"Вверх"
Название фильма: | Вверх |
|
|
Страна-производитель: | США | ||
Английский: | Up | ||
Жанр: | приключения / анимационный / семейный | ||
Режиссер: | Пит Доктер, Боб Питерсон | ||
В ролях: | озвучание: Кристофер Пламмер, Джон Ратценбергер, Эдвард Эснер, Пол Айдинг, Джордан Нагай. Главного героя в России озвучивает Армен Джигарханян | ||
Год выпуска: | 2009 | ||
Наша оценка: | |||
Купить | |||
|
|
|
|||||||||||
Сюжет и комментарий
«Пиксар» представляет свой первый опыт в трёхмерной анимации. В смысле трёхмерности картинки, а не анимации. Главный герой путешествует в собственном доме на воздушных шариках.
Любопытное дело Карла Фредрексена
Роман КОРНЕЕВ
Волшебство «Писара» в том и волшебство, что его тяжело разобрать на кирпичики, оно как бы просто существует, заключаясь не в неординарности рассказываемой истории, не в технических красотах, не в оригинальности изобразительного решения, а как бы между ними, где-то в пространстве идей — в древнегреческом значении этого слова.
Если бы за историю о старике, путешествующем к водопаду в доме на воздушных шариках взялся DreamWorks Animation, такой мультфильм был бы полон искромётного подросткового юмора и экшна, а на озвучку его подписались бы отряд голливудских звёзд первой величины. Если бы тему сказочного роуд-муви разрабатывали ребята из Blue Sky, то главный герой бы продолжал увеселительные попытки избавиться от лопуха Рассела до самого финала, где-нибудь рядом комиковала бы саблезубая белка, а собаки бы заговорили безо всяких ошейников. Наконец если бы проект достался бы собственно «Диснею» в его текущей инкарнации, то этот мультфильм был бы рекомендован детям начиная с трёхлетнего возраста без малейшего шанса их чем-то напугать или расстроить, в сюжете же превалировали бы семейные ценности.
Но старик Фредрексен и его спутники родились в лабораториях главного анимационного оскароносца последнего десятилетия, а значит будут детсадовские шутки, но будет и то, что детишкам показывать решится не всякий, будут занимательные герои, но озвучивать их будет не Джек Блэк, в конце концов суть путешествия тут будет не в том, чтобы выйти из пункта А в пункт Бэ с максимально возможным притопом и прихлопом, а в том, чтобы даже снимая трёхмерный аттракцион на потеху публике не забыть рассказать человеческую историю, которые редко бывают весёлыми, куда чаще вызывая светлую печаль о несбывшихся надеждах.
Это «Пиксар», дорогие дети, потому главное тут — не нервный тик Чарльза Мунца и не немудрящая шутка про Альфу, у которой опять сломался ошейник. И пусть большую часть хронометража займёт именно последнее, плюс трёхмерные марш-броски промеж облаков и джунглей, начинается эта история прекрасным романтизмом первых десяти минут, рассказывающих историю Карла Фредрексена, некогда молчаливого ребёнка и неисправимого романтика, пробравшегося в заброшенный дом и нашедшего там свою судьбу.
Шутки и трюки будут позже, но главное сказано вначале. Полететь в доме на шариках можно по миллиону разных причин, которые в мультфильмах обычно и не требуются, даже неуловимую птицу счастья можно изловить миллионом разных способов, но нужно обладать смелостью, чтобы сделать всё это, за чем все и пришли в кинотеатр, чем-то второстепенным и ненужным.
Да, в приключениях мистера Фредрексена, Рассела, говорящего пса и молчаливой птички довольно всего: весёлого, захватывающего, дурацкого, бредового, миленького, развлекательного и нравоучительного. Это замечательный мультфильм, но всё это меркнет по сравнению с первыми минутами. Считайте меня сентиментальным, но влетающий в окно воздушный шарик невозможно переплюнуть целым летающим домом. И в этом главная трагедия пиксаровских волшебников.
В высшей лиге, где играет всего одна команда, она давно вынуждена конкурировать сама с собой, беря такие высокие ноты, которые невозможно держать всё время. Поэтому не стоит от всего фильма «Вверх» ожидать, что эти первые минуты продлятся все полтора часа, поэтому не стоит ждать, что каждый год будет выходит новый изобразительный шедевр вроде «Рататуя», или что каждый год мы будем наблюдать невероятную пластику и одушевлённость неживых предметов, как это было в «ВАЛЛ-И».
Но вся прелесть, что на эти минуты пребывания там, куда приводят мечты, мы рассчитывать можем всегда, а «Пиксар» вновь и вновь будет пытаться прыгнуть выше головы, каждый раз удивляя нас, когда это ему снова удастся. А аттракцион пусть будет аттракционом, через год ждите снова, в «Истории игрушек 3» с приставкой D.
До встречи в кино.
С сайта Кинокадр Ру
Шариков хватит на всех
Вадим Зельбин
"Вверх" — озвученный Арменом Джигарханяном новый фильм "Пиксара" про воздушные шарики, недавно открывавший фестиваль в Каннах.
Сварливый очкастый старикашка Карл Фредриксен (в русской версии озвучивает Армен Джигарханян), продавец воздушных шариков на пенсии, спасая жилплощадь от посягательств точечных застройщиков привязал к шарикам свой пряничный дом и полетел на нем в Южную Америку — посмотреть на водопад, который мечтала увидеть его покойная жена. По нелепому стечению обстоятельств, вторым пассажиром летающего домика оказался 8-летний бойскаут Рассел: пухлое, чрезвычайно говорливое существо, не расстающееся с рюкзаком и пионерским горном, и мечтающее получить значок "За помощь престарелым" (все прочие у него имеются). Большую часть времени, однако, не домик перевозит Карла, а Карл буксирует домик, болтающийся в воздухе, и заодно бойскаута, болтающегося под ногами: по нелепому, опять же, стечению обстоятельств, оба пассажира выпали на землю, не долетев несколько километров до пункта назначения. Основная часть приключений сваливается на голову героев, находящихся именно в этом, довольно неловком, положении, вызвавшем у каннских критиков, смотревших фильм на открытии фестиваля, глубокомысленные ассоциации с фильмом "Фицкарральдо", где через амазонские джунгли Клаус Кински буксировал целый пароход.
Как и всякое шоу, обреченное на оглушительный успех у зрителей всех возрастов от четырех лет до бесконечности, пиксаровский "Вверх" удачно эксплуатирует универсальную, почти архетипичную идею-фикс, засевшую с младых ногтей в каждом нормальном человеке. В "В поисках Немо" такой идеей было освободить золотую рыбку, пусть и спустив ее через толчок в канализацию (именно за этим занятием, как сообщал "Гринпис", заставали своих чад родители после просмотра фильма). Сейчас вот — плюнуть на все и улететь в джунгли на воздушном шарике. Последний размножен компьютером до двадцати тысяч экземпляров (хотя, как докладывают авторы, для транспортировки домика требуется 23 миллиона, но для такого количества места в кадре не хватило), и для тяги, толкающей в нужном направлении простой воспитательный сюжет о крепнущей дружбе пионера и пенсионера. Впрочем, и без всяких шариков история не полетела бы на землю камнем. Так, в джунглях Амазонии герои сталкиваются со странным злобным типом, мечтающим изловить местную жар-птицу с помощью стаи псов, экипированных говорящими ошейниками — он же устроит поистине феерическую гонку за летающим коттеджем на дирижабле.
Русскоязычную аудиторию в фильме поджидает сюрприз — голос Армена Джигарханяна, озвучившего своего героя так, что возникает ощущение, будто именно с нашего актера американцы программировали своего Фредриксена на компьютерах. А вообще, "Вверх", лучший фильм недели, еще раз демонстрирует, что своим успехом "Пиксар" обязан не компьютерным ноу-хау (изобразить десяток тысяч трехмерных шариков, чтобы каждый колебался на ветру по собственной уникальной траектории, могут сейчас почти везде). Самое важное — сценарий, где концы сходятся с концами, умные оценивают по достоинству намек на "Фицкарральдо", а глупые, не доросшие до "Фицкарральдо", получают, как минимум, по шарику, которых в этом фильме много и все дивно хороши.
С сайта Филм Ру
Американские горки с воздушными шариками
Независимая газета
Мультфильм «Вверх», в отличие от мультипликационных собратьев, задолго до межнационального прокатного старта получил хороший рекламный подарок. Как-никак первый раз кинофестиваль в Каннах открывался мультипликационной работой, что само по себе, может быть, и не так удивительно – фильм открытия всегда задает необычный старт фестивалю.
Это – или особый стеб, как в случае с «Кодом да Винчи», или особый режиссерский ход, уводящий конкретного режиссера от своего собственного творчества, как в случае с «Моими черничными ночами». Сейчас мультфильм. Не мультфильм признанного анимационного мэтра (так в программу прошлого Венецианского кинофестиваля вошла лента Хаяо Миядзаки), ничуть нет, более того, фильмом открытия выбрали очередное детище Уолта Диснея, кому не раз вменялись в вину коммерческие спекуляции на детском восприятии и даже лубочный «упростизм».
Фильм рисовался на одной из шести самых выдающихся анимационных студий мира – на студии «Пиксар» (сейчас принадлежит Диснею). И лишь она напрямую специализируется на объемной трехмерной графике. Ее усилиями на экране ожили герои многим полюбившегося «Рататуя» или «ВАЛЛ-И», и не только они. В Каннах «Вверх» показывали, предварительно раздав специальные очки со стереоэффектом, – с их помощью трехмерная графика обретает весомость, вызывает ощущение реальности, происходящее на экране становится объемным и живым. И, как говорят очевидцы, эта живость в десятом пиксаровском мультфильме принимает качественно иной, отличный от предшественников размах благодаря новому качеству трехмерной графики.
Хорошо, но в Москве наряду с 3-d-прокатом фильм выпускают и в обычном режиме, без специальных окуляров. Что тогда? Тогда наполненный пульсирующим действием сюжет, как на американских горках, ежеминутно бросающий зрителя из одной катастрофы-погони в другую, отступит на второй план. На первом останется трогательная история почти 80-летнего старика Карла Фредриксена, прожившего свою жизнь с любимой женой в общих мечтах о путешествии в Южную Америку. Всю свою жизнь он продавал воздушные шарики – как крохотный символ большого приключения. Эта преамбула, уместившая все 78 лет из жизни господина Фредриксена в первые 20 минут фильма, чрезвычайно важна. Не только с точки зрения композиционной целостности. Гораздо важнее, что она дает возможность поговорить о вещах злободневных, они зачастили в повседневную жизнь и от этого стали неприметнее, но не исчезли. Непривычно серьезным тоном (в нем нет назидательности) режиссеры Пит Доктер и Боб Петерсон говорят о старости, ее слабости и беззащитности перед лицом вроде бы сверхправового американского общества. И Фредриксен не в Южную Америку улетает, привязав тысячи шаров к своему домику, скорее, он бежит от общества, которое готово его упрятать в дом для престарелых, списав, как ненужный металлолом. Тут удивляет несвойственное умилительным американским киношкам отсутствие политкорректности, довольно неприкрыто высмеивается социальный механизм. Ирония и самоирония удачно переплетаются и в образе главного героя, который, улетая в домике, нечаянно прихватил с собой мальчишку-скаута, не вовремя забравшегося на крыльцо, чтобы оказать посильную помощь старому человеку. Что ж, налицо назревающий конфликт поколений, и об этом режиссеры не преминут поговорить. Фильм вообще как-то удивительно культурологически подкован. Там уйма разных отсылок.
Летающий на шариках домик напоминает о путешествии девочки Дороти (у Александра Волкова она стала Элли) в волшебную страну. Эта эпопея волшебных приключений, выписанная Фрэнком Баумом, известна каждому американскому ребенку. И русскому тоже – благодаря волковскому пересказу. История знакомства Карла Фредриксена с будущей женой очень напоминает переиначенный «Мост в Терабитию» – повесть для детей, которая, между прочим, до сих пор входит в десятку самых пронзительных и вызывающих на откровенность произведений.
Так что сюжетные американские горки, ведущие «Вверх», неплохо оснащены
Виталий Нуриев
Летать не вредно
Итоги
"Вверх", пожалуй, самый неформатный компьютерный мультфильм, когда-либо выходивший с винчестеров анимационного гиганта Pixar Animation Studios. Во-первых, в озвучивании картины не участвовали суперзвезды Голливуда (правда, у нас главный герой говорит неподражаемым голосом Армена Джигарханяна). Во-вторых, раньше Pixar ориентировалась исключительно на детей ("История игрушек", "В поисках Немо", "Тачки"), а сейчас выпустила мультфильм для взрослых, достойный кинофестиваля в Канне.
Самая лучшая часть картины "Вверх" - пролог. Режиссер Пит Доктер, автор "Корпорации монстров", и его соратник Боб Питерсон знакомят нас с главным героем ленты. Обаятельный Карл Фредриксен всю жизнь хотел отвезти жену к мифическому Райскому водопаду в Южной Америке. Но судьба обошлась с ним, как со многими мечтателями: грезы вытеснила бытовуха, а кроткий характер под токсическим воздействием неурядиц мутировал до неузнаваемости. В итоге от грандиозных планов по покорению неизведанных земель остались лишь семейный альбом с пустой главой "Деяния, которые я совершу", а от жены - траурная фотография на стенке. Этот десятиминутный рассказ превращается в целую историю жизни. Ощущение, будто знаком с Карлом, нарисованным на бездушной машине, как со старым другом: знаешь все его радости и печали. Но самое удивительное, что внешние и внутренние метаморфозы происходят под элегическую музыку, совсем без слов. По силе воздействия это сравнимо лишь с немыми фильмами Чарли Чаплина.
Дальше по сюжету бездушные застройщики хитростью отобрали у старика любимое жилище. А он подвесил свою халупу на огромную гроздь из воздушных шариков и улетел в направлении Райского водопада...
Это сказочное путешествие можно трактовать и как метафорический полет в мир более совершенный: Райский водопад и впрямь выглядит нереальными небесными кущами. И как погоню за счастьем, которое на самом-то деле всегда было с тобой, но оставалось незамеченным, неоцененным: в конце концов старик поймет, что экзотические роскошества Южной Америки ничто по сравнению с годами, проведенными рядом с любимой женой. Но в любом случае "Вверх" - история совсем не детская. Многих журналистов до премьеры удивлял тот факт, что картину решили показать на открытии фестиваля в Канне. Однако показ расставил все на свои места. Уж если в 2004 году на "Золотую пальмовую ветвь" претендовало хулиганское фэнтези "Шрек-2", то компьютерному хиту "Вверх" здесь самое место. Ведь этот появившийся исключительно благодаря технологическим ухищрениям фильм оказался человечнее многих известных образцов игрового кино, представленного на Лазурном Берегу.
Стас Лобастов