рестлер Рэнди по кличке "Таран" (Микки Рурк) оставил позади молодость, здоровье и большие стадионы, живет в трейлере, подрабатывает грузчиком, продолжает красить волосы в белый и драться на ринге. После сердечного приступа, чуть не отправившего его в могилу, выход на очередной бой означает для Тарана верную смерть, и жизнь пускает в ход все старые уловки — помириться с дочерью, резать колбаску в мясном отделе местного супермаркета, пригласить в бар тихую милую стриптизершу (Мариса Томей), одиноко растящую сына. Могло бы выти славно и мило. Но нет, славно не выйдет и мило тоже.
Изумление от того, что пижон Аронофски снял фильм про рестлинг, совершенно испаряется когда Микки "Таран" Рурк, краяхтя около зеркала, подкрашивает белым свою пергидрольную гриву. Если в картинах гримерок спортивных арен сходство огромных мужиков в нарядных трико с пожилыми актрисами еще кажется смутным, то тут Таран уже вылитая Фаина Раневская. Вообще рестлинг — явление настолько причудливое, что даже Ролан Барт не поленился написать про него работу, в которой возводил свирепых мужчин в лосинах к греческой трагедии. Аронофски тоже не стал мелочиться, и вытащил на свет старую историю про смерть на сцене — аналог жить быстро, умереть молодым из той эпохи, когда человечество относилось к себе, искусству и всему тому, что делало, чертовски серьезно.
Удовольствие от этого холодноватого, просчитанного фильма прежде всего в деталях — грязноватая документальность происходящего вызывает чувство, словно пялишься в дешевую веб-камеру, установленную прямиком в чистилище. Нежная дружба борцов, поддельные бои, настоящие раны, ностальгия "Тарана" по 80-м и улицы, которым один черт, какое тысячелетье на дворе — морок, котрый реальней сводок новостей.
Надо заметить, что Рурку и вправду зря не дали за эту роль "Оскар" — хотя бы потому, что он сыграл в "Рестлере" хорошего человека. Аналогии же между трудными судьбами актера и его "Тарана" по большому счету ерунда — Рурк всю жизнь бежал со сцены, как будто чувствовал в актерстве что-то глупое и недостойное. Рэнди "Таран" искренне не видит смысла во всем, кроме ринга — честно попытавшись пожить нормальной жизнью, он обнаруживает (с горечью), что она ему просто не нужна. Единственное, что их роднит — это естественность, с которой Рурк и его "Таран" вписываются в тусклые ландшафты поражения "Рестлера" — трейлерные парки, бары, общарпанные гримерки, пустые набережные, клетчатые рубашки. И только в самом конце, оба они сливаются в одну огромную фигуру, которая рушится с канатов на ринг, и в этот момент хочется быть там, в этом зале, чтобы вместе со всеми орать, вскочив с кресла: "Вали его, "Таран"! Вали их всех, Микки!"
С сайта Филм Ру

Баранье сердце
Газета "Труд"

Жизнь рестлера Ренди Робинсона по прозвищу The Ram (можно перевести и как "Таран", и как "Баран") со стороны выглядит жалко, а изнутри - по-своему уютно: поиграть с дворовыми детьми, потаскать коробки в супермаркете, поругаться с квартирным хозяином, а потом, заранее договорившись с партнером, кто кого куда бьет, размахивая свалявшейся белокурой гривой, предстать на ринге перед воющей от восторга публикой. Ибо рестлинг - не спорт и не битва, это шоу на грани правды, лишь притворяющееся спортом и битвой, и Ренди во время псевдодраки тайком режет себе лоб обломком бритвы - публика любит кровь, публика ей верит.
Но скоро он почувствует себя моллюском, которого вырвали из раковины: после инфаркта кардиолог запретил ему бои. Ренди пытается нарастить себе другую раковину, стать из клиента знакомой стриптизерши ее бойфрендом, наладить отношения со взрослой дочерью, которую давно не видел, перейти из грузчиков в мясной отдел. Но и дочь, и женщина не желают играть по его правилам, а в мясной отдел приходят старики, требуют лучшую отбивную, ворчат, шамкают, напоминают: скоро, уже скоро ты станешь таким же. Будь у Робинсона прозвище "Змея", он бы сообразил, что пора проявить гибкость и мудрость, но Ренди ведет себя как свое тотемное животное, решив биться лбом во все жизненные препятствия и удивляться, отчего же они не поддаются.
Даррен Аронофски снял фильм, радикально отличающийся от сделавших его известным "Реквиема по мечте" и "Фонтана": стильные фантазии сменились безыскусной реальностью. Камера почти неотрывно следит за pестлером, за его тоскливой работой, встречами, покупками - такова обычная, нелепая, единственная жизнь. В отличие от героя "Фонтана", у Ренди нет шансов прожить несколько человеческих сроков, оказаться в прошлом или будущем, хотя он точно не отказался бы. Но все происходит здесь и сейчас, и понарошку он только дерется, а жить приходится по-настоящему, и сердце болит по-настоящему, сильно болит.
Микки Рурк играет своего рестлера хорошо - и сцена вальса с дочерью не выглядит расхожей, и потерянность отлично сочетается с упертостью, и слезы получаются честные, по-детски обиженные и по-взрослому горькие. Аронофски не зря приложил колоссальные усилия для того, чтобы "под Рурка" дали денег, и для того, чтобы отогнать от фильма претендовавшего на роль Николаса Кейджа. Рурк играет себя - разгильдяя, упрямца и последнего романтика, и это достойно "Золотого глобуса" и премии BAFTA. Но лишь после следующих его больших ролей станет ясно, действительно ли Рурка так не хватало все эти годы или это только кажется.
Сергеева Жанна

Телом единым
Газета "Труд"

Сегодня в прокат выходит фильм Даррена Аронофски, где Микки Рурк сыграл немолодого борца, бросившего вызов судьбе.
Немолодой рестлер Рэнди Робинсон по прозвищу Таран не может довести поединок до конца - отказывает сердце. Приведя пациента в относительный порядок, врачи предупреждают: со спортом надо прощаться, иначе смерть. Рэнди пробует начать новую жизнь, устраивается на работу в супермаркет, заводит подружку-стриптизершу и пытается наладить отношения со своей дочерью. Но понимает, что не может жить без ринга, и возвращается в спорт.
Режиссер Даррен Аронофски говорил, что посвятил свой фильм всем борцам, которые "готовы пожертвовать своими телами и душами ради 200 долларов за выступление". Но Робинсоном, который видит себя только рестлером и больше никем, движет отнюдь не алчность - он чувствует себя ненужным и неприкаянным везде, кроме ринга. Выбор Микки Рурка на эту роль очень удачен: опыт и потрепанный вид актера, который долгое время был так же, как и Таран, никому не нужен, придали картине ту достоверность и печаль, которых вряд ли можно было ожидать даже от хорошо загримированного Николаса Кейджа, претендовавшего на эту роль. И Даррен Аронофски, получая за свою картину "Золотого льва" в Венеции, не преминул сказать, что для него большая честь напомнить миру о таланте Микки Рурка. Мир также обрадовался возвращению актера - за роль в "Рестлере" Рурк получил множество престижных наград. Не достался ему только "Оскар", но актер уверяет, что по сравнению с тем, что недавно умерла от старости его любимая собака, отсутствие "Оскара" - абсолютный пустяк.
Интервью Микки Рурка: "Я должен был отремонтировать свою жизнь"
- Вы называете "Рестлера" своим возвращением в кино.
- Cниматься в этом фильме хотели очень многие. Даррен, можно сказать, поставил на кон свою карьеру, потому и сказал мне перед съемками: "Микки, помоги мне!" Я много времени проводил в спортзале, накачивал мускулы.
- Как вы думаете, почему Аронофски выбрал вас?
- Он знает, что главный герой фильма близок мне. Я сам переживал похожее. В "Рестлере" есть сцена, где Рэнди просит свою дочь о том, чтобы она пустила его в свою жизнь. У меня нет дочери, но когда-то почти такой же разговор был у меня с женой.
- В течение тех 15 лет, когда вы были практически вне профессии, возникало ли у вас ощущение, что жизнь заканчивается?
- Быть никому не нужным вообще очень тяжело, а в Лос-Анджелесе - особенно. Такое существование постоянно ущемляло меня, я прошел через унижения. Постоянно чувствовал, что двигаюсь вниз, откуда будет очень трудно вновь подняться. Я все время находился в напряжении. Тогда казалось, что я перестал понимать, как течет время. Все вокруг будто застыло. Но семь лет назад мне повезло - появился очень хороший агент, который сказал мне: "Я хочу тебя вернуть, но для этого ты должен много сделать!"
- И что вы сделали?
- Я долго лечился. Рассказывал моему психотерапевту все, что меня беспокоит. Я должен был бороться с последствиями своего алкоголизма, вновь начать отвечать за себя и свою жизнь... Понять, что дошел до самого дна. Для того чтобы подняться, надо было почувствовать, что заставило меня опуститься на дно, какие перемены во мне произошли, а потом "отремонтировать" свою жизнь и возродиться. И мне это удалось.
Сергеева Жанна

Бешеный баран
Русский Newsweek

Как это ни странно, «Рестлер» с Микки Рурком действительно хороший фильм. Почему странно? Потому что российская пресса не одобрила его на прошлогоднем показе Венецианского фестиваля, где он завоевал «Золотого льва». Фильм признали добротным, но не великим. К тому же он оказался не фирменным фильмом Даррена Аронофски, от которого по-прежнему ждут арт-хауса, повторений «Пи» и культового для юных пользователей сайта VKontakte «Реквиема по мечте».
О чем фильм. Герой «Рестлера» - постаревший боец по прозвищу Баран. Он все еще популярен среди знатоков борьбы по-американски. Но после очередной схватки прямо в раздевалке у него случается инфаркт. У героя беда не только с сердцем, но еще со спиной, сломанной ключицей, порванной в давнем матче плечевой мышцей, слухом и зрением. А также со взрослой дочерью: он ее когда-то бросил и предал. А еще с немолодой подругой-стриптизершей: она не соглашается на близость, поскольку с клиентами стрипклуба - запрещено, и предлагает для утешения поглядеть «Страсти Христовы».
Еще у него проблемы с финансами, и он вынужден идти на поклон к завистливому менеджеру-коротышке из супермаркета. У Барана нет не то что мобильника - даже обычного телефона. Жить ему приходится в съемном домике на колесах, и на дверь хозяин то и дело вешает замок - не получает вовремя арендную плату. Все деньги борец тратит на лекарства и анаболики. В итоге он пренебрегает запретом врачей и возвращается на ринг, чтобы, возможно, на нем и умереть - на глазах восторженной публики. На ринге он еще кому-то интересен. В обычной жизни - никому.
Странности. От Даррена Аронофски действительно ждешь более сенсационных картин. «Рестлер» - вполне себе мелодрама. Впрочем, нетрадиционная: для зрителей мужского пола. По голливудским законам, если у героя разорваны отношения с дочерью, то они потом наладятся. Так и в «Рестлере» - с той лишь разницей, что налаживаются они не вполне. Сюжет тоже слишком американский: всегда можно вернуться, нельзя сдаваться, ты можешь победить и недуги, и обстоятельства. «Рестлер» - типичная для Голливуда история старой Золушки, пусть и в мужском обличье.
Рестлинг - чересчур американское культурное явление. Это не спортивная борьба, а имитирующее ее шоу. Отчего рестлинг собирает в Америке и Канаде многотысячные толпы? Зачем гоняться за автографами звезд рестлинга и за специальными журналами, каких в Америке и в Канаде десятки? Неужели публика не знает, что в поединке рестлеров побеждает тот, у кого больше рейтинг, кто ей, публике, более симпатичен? Что побеждает раскрашенный и наряженный под положительного героя комиксов, а не под отрицательного?
Что в этом хорошего. «Рестлер» увлекает именно рестлингом - закулисьем шоу. Да, все вроде бы подделка. Но ключица-то у героя сломана по-настоящему, плечевая мышца порвана реально! Ударные моменты фильма - эпизоды боев. Ради пущего эффекта персонаж Рурка, упав на ринг, тайком режет себе лоб осколком заранее припасенного стекла, чтобы публика поверила, будто лоб ему раскроил ударом соперник.
Особенно эффектен бой, перед которым главный герой договаривается с партнером вести себя аккуратно. Партнер просит не бросать его на пол, потому что коленям и спине давно хана. В финале этого аккуратного поединка соперники залиты кровью с головы до ног. Оказывается, они мочили друг друга стеклянными журнальными столиками и швыряли друг друга на осколки. Потом каждому наложили по 10 швов. Герои фильма работают на публику, словно венские акционисты - знаменитое арт-движение 1960-х, представители которого ради искусства мазохистски изголялись над собственным телом, шинкуя его как стейк из супермаркета.
Замечателен эпизод со старыми нищими рестлерами, которым благотворительные фонды устраивают встречи с почитателями, где бывшие бойцы могут подзаработать, продавая кассеты с записями былых побед или фотографируясь с фанатами.
Главное достоинство фильма, конечно, сам Микки Рурк. Судьба его персонажа рифмуется с его собственной, что фильм старательно подчеркивает. Как и его персонаж, Рурк - продукт эпохи 80-х. Его герой до сих пор восхищается Guns & Roses, а про Кобейна высказывается так: «А потом появился Кобейн, и все обосрал». Как и его персонаж, Рурк еще недавно казался героем вчерашних дней. Тем более что испортил свое некогда красивое лицо профессиональными боксерскими поединками, травмами и последовавшими операциями. Точно так же последний шестой «Рокки» обыгрывал схожесть судеб боксера Рокки и Сильвестра Сталлоне.
Самое забавное, что некоторые искренне убеждены, будто Рурк и впрямь выпал из кино на 20 лет. Еще забавнее, что он сам этого не отрицает. Впечатлило его интервью ведущей программы «Время». Да, вежливо и мило ответил он, столько-то лет не снимался. На самом деле Рурк снимался постоянно, но почти 20 лет - во второстепенных ролях. В середине 2000-х его роли стали заметнее. Рурк сыграл в громких картинах «Однажды в Мексике», «Город грехов», «Домино». Но такой главной роли, как в «Рестлере», у Рурка не было с тех самых 80-х, когда он считался актером из первой голливудской десятки.
Юрий Гладильщиков

И вновь продолжается бой
Роман КУЛАНИН
Вакханалия, прошедшая в конце февраля, известная всему прогрессивному человечеству под названием «Оскар», несмотря на уже почти наступившую весну, по-прежнему дает о себе знать. Хитрая кинокомпания «Вольга» после успешного дебюта в отечественном кинопрокате «Миллионером из трущоб» на этой неделе намерена очаровать дорзрителей художественном фильмом «Рестлер», ещё одним знаковым событием голливудского кинопрома.
Самого «Рестлера» изначально преследует какая-то двоякость: с одной стороны громкие имена Даррена Аронофски и Микки Рурка. С другой — почти догмовский формат, единственное оправдание которому — мизерный, непонятно по каким причинам, бюджет, которого отечественным мастерам блокбастеров не хватило бы даже на пиар-кампанию.

Восприятие четвертого фильма Аронофски под стать самой картине — главный приз Венецианского кинофестиваля, зато полное игнорирование в оскаровской раздаче, это притом, что Рурк был чуть ли не главным претендентом на истукана, благополучно ушедшего к Шону Пенну. Ну, хоть в родном прокате окупился, что, опять же, вспоминая бюджет, не такой уж и верный повод для радости.
В нашем с вами отечестве отношение к Микки Рурку несколько особенное — отсюда и недельной давности приезд покорителя рингов в Москву — герой-любовник 80-х, по совместительству парень, вышибающий зубы у недоброжелателей, в модные 90-е как-то притих, оправдывая всё это чрезмерной любовью к боксу.

Уже в новом тысячелетии нечто похожее на Страшилу с развитой мускулатурой вернулось-таки на большой экран, попутно приоткрывая завесу тайны: режиссёры-сволочи не дают хороших ролей, неправильный пластический хирург испортил лицо и прочие невзгоды звёздной жизни. И тут подоспела почти автобиографическая картина некогда культового режиссёра.
Сюжет «Рестлера» одновременно вызывает и удивление, и раздражение — причём, из-за одного и того же: это ещё одна история про то, что если делать своё дело, то всё будет правильно. Видавший лучшие дни рестлер по кличке Баран живёт в домике на колёсах, сражается за копейки на ринге с такими же старпёрами, как и он сам, романтизирует отношения со стриптизёршей, совершенно не помнит о своей дочке и думает, что 80-е ещё на дворе.

Ситуацию — совершенно по аристотелевской «Поэтике» — меняет сердечный приступ, означающий вето на поединки, налаживание отношений с давно забытой дочкой, всё более долгие тет-а-теты с той же стриптизёршей и, главное, осознание, что Cinderella уже лет десять никто не слушает, а у игровой индустрии есть Call of Duty вместо кукольного реслинга на Nintendo. В общем, самый натуральный трафарет, который можно обнаружить в каждой второй инди-картине, выходящей в столице мирового кинематографа.
Всё бы ничего, если бы некогда славный Даррен Аронофски помнил про свою фильмографию, а не копировал подчистую наработки датских коллег десятилетней давности. И право, от человека, который некогда поставил «Пи», «Реквием по мечте» и бестолковый, но совершенный в визуальном плане «Фонтан», ждёшь, по крайней мере, что он вспомнит про штатив, а не будет играть в студента киношколы.

Но это только половина беды, вторая — скучные, монотонные мизансцены, занимающие почти две трети не самого короткого фильма, информативность которых, как и художественная реализация, скажем мягко, под очень большим вопросом. Такие упрёки были бы безосновательными, скажем, к господину Бондарчуку-младшему, который отродясь не понимал художественной композиции кадра, но Даррену, ранее проходившему как отрада киноманов, таких, наверное, не избежать.
Заключительный номер — это саундтрек, ответственным за который числится Клинт Манселл. Так вот — в это не верьте больше всего, «Рестлер» для большей художественной аутентичности забит двумя, а может и тремя десятками композиций, исполняемых патлатыми ребятами в лосинах, так что нового Lux Aeterna вы никак не услышите.
Тут внимательный читатель скорее всего спросит: а что же хорошего в «Рестлере»? На что ему незамедлительно последует ответ — Микки Рурк, играющий, наверное, лучшую роль в своей жизни. Тут вам и явное биографическое сопоставление, придающее роли куда большую значимость и выразительность, личное обаяние, мастерство — называйте, как хотите — превращающее его персонажа в натуральный таран, так, что хлипкая конструкция, возведенная Аронофски, попросту не выдерживает и превращается в единоличный бенефис Рурка, продолжающего свой бой. Мы это, конечно, подозревали — но не предполагали, что подтвердится таким странным образом.
Вот такое кино.

Комментарий редактора:
Каждый человек может быть велик. Нужно только найти его, это своё величие. Микки Рурк велик вот таким — капризным, патлатым, избитым до полусмерти и упёртым, как то самое животное, куском мяса в лосинах, не смотревшим «Страсти христовы». Его Таран-Баран — это зеркало, в которое Рурк однажды посмотрелся и увидел там это своё новое величие. А что было после — уже неважно. Неважно, что герр режиссёр спёр половину сюжетной композиции у Родригеса и Миллера (см. история про Голди и Марва), а сверху присыпал банальностями и отсутствием штатива, неважно, что несмотря на долгие годы забвения Рурк ничуть не переболел звёздной болезнью и работать с ним на площадке явно было страшно трудно, неважно, что по-хорошему самые сильные эмоции в фильме приходятся на первые кадры, а потом всё лишь затухает ради единственного броска в темноту. Важно другое — после того, как величие было найдено и прочувствовано, что-то играть Рурку уже не требовалось. На зрителя произлевается естественность этого сутулого громилы с нелепым чемоданом на колёсиках, в драном пуховике, дурацкой шапочке работника продуктового магазина или не менее дурацкой тужурке Тарана-Барана. И зрителю становится не всё равно, когда из этой туши выковыривают осколки стекла или когда она хватается на ринге за сердце, и слёзы во время первой и последней удачной встречи его тоже задевают именно поэтому. Не верить в искренность актёра оказывается просто невозможно, будь ты простой любитель попкорна или член жюри Венеции. Всё-таки американские киноакадемики странные люди.
С сайта Кинокадр Ру

Одиночество
 
Рэнди (Микки Рурк) – рестлер предпенсионного возраста, звезда ринга 80-х, весь поломанный, помятый и больной. От былой славы остались лишь немногочисленные поклонники, изредка его узнающие, и игрушка в виде его уменьшенной копии. У Рэнди нет денег на собственный дом, он живет в трейлере, перебивается случайными заработками и иногда выступает на ринге. На одном из боев, когда его хорошенько отдубасили и прокололи соски степлером, у Рэнди случается инфаркт. Врач говорит, что заниматься рестлингом и принимать химию больше нельзя, иначе этот приступ может стать последним.
С личной жизнью у Рэнди тоже все плохо. Ему нравится стриптизерша (Мариса Томей), которая не может с ним встречаться, так как он ее клиент. Из близких родственников у него есть взрослая дочь, о которой он не заботился в детстве, и вдруг захотел наладить отношения. Разумеется, дочь послала его куда подальше.
Режиссер Даррен Аранофски, который вытащил Рурка из небытия и заставил поверить в себя, постоянно пытается давить на жалость к главному герою, который, хотя и добрый, но по большому счету никчемный человек, слишком поздно осознавший свои ошибки. И интеллект у него остался на уровне дворового мальчишки, с которым он играет в приставочные игры. Рурк практически всегда показан крупным планом, за ним по пятам идет камера - это походит на документальную работу. Но это не история отдельного человека, а вообще про всех, кто был когда-то на вершине славы и о ком потом забыли.
«Рестлер» для Рурка – не триумфальное, но все-таки возвращение в кино, связанное с большой рекламной кампанией и акцентом на его биографию. Ведь Рурк был профессиональным боксером, но боксом ему заниматься запретили, а потом на протяжении длительного времени у него не было дома, зато были проблемы со здоровьем и семьей. И Рурк действительно сыграл хорошо, и даже обидно за него, что ему не дали «Оскара» за лучшую мужскую роль. Ведь он так неподдельно сыграл одиночество.
// Надежда Погодина, afisha.mail.ru

Обсуждение фильма

 

 

Главная страница
Новости
Фильмы по алфавиту
Фильмы по жанрам
Фразы из фильмов
Новинки сайта
Актеры
Афиши
Услуги
Загрузить
Регистрация
Форум
О проекте

#