"Бессмертная "
Название фильма: | Бессмертная |
|
|
Страна-производитель: | Франция, Италия, Турция | ||
Английский: | L'Immortelle | ||
Жанр: | драма / мистика | ||
Режиссер: | Ален Роб-Грийе | ||
В ролях: | Франсуаз Брио, Жак Дониоль-Валькроз, Гвидо Селано | ||
Год выпуска: | 1963 | ||
Наша оценка: | |||
Купить | |||
|
|
||||||||
Сюжет и комментарий
Роб-Грийе - один из немногих авторов, последовательно и успешно воплотивших свое литературное видение в кинопроекцию. Обозначив разницу между грамматическим, языковым романным временем и экранным, всегда настоящим, он пояснял особенности их совпадения. В "Бессмертной" временные отношения классические, устойчивые. Эксперимент проводится с пространством, с совмещением нейтральных относительно друг друга звукового ряда и изображения. Актер, покидающий кадр в движении, неподвижен при появлении - немыслимое нарушение для традиционного кинематографа.
Вы - в Стамбуле, вы - иностранец, вы заблудились. Неизменная последовательность кадров, разворачивающаяся с каждым новым возвращением к ним, стирает разницу между событием и воспоминанием. Теряется ощущение реальности, странной и беспокойной - начинается раздвоение. Герой уже не уверен, что происходящее ему не снится. Зовут ли девушку Лали, мечеть это или музей мореходства, не померещился ли ему тюльпан на турецком ковре. Есть ли у него служанка? Когда надо - ее нет. Кто этот рыбак на ступеньках, ведущих к морю? Здесь нет рыбака. Где адрес, написанный девушкой на брошенном в траву листке? Какой адрес?
Проводником памяти становится вещь. Она удерживает (а может, и нет) от соскальзывания в лабиринты снов. Антикварные лавки - развалы драгоценных фантазий. Купите старинную фигурку танцовщицы - она обернется в воспоминаниях живой девушкой. Но "действительно очень старинных" фигурок у старьевщика много, а девушек в памяти? Смерть поможет разрешить загадку. Девушка умирает. И вновь проявляется в фотографии, на обложке журнала, за столиком в кафе. Бесконечность повторяющихся с незначительными изменениями кадров должна прекратиться. Герой мертв. Фальшивость стен, предметов, истории стирается только смертью. Но Роб-Грийе и для мертвых заготовил по двойнику. Все начинается сначала. Вы - в Стамбуле, вы - иностранец, вы заблудились?
Тема двойничества универсальна. во время визита в Московский Музей кино на вопрос о своем раздвоении режиссер со смехом ответил, что двойной от рождения: Роб - Грийе. И только что встретился со своим двойником в зале, - к нему, балагуру и шутнику, стоящему у микрофона, он и ехал.