"Свидетель"
Название фильма: | Свидетель |
|
|
Страна-производитель: | США | ||
Английский: | Witness | ||
Жанр: | триллер / детектив / психологический | ||
Режиссер: | Питер Уир | ||
В ролях: | Харрисон Форд, Келли Макгиллис, Александр Годунов, Лукас Хаас, Денни Гловер | ||
Год выпуска: | 1985 | ||
Наша оценка: | |||
Купить | |||
|
|
||||||||
Сюжет и комментарий
На вокзале в Филадельфии неизвестные зверски убивают сотрудника полиции. Единственным свидетелем расправы становится 8-летний мальчик Сэмюэл, сын недавно овдовевшей Рейчел Лэпп, женщины из общины эмишей — религиозного сообщества, живущего в Пенсильвании. Как нежелательный очевидец происходящего, мальчик может подвергнуться преследованию. Именно поэтому капитану полиции Джону Буку приходится отправиться вместе с Сэмюэлом по месту его жительства.
Близкое знакомство с образом жизни людей, сознательно отгородившихся от цивилизованного мира и благодаря этому сохранивших уклад, нравы, обычаи и традиции XIII века, заставляет Бука существенно скорректировать взгляды на свою жизнь. Офицер полиции, долгие годы имевший дело исключительно с отбросами общества и самыми мерзкими человеческими пороками, вдруг будто попадает на «другую планету». Ее обитатели неуклонно соблюдают все религиозные обеты, отрицают любые формы насилия и игнорируют «блага» цивилизации – электричество, машины, телефоны.
Патриархальная колония становится для Бука чем-то вроде духовного пристанища, где главными остаются простые человеческие ценности, а не алчность и насилие, царящие в его мире. Здешние обитатели – одна большая семья, в которой царит неведомая Буку гармония. Вот почему он с изумлением смотрит на все, что происходит вокруг, и все больше проникается любовью к этим «инопланетянам». Капитан начинает переживать совершенно новые чувства, поневоле втягивается в повседневную жизнь общины и влюбляется в мать своего подопечного, которая отвечает ему взаимностью. Но в силу профессии и сложившихся обстоятельств Буку вновь приходится взяться за оружие.
Фильм, начинающийся как криминальный триллер, затем на какое-то время дает передышку саспенсу и преобразуется в романтическую мелодраму, в которой главным становятся отношения Бука и незамужней Рейчел. К этим составляющим добавляется еще одна — столкновение двух различных культур. Это, собственно, и раздвигает границы жанра, превращая историю в иносказательную притчу.
Режиссер Питер Уир, лидер новой австралийской волны, фактически переносит в свой первый американский фильм актуальную для его родины модель отношений — белых людей и аборигенов, которых тут заменяет ортодоксальная община выходцев из Европы. Противопоставляя два мира, два взгляда на природу вещей, Уир даже не пытается скрывать, кому именно в этом конфликте симпатизирует. А финальный отъезд Бука получается таким трогательным, что за ним явно угадывается глубоко личное чувство постановщика, наверняка после переезда в США остро ощущавшего ностальгию по Пятому континенту.
Фильм, режиссер и Харрисон Форд (роль Джона Бука остается единственной работой этого знаменитого актера, номинированной на «Оскар»), хоть и стали «оскаровскими» номинантами, все же при раздаче статуэток остались не у дел. А запоминающаяся работа Келли Макгиллис в роли Рейчел вообще не попала в число претендентов. Впрочем, еще больше оснований оказаться в числе лауреатов было у оператора Джона Сила и композитора Мориса Жарра, чьи усилия немало способствовали созданию одного из самых ярких кинотворений 1985-го года.