"Монастырь "
Название фильма: | Монастырь |
|
|
Страна-производитель: | Великобритания-Франция | ||
Английский: | O Convento | ||
Жанр: | мистика / триллер | ||
Режиссер: | Маноэль де Оливейра | ||
В ролях: | Катрин Денев, Джон Малкович, Луис Мигель Синта, Леонор Силвейра | ||
Год выпуска: | 1995 | ||
Наша оценка: | |||
Купить | |||
|
|
||||||||
Сюжет и комментарий
В давно недействующий монастырь, расположенный на берегу океана, вместе с женой Эллен приезжает профессор филологии Майкл Падавик. Он намеревается отыскать в архиве документы, подтверждающие его гипотезу о том, что Шекспир на самом деле был беглым испанским евреем по имени Жак Перес. Просто по прибытии в Англию он с целью конспирации соединил вместе свое имя и фамилию.
Но в то время как ученый муж корпит по ночам над ветхими рукописями, тайно желая местную красавицу Пьедад, его супруга отправляется на рандеву со смотрителем монастыря Балтаром. Тот не только признается Эллен в любви, но и позиционирует себя как инфернального персонажа — эдакого местного Мефисто, распоряжающегося душами людей.
Философская притча о кознях Дьявола, с систематическими отсылками к «Фаусту» Гете, хоть и отличается анемичностью действия, тем не менее, постоянно держит в напряжении благодаря своей атмосфере. При нарочито замедленном темпе повествования и замороженности мизансцен, рассчитанных преимущественно на двух героев, основное внимание режиссер уделяет вербальному ряду и таинственности, которую во многом определяет музыка Игоря Стравинского и Софьи Губайдуллиной.
O Convento – показательный пример того, что для создания мистического кино настоящему мастеру не нужны никакие спецэффекты, достаточно всего лишь подлинного антуража древних каменных стен и соответствующего звукового ряда. Даже наличие двух звезд в данном случае лишь продюсерская прихоть: участие Денев и Малковича должно было облегчить фильму путь на международную арену.
В противовес модному постмодернистскому кино Оливейра снял сознательно архаичное, высокопарное и где-то даже претенциозное кино, рассчитанное на интеллектуальную аудиторию, для которой реминисценции «Фауста» не должны стать серьезной проблемой при дешифровке ложно детективной интриги. Но потенциал и границы авторских притязаний заключены уже в титрах пролога и эпилога.
Первый из них гласит: «Входящий в этот монастырь, ты должен быть глух, нем и слеп». А в финале зрителя извещают, что по возвращении из монастыря профессор Падавик забросил филологию и всецело посвятил себя оккультным наукам. При этом будет ошибкой надеяться, что фильм должен стать конкретным объяснением метаморфозы, случившейся с главным героем…
Португалец Маноэль де Оливейра – один из самых оригинальных, плодовитых и пожилых режиссеров мирового кино. Говоря о португальском кино, мы подразумеваем Оливейру, говоря об Оливейре – подразумеваем португальское кино. Нельзя сказать, что там никто больше не снимает фильмы, но именно этот классик вот уже долгие годы остается визитной карточкой национальной кинематографии. В это трудно поверить, но свою первую картину он поставил еще в 1931-м году.
«Монастырь» Оливейра поставил в 87-летнем возрасте, переживая на тот момент пик творческого ренессанса, продолжающегося и потом. Каждый фильм мастера, снятый в эти годы, неизменно приглашался на самые престижные фестивали и получает лестные отзывы критиков.