"Марли и я"
Название фильма: | Марли и я |
|
|
Страна-производитель: | США | ||
Английский: | Marley & Me / Marley and Me | ||
Жанр: | комедия / мелодрама / экранизация | ||
Режиссер: | Дэвид Франкель | ||
В ролях: | Дженнифер Энистон, Оуэн Уилсон, Эрик Дэйн, Кэтлин Тернер, Алан Аркин, Натан Гэмбл, Хэйли Беннетт, Кларк Питерс, Хэйли Хадсон, Кит Хадсон, Сэнди Мартин | ||
Год выпуска: | 2008 | ||
Наша оценка: | |||
Купить | |||
|
|
|
|||||||||||
Сюжет и комментарий
Душещипательная и незабываемая история о том, как научиться ладить с крайне вредной собакой, задавшейся целью научить хозяев уму-разуму.
Режиссер Дэвид Франкель экранизировал мемуары Джона Грогана о непослушной собаке по имени Марли.
Как я не ел собаку
«Всё, что нужно собаке, — это верный хозяин».
Терьер Душек (Ян Грабовский «Муха с капризами»)
«У попа была собака,
Он её любил.
Она съела кусок мяса,
Он её убил».
Известный стишок
Олег ДЕНЕЖКА
Животные и дети. Это вопрос фундаментальный. Во всяком случае, в кинематографе. Это как бразильцы в футболе: казалось, где футбол и где Бразилия? А успех налицо. Поэтому, если вы задумали кино про собак, а где-то рядом ещё и крутятся дети — можете на съёмочной площадке вообще не появляться. Они как-нибудь сами.
Собственно это и есть главное впечатление от фильма Дэвида Франкеля «Марли и я»: режиссёр на площадке подолгу не задерживался. Подобно адмиралу Нельсону, Дэвид отдал последние распоряжения единственным, кто это кино хоть как-то мог испортить, то есть взрослым актёрам. Ну, мол, Британия надеется, что каждый из вас выполнит свой долг. Снабдил всех, в том числе собак, экземплярами книги американского журналиста Джона Грогана, адаптацией коей и является фильм. И гордо удалился в сторону. Ждать результата.
Прежде всего, фильм Франкеля «про собачку» это не фильм про собачку. Никакого вам Бетховена-сенбернара, никаких Бимов с белыми ушами или Мухтаров — ни-че-го. Это фильм «за жизнь» и далеко не собачью. Это, если хотите, сага. Не о Форсайтах, правда, а об образцовой американской семье. Причём, что самое страшное, основанная на реальных событиях.
Жил-был Джон Гроган. Он решил стать репортёром. В процессе реализации желания он женился на журналистке же, купил дом, завёл собаку, назвал её Марли, собака оказалась шкодливой, но милой. Джон начал вести ежедневную колонку в местной газете, где регулярно упоминал Марли, за это же время родил четырёх детей, получил повышение в зарплате, поменял дом на более просторный, а собака состарилась и умерла. Всем стало очень грустно, а Гроган написал об этом всём книгу. По ней поставили фильм. Всё.
Критика в один голос сравнивает фильм Франкеля с «Дорогой перемен» Сэма Мендеса, с той только разницей, что никаких особых перемен здесь нет. Повествование монотонно и ровно, словно дорога бухгалтера на работу и обратно. Актёры вовсе не играют, а находятся в кадре. И это не упрёк, это тот самый Станиславский, который «верю». Ни об Оуэне Уилсоне, ни о Дженнифер Анистон ничего определённого сказать нельзя. Ни хорошего, ни плохого. Их вообще можно было заменить на людей с улицы. Чего, собственно, режиссёр и добивался.
Собака. Точнее те 22 собаки, которые играют Марли на протяжении всей его собачей жизни. Мило. Очень мило. Лает, весело носится в кадре, грызёт ковры и портит мебель, не произносит ни одной реплики по сценарию. Опять же, всё как в жизни.
Тут надо отметить: главное достоинство Франкеля как режиссёра — это его талант беззлобно, я бы даже сказал, беззубо шутить. «Бескомпромиссная сатира» Дэвида в его «Дьявол носит Prada» была столь «безжалостна», что вряд ли могла обидеть даже пожилую монашку. Собственно, именно этот талант — говорить добродушные банальности — и был задействован в фильме «Марли и я» на все сто.
Чем-то всё это напоминает старый добрый неореализм. Ну, все эти супержизненные «Женитьба по-итальянски» или «Рокко и его братья». С той только разницей, что все страсти-мордасти, так ценимые художниками со времен Шекспира, уступили вдруг место черепашьему спокойствию и размеренности жизни средней американской семьи. Это не то что бы плохо или хорошо. Это стерильно как-то. Но по-своему честно. Нет, ну правда, многие из нас могут похвастаться, что дезертировали из армии ради цыганки-контрабандистки?
В принципе, этот чудовищный по своей убедительности реализм только американцам показался в диковинку, а у нас что-то подобное давно уже делает Гришковец. Но он хотя бы — то дредноут потопит, то с Эйфелевой башни плюнет, то вдруг собаку съест. А Гроган собак не ел. Он их любил. Поэтому идея сделать из своих ежедневных колонок в газете полнометражную книгу и кино стала для него чрезвычайно плодотворной. Вышел бестселлер.
Понять этот феномен достаточно сложно. Если обратиться к книге, то первое, что замечаешь в глубине сюжетных перипетий — это абсолютную заурядность Грогана. Это опять же не преступление: обычный человек проживает обычную жизнь — удел едва ли не большинства. Причём заурядность даже помешала ему стать репортёром: не хватало дерзости, яркости. И как такой человек, спрашивается, мог стать колумнистом в газете и даже автором книги? Ответ прост: благодаря Марли.
Собака, вот именно такая, непослушная, нелепая, разрушительная, дала Джону то, чего ему так не хватало в жизни: индивидуальность. Именно Марли придал жизни Джона остроту, выделил его хоть немного из ровной толпы американского обывателя. Не было бы Марли — не было бы ни ежедневной колонки в газете, ни, тем более, книги и фильма. Все эти милые походы к ветеринару, в кинологическую школу, погони за псом по пляжу и чужому газону, грязь и разрушения в доме — то единственное, что делает историю семьи Гроган хоть как-то интересной чужому глазу. Даже ссорятся супруги исключительно по поводу собаки.
Опять же, хорошо это или плохо? Да никак. Это просто факт, про который и кино.
Если что и содержится иное в фильме Франкеля, так это слоновий заряд семейных ценностей. Причём такой дозировки на единицу времени, что содержимое форта Нокс на этом фоне может показаться заначкой нищего пенсионера. А Центробанк со своим стабфондом вообще убьётся ап стену. Это уже не ценности, дорогие мои, это просто бесценности какие-то.
Тут даже друг Грогана, успешный репортёр, выслеживающий колумбийских наркобаронов, и при этом ловелас, каких свет не видывал, выведенный автором, очевидно, для контраста, так вот, даже этот прожжённый холостяк пал жертвой морали и в конце фильма понял наконец, что прожил жизнь зря. А всё потому, что променял размеренную женатую жизнь на успешную и где-то героическую карьеру. И собаки у него не было. Хнык.
В общем-то, эту нечеловеческую доброту и умиление домашними животными, которое наверняка прикончит передозом некоторое количество владельцев собак в зале, и можно считать главным смыслом фильма. От этой доброты зрителю не деться никуда. А если только попробует, то Франкель тут же приколотит его контрольным гвоздём в виде финальных похорон Марли и фразы о бескорыстии и верности собак. И если вы не законченный маньяк, вроде Чикатило, и не работаете живодёром на мыловарне, то, возможно, ещё выберетесь из зала на своих двоих. В обратном случае, вам гарантирована явка с повинной или безработица.
Вот такое кино. Доброе и скучное. Как образцовая семейная жизнь. Такое кино невозможно смотреть. Впрочем, вполне приятно было бы прожить.
С сайта Кинокадр Ру
В семье не без собаки
Итоги
Фильм "Марли и я" совсем не похож на типичную комедию про отношения людей и собак. Ведь чаще всего в подобного рода лентах друзья человека либо выручают какого-нибудь растяпу-неудачника из беды, как, например, в "Бетховене" и "Маске". Либо способствуют перевоспитанию сухаря-мизантропа, возвращая радость человеческого общения ("Тернер и Хуч"). Обычно авторы подобных опусов четко очерчивают для себя жанр (комедия или мелодрама) и стараются строго блюсти его законы. Режиссер "Марли и я" Дэвид Франкель попытался усидеть сразу на двух стульях.
У героев "Марли", пары жизнерадостных молодоженов Джона и Дженнифер Гроган, которых сыграли Оуэн Уилсон и Дженнифер Энистон, никаких неприятностей вроде бы не предвидится. А потому щенок лабрадора, которого они заводят, спасает их разве что от легкого сплина. Дурень, названный в честь основоположника стиля рэгги Боба Марли, устраивает бардак в гараже их уютного дома, рвет трусики Дженнифер, закусывает дорогим ожерельем - подарком Джона - и доводит до истерики видавшую виды кинологиню в исполнении Кэтлин Тернер. Все эти нехитрые собачьи шалости, изложенные Джоном на страницах газеты, приносят автору славу и достаток талантливого колумниста. Марли меж тем взрослеет, умнеет и становится полноправным членом постепенно разрастающейся семьи Гроган.
Режиссера Дэвида Франкеля, автора знаковой комедии о шмотках "Дьявол носит Prada", снова обвинили в буржуазных представлениях о настоящем счастье, поверхностном отношении к драматургии и описанию характеров персонажей. Пылкие влюбленные вначале, впоследствии лишь слегка охладеют друг к другу. Но их неизбежные перепалки всегда заканчиваются примирением - обоим достает житейского благоразумия избегать эскалации ссор. Впрочем, отсутствие внятного сюжетного конфликта с лихвой окупается потрясающей игрой Оуэна Уилсона и Дженнифер Энистон. Актеры так убедительно изображают мужа и жену, за долгие годы изучивших привычки друг друга, что временами грань между лицедейством и настоящими чувствами стирается.
Шутят в фильме умеренно скабрезно, так, чтобы половозрелая публика могла посмеяться, а малышня (фильму присвоен щадящий рейтинг PG) не успела прочухать, в чем смысл того или иного более или менее взрослого диалога. "Милый, в твоей постели лежит роскошная полуобнаженная женщина", - щебечет Дженнифер. "Я застрял на работе, так что начинайте без меня", - парирует Джон. "Марли и я" - это доброе, светлое, но недалекое кино для здоровой полноценной семьи среднего класса. И тут можно расшибиться в лепешку, с пеной у рта доказывая зрителю, что он делает умопомрачительную кассу в 142 миллиона проходной и ничем не выдающейся картине, но желающих поглазеть на настоящее лубочное счастье от этого не убавится. Режиссер Дэвид Франкель вооружен убийственной логикой: пусть каждый, кто скажет, что счастливые родители, улыбчивые дети, милая собака и домик с лужайкой - это плохо, первым бросит в автора камень.
Стас Лобастов
Жизнь собачья
Газета "Труд"
Сегодня в прокат выходит фильм "Марли и я", где Дженнифер Энистон и Оуэн Уилсон вынуждены постоянно носиться за собакой.
Молодой муж Джон рассказал другу о том, что жена подумывает о ребенке, а он пока не готов. "Да подари ты ей щенка, - отозвался друг. - Дженни отвлечется, а ухаживать за щенком проще простого". Однако лабрадор Марли, составляющий основную долю обаяния картины Дэвида Фрэнкела, оказался совершенно невыносимым: все, у кого была непослушная собака, моментально припомнят обгрызенные диваны, утащенную со стола курицу, питье из унитаза и перепуганных лаем гостей.
Около двух лет назад в России перевели чудесную книгу Джона Грогана "Марли и я". Несмотря на то что на обложке был изображен золотистый пес, в предисловии Гроган говорил, что книгу он писал совсем не о собаке, а о том, как совместная жизнь превращается в семейную, как преодолеваются кризисы, как ссорятся и мирятся люди.
Оуэн Уилсон и Дженнифер Энистон, сыгравшие в картине сперва трогательных, а затем повзрослевших Джона и Дженни Гроганов, согласны с утверждением режиссера о том, что его фильм учитывает позицию не только людей, но и собаки, которая не думает о прошлом и будущем, а живет настоящим. Семья Фрэнкела делит дом с четырьмя любимыми собаками, и в фильме "Марли и я" отразились все его чувства к ним - от обожания до ненависти. Джону Грогану больше всего понравилось в фильме именно это, но сначала он никак не мог привыкнуть, что о его семье и собаке снимается настоящее кино. Безумного лабрадора, непостижимым образом пробуждающего в людях лучшие качества, играли 22 пса: 11 щенков и 11 собак в возрасте от полугода до 14 лет. Учитывая, что у Гроганов после Марли все же появляются наследники, которых также играли дети разных возрастов, съемочная площадка была не самым спокойным местом на земле, но участники фильма этому только радовались.
Сергеева Жанна