"Нерожденный"
Название фильма: | Нерожденный |
|
|
Страна-производитель: | США | ||
Английский: | Unborn, The / Untitled David S. Goyer Project | ||
Жанр: | триллер / ужасы | ||
Режиссер: | Дэвид С. Гойер | ||
В ролях: | Одетт Юстман, Гэри Олдман, Кэм Гигандет, Миган Гуд, Джейн Александер, Идрис Эльба, Рис Койро, Карла Гуджино, Джеймс Ремар | ||
Год выпуска: | 2009 | ||
Наша оценка: | |||
Купить | |||
|
|
|
|||||||||||
Сюжет и комментарий
Дьявол снова рвется в наш мир — на этот раз в виде нерожденного брата главной героини.
Страшно до смешного
Итоги
У драматурга, режиссера и продюсера Дэвида Гойера репутация стопудового удачника. В Голливуде это означает, что студии всегда, даже в самый махровый кризис, выпишут ему чек на очередной проект. Начинал Гойер с того, что в возрасте 22 лет, еще студентом киношколы USC, сумел продать свой первый сценарий. То был "Ордер на смерть" с Ван Даммом. По натуре трудоголик, Дэвид то попишет сценарии, то попашет как режиссер. А вообще-то его первая страсть - комиксы. Он их сочиняет с детства. Издает в виде книжек и переводит в экранные адаптации. Самые громкие достижения 43-летнего Гойера - три серии "Блейда", где он главный сценарист и режиссер третьей части, сценарий "Бэтмен: Начало" и история "Темного рыцаря". А в ближайших планах - девять (!) потенциально могучих проектов, из которых половина кинокомиксы, включая сиквел "Людей X", а также новая крупнобюджетная версия "Человека-невидимки" по Уэллсу. Его последний триллер - "Нерожденный" с Гэри Олдменом в главной роли - собрал в США почти 34 миллиона долларов. После премьеры ленты в России с обласканным Голливудом многостаночником побеседовал корреспондент "Итогов".
- В "Нерожденном" главную героиню преследует нерожденный брат-близнец. А до этого был "Бэтмен" - тоже вполне эффектный случай раздвоения личности. Похоже, Дэвид, тема двойничества вам особо близка. Почему?
- Не знаю. Но что точно, брата-близнеца у меня нет. Если только не считать таковым актера Стэнли Туччи, с которым меня все время путают. Раз в неделю кто-нибудь да и обознается. Придешь куда-нибудь, здороваются: привет, Стэнли! Неужто я так на него похож?! В первый день съемок "Нерожденного" прихожу на площадку, и один из осветителей возьми да и скажи: приятно вас видеть, мистер Туччи.
- И вы его тут же уволили...
- Ну нет! До такого ужаса не дошло.
- Раввин Сендак, персонаж Олдмена, изгоняет из несчастной героини диббук - демоническую силу по терминологии средневековых еврейских поверий. Этот вариант экзорцизма - чистая игра воображения или вы видели нечто подобное?
- Мы с продюсерами довольно основательно разбирались с историей экзорцизма в разных религиях и культурах. Целый месяц копались в библиотеках и архивах. Я разговаривал с пастором Епископальной церкви, который сам изгонял дьявола, он показал мне видеопленку. Любопытно, что после фильма Уильяма Фридкина "Экзорцист" число таких ритуалов в Америке выросло в три раза. Вот как подействовало классное кино! Мы скрестили несколько древних текстов. Конечно, доля фантазии присутствует. Но сеанс изгнания нечистой силы буквально дублирует опыт экзорцизма XVII века, каким он представлен в источниках. А тему зеркала, как дурного знамения и рефлексии зла, мы позаимствовали в Ветхом Завете. Согласно еврейской традиции, Лилит, первая жена Адама, ставшая ночным духом, царицей-демонессой, перемещается в пространстве именно через зеркала. Кстати, не мы первые используем их как инструмент саспенса. Недавно, к примеру, снят хоррор "Зеркала" с Кифером Сазерлендом.
- Как вы заполучили блистательного Олдмена? Он, я знаю, очень придирчив к ролям.
- Можно сказать, по знакомству. Гэри снимался в двух "Бэтменах". Я всучил ему сценарий "Нерожденного", и он признался, что любит хоррор. На мой вкус, отлично сыграл!
- Вы воскрешаете на экране одну из самых страшных страниц истории XX века - Холокост, нацистские концлагеря, опыты изувера Менгеле. Тема трагическая. У вас не возникло сомнений, стоит ли ее эксплуатировать? Вас же могут обвинить в спекуляции...
- Вы имеете в виду опасность опошления трагедии? Да, такие мысли меня посещали. Ну, во-первых, я еврей, и мои родные погибли в нацистских лагерях смерти. Конечно, само по себе это не дает лицензию на обращение к Холокосту. Во-вторых, злодейские эксперименты на людях действительно ставились Менгеле в Освенциме. То, что вы видите, реально происходило, включая бесчеловечные опыты над близнецами.
- "Экзорцист", "Предзнаменование" ("Омен"), "Ребенок Розмари". Теперь "Нерожденный". Невинные детишки, даже младенцы, как мотор ужастика. Почему?
- Я бы уточнил: детишки и пожилые люди. Все просто. Заведомо слабые, беспомощные, мы от них априори не ждем зла. Но вот старик в инвалидной коляске вдруг становится исчадием ада, а крошка с невинным взором оборачивается кровавым демоном. Эффект неожиданности, обман ожиданий. И потом... как-то дискомфортен контраст между ангельской внешностью карапуза и злодействами, которые он совершает. Добавляет, так сказать, шокового вещества.
- Но если все так страшно, то почему публика на премьере "Нерожденного" так часто смеялась?
- Смех - лекарство от страха, он снимает напряжение и вызывает катарсис. Понаблюдайте за зрителями. Когда им страшно, они могут даже вскрикнуть, но потом, почти всегда, следует взрыв смеха. Фильм ужаса - синусоида страха, когда на нить повествования нанизываются, как бусы на нитку, мгновения саспенса и прямые "пугалки". Что-то должно произойти, руки вдавливаются в подлокотники кресла, момент леденящего ужаса, смех, облегчение. Любители хоррора хорошо чувствуют ритм, похожий на американские горки или джазовую композицию. Вся штука в том, что публика сегодня пресыщена, знает все феньки наперед, и если ты не сумеешь обхитрить стереотип, реакцией будет зевота.
- Поговаривают, что на съемках фильмов ужасов случаются всякие странности. Признайтесь, ловили нечистую силу за хвост?
- Не думаю, что именно над хоррором висит проклятие. Любое кино притягивает чертовщину. Мы снимали один из эпизодов в полузаброшенной психиатрической лечебнице, в тех корпусах, где не было пациентов. Но иногда они забредали к нам. Особенно не по себе, когда в темном коридоре наталкиваешься на медленно бредущую лунатическую фигуру. Когда снимали в Иллинойсе, там вдруг произошло землетрясение. А в день съемок эпизода экзорцизма передали по радио предупреждение о торнадо. Случайности? Кто знает.
- Почти все главные хиты бокс-офиса последних пяти лет - экранизации комиксов и графических романов. Как вы объясняете их феноменальный успех?
- Действительно чистое сумасшествие! Все просто помешаны на комиксах, особенно молодежь. Когда я придумал историю "Темного рыцаря", даже представить себе не мог масштабы будущего триумфа ("Темный рыцарь" собрал в мировом прокате около одного миллиарда долларов. - "Итоги"). Видимо, есть что-то в комиксах, импонирующее современному человеку. Простота, занимательность, стремительность и крутизна сюжетов, юмор, наконец, герои, с которыми приятно себя идентифицировать. Я счастлив, что нынешние технологии позволяют мне, как и моим коллегам, таким, как Гильермо дель Торо и Сэм Рейми, моделировать самые смелые графические фантазии.
- Времена нынче тревожные, кризисные. Люди идут в кино отвлечься от реальных бед, а вы их пугаете ужасами.
- Хороший хоррор всегда ко времени. Когда в мире кризис, публика с особой силой ломится на эскапизм, мистику, фэнтези. А после терактов 11 сентября 2001 года тяга к сверхъестественному стала повсеместной. Почему с треском проваливаются фильмы о войне в Ираке? Люди не хотят, чтобы их носом тыкали в реальность, им подавай экзотическую войну - с чудищами, драконами, роботами. В 50-е, когда начались холодная война и атомная истерия, косяком пошли хоррор и фантастика. Зрители любили, любят и будут любить, когда им щекочут нервы, причем по-разному. Есть слэшеры: это когда психопат рубит вокруг тинейджеров как капусту. Есть более тонкий классический саспенс в силе Хичкока. Есть пыточная тема: зрителя держат в напряжении, мучая и истязая героев. Могучий поджанр, мне особенно дорогой, - вампиризм, как в серии "Блейд". Экзорцизм, конечно, здравствует, один из последних удачных образцов - "Шесть демонов Эмили Роуз".
- Но если Обама вдохнет оптимизм в американскую нацию, будет ли это означать закат ужастиков?
- Меня раздирают противоречия (улыбается). Как гражданин Америки я очень бы хотел, чтобы Обама преуспел. И вообще впервые за десятилетие горжусь, что я американец, при Буше я этого стеснялся. Но как кинематографист, разрабатывающий эскапистскую жилу, вроде должен желать обратного. Вот незадача...
Олег Сулькин
Кошерный экзорцизм
«Теперь он хочет родиться»
Фраза из фильма
«А вот не надо бы…»
Реплика из зрительного зала
Олег ДЕНЕЖКА
Больше всего людей пугает, как известно, все непонятное и загадочное. Лента Дэвида Гойера «Нерожденный» как нельзя лучше соответствует заявленному авторами жанру — фильм ужасов, только совсем в другом смысле. Ужасы здесь существуют скорее в переносном смысле. В смысле качества. Оно ужасно.
К тому, что от современного хоррора зрителю ничего нового ждать не приходится, мы уже привыкли. Но дело-то как раз в том, что изначальная тематика картины — мистика с вкраплениями еврейского религиозного фольклора и темы холокоста — звучит более чем многообещающе. Здесь вполне можно было ожидать отказа от традиционных, и потому порядком затасканных приемов, всего этого псевдоэкскурса в Библейские темы, да и смысл фильма мог бы выходить за рамки банального «мертвые с косами вдоль дорог стоят, и тишина». Однако не сложилось. Фильм не просто банален, Гойер соскреб с классики жанра всё самое заскорузлое и устаревшее, и попытался соорудить из этого нечто страшное. Вышло забавное.
Компашка подобралась впечатляющая. Главная героиня: дамочка средних лет с великолепной фигурой, о чем зрителю не дают забыть на протяжении всей ленты, начиная с афиши. Путем ненавязчивой демонстрации трусиков и маечки. Ее бойфренд: молод, симпатичен, но активного участия в сюжете не принимает. Ее подруга: слегка полноватая афроамериканка, персонаж, разумеется, комический. Кровавые мальчики в глазах, в количестве двух штук — со времен «Омена» ребятёнок с ледяным выражением лица так же обязателен в хорроре, как и визжащая тетка ближе к финалу. Наконец раввин-победитель демонов и собачка с перевернутой головой. Мерзкие насекомые, противные рожи и громкие крики без счета. Ничего не напоминает?
Правильно — «Очень страшное кино», только без Лесли Нильсена и Анны Фэрис.
Впрочем, нелеп и стандартен не только набор персонажей, но и их поступки. Главная героиня начинает видеть страшные сны, потом задается закономерным вопросом: «а к чему всё это»? Затем узнает от мамы (она позже повесится) о своем нерождённом брате-близнеце, а от бабушки (её позже убьют) о замученном в Аушвице смелым доктором-экспериментатором Менгеле двоюродном дедушке. Путем несложного суммирования фактов главная героиня выясняет, что её преследует, так называемый «диббик» — демонический дух мира мертвых, вселяющийся в тела живых.
Во время войны Менгеле экспериментировал над еврейскими детьми с целью поменять цвет их глаз с темного на голубой. Зачем это ему было нужно, зрителю не объясняют, но зато рассказывают о результате экспериментов, они плачевны: диббик вселился в дедушку героини, а теперь собирается переместиться в её нерожденного брата. Путем его рождения прямо здесь и сейчас. Подробности не оглашаются.
К чему было мутить весь это сыр-бор с нацистами и концлагерями, совершенно непонятно, эта линия сюжета заканчивается, не начавшись. И последние остатки оригинальности сценария уходят туда же, куда и мама с бабушкой: в мир иной.
Зато тут-то создатели выкатывают заранее припрятанную мортиру нешуточного для проекта такого уровня калибра: Гэрри Олдмана в ярмолке. Суперраввин по имени Сэндак в исполнении Олдмана — это раввин со всех сторон замечательный: он не только бреет лицо, как человек глубоко мирской, но и назначает финальную битву демону, то есть процесс еврейско-лютеранского (в процессе будет задействован чернокожий пастор-баскетболист) экзорцизма прямо на субботу. Ну, уж, не знаю как для раввинов, но представляется, что для иудейских диббиков шаббат должен был быть такой же шалом, как и для всего остального еврейства.
Впрочем, диббик оказался на редкость модерновым парнем, и судя по всему, последние 50 лет, с тех пор, как лучший друг еврейских детей добрый доктор Менгеле вызвал его к жизни, успел пересмотреть все ужастики, которые только выпустил кинематограф. Начиная с Хичкока и заканчивая японской классикой в специфическом ковбойском исполнении, на манер голливудского «Звонка» или «Проклятия».
Зачем монстру смотреть хоррор (ему что, работы на работе мало?) непонятно, но зрителю диббик выдает весь набор стандартных «ужасов»: перекошенные мертвецкие рожи с разинутыми ртами, множество червячков и тараканчиков, лезущих изо всех щелей, страшные отражения в зеркалах, старая кинохроника символического содержания, мертвяки, бегающие в позах китайских гимнастов, беспеременное «бу» в неожиданных местах и очень много ответных воплей.
Под конец сеанса у зрителей формируется четкая уверенность, что перед ним изощренный до садизма стёб, эдакий нерожденный диббук «Очень страшного кино», вселившийся по недоразумению в кино серьезное, и даже отчасти философское. Учитывая послужной список Дэвида Гойера — сценарии для всех «Блэйдов» и «Темного рыцаря» (!) и полноценная режиссура для последнего «Блэйда» и «Невидимого» — в его серьезности сомневаться не приходится. Но что можно вот так вот, на голубом глазу, переплюнуть Уве Болла и Эда Вуда вместе взятых, в это поверить так же сложно, как и в злых демонов и целительные методы доктора Малахова Плюс.
Если уж что и не родилось в этом фильме, так это оригинальность и самобытность, которой вполне можно было бы ожидать от Дэвида Гойера. А на подходе, тем временем, новый проект режиссера фильм «Голем» — еще одна страшилка с иудейскими корнями. И что-то подсказывает мне, что в этот раз на запчасти будут распущены Дракула и Франкенштейн.
Любите кино.
С сайта Кинокадр Ру
Тень рождения
Время новостей
Самая обыкновенная девушка Кейси (Одетт Юстман) чуть ли не каждую ночь начинает видеть довольно противные сны, в которых действуют собаки в пугающих масках, мертвые дети, потерянные вязаные перчатки, покойная матушка, некогда покончившая жизнь самоубийством, и прочие вещицы, никак не способствующие хорошему самочувствию. Плюс к этому у Кейси начинает меняться цвет глаз. Пытаясь разобраться в происходящем, девушка начинает штудировать специальную литературу (в том числе каббалистическую «Книгу зеркал»), обнаруживает в доме престарелых свою пережившую Аушвиц бабушку и в конце концов выясняет, что она одержима диббуком -- древнееврейским демоном, духом ее нерожденного близнеца, некогда вселившегося еще в ее дедушку, над которым в лагере смерти ставил эксперименты печально известный доктор Йозеф Менгеле. Единственный, кто может помочь несчастной барышне, -- вольноопределяющийся раввин Сендак (Гэри Олдман), который соглашается провести акт национально ориентированного экзорцизма.
«Нерожденный», зафиксированный на кинопленке заслуживающим всяческого уважения господином Дэвидом С. Гойером (сценарист второго «Ворона», первого «Блейда», «Темного города», «Телепорта», а также обоих новых «Бэтменов» -- «Начала» и «Темного рыцаря», в качестве режиссера поставил «Блейда» под номером три и «Невидимого»), -- кино в первую очередь предельно честное. Это классический хоррор, который не пытается открывать новые горизонты и трансформировать жанр. Максимум новаций, на которые способны его создатели, -- это заглянуть в «Мифологический словарь» (или в «Википедию») и ткнуть пальцем в статью, вроде бы все еще не использованную при создании страшного кино. В данном случае палец попал в диббука (в переводе со средневекового иврита -- прилепляющийся, злой дух, вселяющийся в человека, овладевающий его душой, помрачающий сознание, говорящий устами своей жертвы, но сохраняющий самостоятельность).
После этой операции сценарий, судя по всему, был готов буквально за полчаса. Кроме того, Гойер со товарищи явно пересмотрели все серии «Изгоняющего дьявола» и в последней части, являющейся, если кто помнит, приквелом, углядели сцены с фашистами -- поэтому в «Нерожденном» появился Аушвиц, «ангел смерти» Менгеле и тема холокоста. Все идет как по нотам -- в зеркалах отражаются кровавые мальчики, парализованные обитатели хосписа скачут по лестницам в лучших традициях «паучьей походки» из первого «Изгоняющего дьявола», подружки главной героини, перед тем как умереть страшной смертью, пучат глаза и хрипят нечеловеческим голосом, а сама Кейси постоянно видит страшные сны, и по такому случаю мы имеем удовольствие созерцать ее как минимум с полдюжины раз только что проснувшейся и соответственно едва одетой.
Итог не самый страшный в мире (хотя собака с перевернутой вверх тормашками головой достойна того, чтобы вскрикнуть и закрыть лицо руками), не допускающий ни единой оригинальной трактовки, идущий напролом, но от того еще более приятный и качественный фильм. И пожалуй, единственное, что смазывает впечатление от просмотра, -- это старый анекдот, который приходит на ум всякий раз, когда с экрана скалится пресловутый диббук с холодными пустыми глазами и в коротких штанишках: «Сынок, а ну таки просыпайся!» -- «Мама, я что, замерз?» -- «Нет, проголодался!»
Станислав Ф. Ростоцкий
Хочет родиться сейчас
Текст: Кирилл Андреев
Главным в "Нерожденном", рассказывающем о сражении девушки с демоном диббуком, стала Одетт Юстман в трусах и бультерьер с перевернутой головой.
Молодой девушке Кейси (Одетт Юстман) начала мерещиться всякая дрянь — собаки с человеческими лицами, неприятные дети и колбы с заспиртованными, но живыми младенцами. Кто-то копошится в шкафчике в ванной и не к месту вспоминается покончившая с собой мама. Почему-то стали менять цвет ее глаза. Когда же соседский мальчик, за которым девушка присматривала в качестве няньки, разбил о ее лицо зеркало со словами "Он хочет родиться сейчас!", девушка сложила два и два и поняла, что дело плохо. Довольно быстро ей удалось узнать, что у нее был брат близнец, который умер в утробе матери, что ее преследует еврейский демон диббук и что проклятие ее семьи началось в Аушвице — нацистском лагере уничтожения, где зловещий доктор Менгеле ставил адские эксперименты над детьми. Теперь единственная надежда Кейси — рабби Сендак (Гэри Олдман), который должен изгнать демона.
Самое странное в этом фильме то, что почти все в нем правда. Диббук — отвергнутая Создателем душа, жаждущая мщения — не зародился из пыли в клавиатуре сценариста и режиссера Дэвида Гойера, а является вполне законным представителем почтенной еврейской демонологии. Доктор Менгеле, носивший прозвище "Ангел Смерти", и в самом деле ставил эксперименты над близнецами, включая попытки изменить цвет глаз, описанные в "Нерожденном". (Кстати, судьба "Белого Ангела" — самое жестокое опровержение высшего правосудия: Менгеле избежал суда и умер в 1979 году в Бразилии от удара, постигшего его во время приятного морского купания).
Еще более странно то, что основным аттракционом стали не все эти чудовищные обстоятельства, а сыгравшая недавно в "Монстро" красавица Одетт Юстман, расхаживающая значительную часть фильма в трусах и майке, и всевозможные трюки, вроде мертвого мальчика в маленьком шкафчике. Учитывая какую-то вдохновенную даже наивность диалогов и многочисленные нестыковки в сюжете, "Нерожденного" можно было бы отдать на опыты, когда бы не вязкая жуть, которая вытекает с экрана, несмотря на все промахи и провалы. Если не ночные кошмары, то конвульсии в кресле обеспечены.
Исток этой жути, кажется, все в той же половинчатой достоверности. Зло надвигается на Кейси медленно, сначала через сны и приметы и лишь постепенно начинает обретать форму и способность убивать. От этого ощущение неотвратимости его давления, изоляции от нормального мира, в которую попадает человек, ставший объектом внимания зла, становится физически ощутимой.
В условиях тотального кризиса жанра, когда бесконечные повторы "Звонка" в разных вариантах азиатского хоррора лишь изредка разбавляются "Джиперсом Криперсом" (первым, конечно), "Пилой" (первой, только первой) или "Сайлент Хилл", "Нерожденного" можно зачесть как удачную попытку бесстрашного Голливуда хоть чего-нибудь испугаться. И если он уже настолько не боится лагерей смерти, что готов их включить в молодежный ужастик, то белый бультерьер с перевернутой на 180 градусов головой, тяжело дышащий посреди разгромленной синагоги, является пусть не равноценной, вполне кошмарной заменой.
С сайта film.ru