"2012"
Название фильма: | 2012 |
|
|
Страна-производитель: | США | ||
Английский: | 2012 / Farewell Atlantis | ||
Жанр: | драма / фантастика | ||
Режиссер: | Роланд Эммерих | ||
В ролях: | Джон Кьюсак, Вуди Харрельсон, Тэнди Ньютон, Чиветел Иджиофор, Дэнни Гловер, Аманда Пит, Оливер Платт, Томас МакКарти, Хенри О, Рон Селмур, Райан МакДоналд, Патрик Бошо, Лайэм Джеймс, Блу Манкума, Джими Мистри, Йоханн Урб | ||
Год выпуска: | 2009 | ||
Наша оценка: | |||
Купить | |||
|
|
|
|||||||||||
Сюжет и комментарий
В ходе исследований ученый неожиданно открывает "врата" в параллельный мир и устанавливает контакт со своим "двойником", чтобы предотвратить предсказанный древними индейцами апокалипсис.
План по девятому валу
Время новостей
В 2009 году, спустившись в самый глубокий медный рудник на планете, ученый Адриан Хелмсли (Чиветель Эджофор) убеждается: из-за солнечной активности в земном ядре произошли необратимые изменения, планета раскаляется изнутри, и очень скоро, а точнее, через три с небольшим года, в точном соответствии с древним календарем майя, мир, каким мы его знали, подойдет к концу. И пока добрый чернокожий президент Уилсон (Денни Гловер) пытается достойно подготовить нацию к финалу истории, более сообразительные большие шишки из правительства строят в Китае (под видом огромной дамбы) несколько гигантских ковчегов, пропуск на которые будет стоить миллиард евро и которые все равно не смогут вместить всех желающих. А когда судный день все-таки настанет, лузер и «наивный непуганый оптимист» Джексон Кертис (Джон Кьюсак), в свое время написавший книгу, разошедшуюся тиражом в полтысячи экземпляров (что не помешало ей стать одним из любимых произведений отца Хелмсли, и впоследствии это окажется важным фактом), а пока подрабатывающий водителем лимузина русского олигарха Юрия Карпова (Златко Бурич), не находит ничего лучшего, как отправиться на том самом олигархическом лимузине в Йеллустоунский национальный парк, где его ждет встреча с вроде бы сумасшедшим, но на самом деле понимающим происходящее лучше прочих радиоведущим-конспирологом Фростом (Вуди Харрельсон, в данном случае поразительно напоминающий одновременно путешественника Федора Конюхова и отца Иоанна Охлобыстина), который рассказывает Кертису всю правду и отдает карту, на которой обозначено место отправки ковчегов. В компании собственных детей, бывшей жены (Аманда Пит), ее нынешнего супруга (Томас Маккарти), а также Карпова, отягощенного двумя толстенькими близнецами, юной любовницей Тамарой (Беатрис Розен) и ее собачкой, Кертис отправляется в самое опасное на свете путешествие -- пока вокруг сползают в грандиозные расщелины целые города, на глазах мелеют великие озера, а цунами переливается через Эверест.
Если кто и достоин в Голливуде гордого звания «мастер-ломастер», так это Роланд Эммерих -- именно под его руководством в результате инопланетной атаки взлетал на воздух Белый Дом в «Дне независимости» (1996), ящерица-переросток не оставляла камня на камне от Манхэттена в «Годзилле» (1998), а глобальное потепление превратило Нью-Йорк в огромный парк ледяных фигур в «Послезавтра» (2004). Именно благодаря ему жанр фильма-катастрофы, вроде бы благополучно приказавший долго жить вместе с породившей его эпохой 70-х, все еще неплохо чувствует себя и сегодня. И все потому, что Эммерих даже в столь тотальном разрушительном раже придерживается раз и навсегда установленных правил: кроме порции и впрямь сногсшибательных спецэффектов (разоружение Рио-де-Жанейро или обвал купола собора Святого Петра в Риме, показанные со всех возможных ракурсов, стоят дорогого во всех из возможных смыслов), зрителю неизбежно придется принять близко к сердцу личные переживания героев (а среди них, кроме уже упомянутых, имеет место, например, дочь президента, у которой наклевывается роман с Хелмсли), их персональные драмы и переживания, придуманные, впрочем, без особой фантазии -- ну конечно, разве может центральный участник вселенской катастрофы быть счастлив в браке? Да никогда. Собственно, по законам жанра планета катится в тартарары исключительно для того, чтобы в итоге воссоединилась семья Кертиса, а его семилетняя дочка наконец-то перестала писать в штаны. Кто именно пожертвует собой, кто натворит дел, а потом погибнет, кто спасется в самую последнюю минуту, можно догадаться задолго до того, как на экране проявятся цифры, составляющие название фильма. Точно так же в стороне остается элементарная достоверность происходящего -- само собой, мобильные телефоны отменно работают в погибающем мире, пока не сядет батарейка или абонента не накроет гигантской волной (законы физики, биологии и всех прочих естественных наук Эммериху со товарищи не писаны).
Но придираться к мелочам в тот момент, когда цивилизация висит на волоске, как-то странно. И вообще «2012» не столько фильм, сколько само по себе стихийное бедствие. О характерах и героях рассуждать бессмысленно: не для того они придуманы и сыграны. Описывать и анализировать спецэффекты тоже как-то не с руки -- все равно как пересказывать своими словами картину Айвазовского. Искать в сюжете о планируемом спасении «золотого миллиарда» и связанных с ним правительственных подлостях тоже как-то странно. Вот и оказывается, что вместо фильма как такового на экране зияет немыслимых размеров и фантастической бессмысленности воронка, в которую, как ни крути, все-таки приходится провалиться. И уже в понедельник будет ясно, «сколько их упало в эту бездну», -- кассовые сборы по миру обещают быть фантастическими, даже несмотря на то, что фильм идет почти три часа, а значит, количество сеансов, на которых люди будут лицезреть очередной спецэффектный апокалипсис, несколько подсократится.
И, пожалуй, единственное упущение режиссера всей этой вампуки заключается в том, что когда ковчеги с выжившими все-таки справляются с буйством стихий, на палубу не выходит кто-нибудь из героев (да хотя бы и сын Кертиса, которого очень удачно зовут Ной), не отправляет из рук своих в полет голубя. И не возвращается голубь с соответствующей веточкой в клюве. И не раздается над обновленным миром громкий и величественный крик: «Асса!» В данном случае он был бы как никогда кстати.
Станислав Ф. Ростоцкий
Хорошая встряска
Газета "Труд"
Календарь индейцев майя завершается 21 декабря 2012-го — принято считать, что именно эту дату они отметили как конец времен. Заманчиво было бы предположить, что составитель календаря просто утомился, но вместе со специалистами по майя о конце света столько говорят нумерологи, астрономы, геологи, что остается только соглашаться и думать о том, как именно все произойдет.
Роланд Эммерих подошел к своей версии конца света с размахом. «2012» можно назвать самым масштабным проектом из всех, что режиссер когда-либо делал, а возможности компьютерной графики и особые декорации позволили воплотить все, что придумали Эммерих и его соавтор Харольд Клозер. С точки зрения основных сюжетных линий — правительственный заговор, битва отважного журналиста с косными чиновниками, воссоединение распадавшейся ранее семьи — «2012» является типичнейшим фильмом-катастрофой.
Но сюжет здесь не главное: Эммерих предлагает любоваться и одновременно замирать от страха, глядя, как рушится со своего пьедестала бразильский Христос, как выбрасывает в небо лаву Йеллоустоунский вулкан, как пропадает с перекошенного лица Земли Лос-Анджелес, стертый 10-балльным землетрясением. Не фильм, а тренажер духа: если все показанное в «2012» действительно случится, то вряд ли у кого-то хватит невозмутимости, чтобы оценить красоту происходящего. А Роланд Эммерих любезно предоставляет такую возможность.
Чтобы обеспечить землетрясениям надлежащий вид, было построено несколько сцен с «трясущимся полом», эффект которого обеспечивали специальные панели на шарнирах. И Джон Кьюсак, исполнивший главную роль писателя, спасающего свою семью, неоднократно бегал по ним: «К концу съемок я прошел сквозь огонь, воду, землю, клубы пепла, побывал за рулем всех мыслимых и немыслимых транспортных средств, спасаясь от всех мыслимых и немыслимых катастроф. Неплохая встряска».
Сергеева Жанна
Мокрое дело
Голливудский режиссер немецкого происхождения Роналд Эммерих с завидным постоянством предрекает человечеству неслыханные беды. В "Дне независимости" Землю чуть не поработили злобные инопланетные захватчики. В американском ремейке "Годзиллы" едва не растоптали гигантские доисторические ящеры. А "Послезавтра" грозило фатальными климатическими изменениями. В отличие от древней пророчицы Кассандры, которую никто не слушал, Эммериху, судя по результатам кассовых сборов, доверяют вполне. Суммарный бокс-офис перечисленных картин режиссера - 1 миллиард 740 миллионов долларов. А с выходом нового метеорологического блокбастера "2012" кредит доверия режиссеру обещает перевалить за 2 миллиарда. Оно и немудрено: на производство картины потрачено 260 миллионов долларов. В основе сюжета лежат пессимистические взгляды древних майя на будущее. Короче говоря...
2012 год. Со дня на день случится глобальное потепление. Тектонические пласты начинают броуновское движение по всему миру: землетрясения, извержения вулканов, разрушение городов, показанные в потрясающих подробностях, - все это прелюдия к новому мировому потопу. Выживут умнейшие люди планеты и богатеи, готовые выложить за свое спасение миллиард евро, - главы государств разработали план по спасению малой доли населения.
Без симпатичных персонажей, которые в ходе путешествия ссорятся, мирятся и раскрывают все свои человеческие качества, "2012" был бы очередным занятным документальным фильмом из серии "Что станет с Землей после исчезновения человечества", которые довольно часто сейчас крутят по отечественному ТВ. А потому конец света в картине происходит на фоне личных драм многочисленных персонажей: перед лицом до мурашек красиво проработанного на компьютере апокалипсиса оказываются бессильны и президент США, и обычный китайский рабочий. Каждый готов пожертвовать собственной жизнью ради спасения близких. Так что "2012" в первую очередь стоит рассматривать как фильм о любви и благородстве в экстремальных условиях, ближайший аналог - "Титаник" Джеймса Кэмерона. Больше всех волею сценаристов нового фильма стараются главный герой - писатель-неудачник (Джон Кьюсак), его бывшая жена (Аманда Питт) и их дети - они случайно узнают о существовании тайного дорогостоящего убежища в Китае. Автомобилями и самолетами они несутся к спасительной локации. Режиссер-гигантоман с явным наслаждением стирает с лица земли континенты и города: Белый дом, роскошества Лас-Вегаса и прочие американские чудеса света оказываются сначала погребенными под слоем пепла, а потом смываются мегатоннами воды. Точь-в-точь как в его же "Дне независимости" 1996 года. Однако в уже далеком 1996-м подобные проявления кинематографической деструкции были относительно в новинку. Сегодня более или менее правдоподобно уничтожить Белый дом на экране компьютера может каждый третий школьник. А потому "2012", выполненный на высочайшем технологическом уровне, все-таки выглядит довольно вторичным, если не сказать больше. В общем, на "2012" глаз радуется, а душе ни тепло ни холодно.
Стас Лобастов