Описание фильма

"Миллионер из трущоб / Кто хочет стать миллионером? / Трущобный миллионер "   

Название фильма: Миллионер из трущоб / Кто хочет стать миллионером? / Трущобный миллионер
Миллионер из трущоб /  Кто хочет стать миллионером? / Трущобный миллионер
Страна-производитель: Великобритания — США
Английский: Slumdog Millionaire
Жанр: комедия / драма / мелодрама
Режиссер: Дэнни Бойл, Лавлин Тандан
В ролях: Миа Дрэйк, Имран Хасне, Фаезех Джалали, Анил Капур, Ирфан Хан, Мадхур Миттал, Дев Пател, Фрейда Пинто, Шрути Сет, Ананд Тивари
Год выпуска: 2008
Наша оценка:
Купить
 
сюжет и комментарии
интересно
кадры из фильма
 

Сюжет и комментарий

Удивительная история 18-летнего сироты из бомбейских трущоб Джамаля Малика.

...Джамаль всего в одном шаге от выигрыша в 20 миллионов рупий на телешоу "Кто хочет стать миллионером?". Арестованный по подозрению в мошенничестве, он рассказывает полиции невероятную историю своей жизни в трущобах, о потерянной возлюбленной...

Полиция в недоумении. Что парень, которому не нужны деньги, делает на этом шоу? И, в конце концов, откуда ему известны все ответы?

Компания "Мерседес" попросила убрать её логотип из сцен, снятых в трущобах, поскольку посчитала, что это повредит её имиджу. Процесс цифровой ретуши обошёлся создателям фильма в кругленькую сумму.

Вопрос на миллион
Газета "Труд"

Картина Дэнни Бойла "Миллионер из трущоб" о том, что в жизни бывает не только расплата, но и награда, уже получила порядка 40 призов, а впереди еще "Оскар".
Невероятное событие, несказанное счастье: над мумбайскими трущобами, которые засыпаны мусором и грязью до такой степени, что переходят грань ужаса и становятся почти прекрасными, стрекочет вертолет - сейчас приземлится Амиттабх Бачан и будет раздавать автографы. Маленького Джамала Малика запер в уличном туалете подлый брат - для того чтобы пробраться к кумиру, приходится прыгать в выгребную яму и, обтирая ее содержимое о земляков, получить-таки автограф и стать одним из избранных.
Вот метафора картины Дэнни Бойла: рука Бачана, расписывающегося на обрывке бумаги, - словно рука судьбы, дарящей славу и счастье, но для того, чтобы получить их, надо искупаться в фекалиях.
С этой истории начнет рассказывать о своей жизни выросший Джамал (Дев Пател), который ответит на все вопросы викторины "Кто хочет стать миллионером?". Но останется самый главный вопрос, на 20 миллионов рупий, и на этом время программы закончится, Джамала подхватят местные полицейские, которые начнут пытать его током: откуда ты, выходец из трущоб, мелкий работник операторской компании, все это знаешь? Малик расскажет свою недолгую жизнь, где дерьма было полно и претерпеть пришлось много, но по ходу этой жизни он получал какие-то знания, которые удивительным образом совпали с вопросами ведущего телевикторины.
Счастливый конец сказки, посрамленные злодеи, награда, которая нашла перенесшего множество страданий героя, и танцы на финальных титрах - это, безусловно, индийский фильм, поклон Болливуду, который Дэнни Бойл совершает без излишней иронии и с уважением. Индийские фильмы у тех зрителей, которые их любят, всегда вызывают чистые эмоции и быстрые реакции: если грустно, то надо рыдать, если радостно - танцевать и сопереживать герою так, будто это твой потерянный в детстве любимый брат. Попадая в атмосферу "Миллионера из трущоб", принимаешь эти правила игры - такие же простые, как и в передаче "Кто хочет стать миллионером?": в мире все не так просто, но есть выбор, есть друг, которому можно позвонить, попадаются люди, которые в случае чего обеспечат помощь зала, и к тому же в свое время или несколько позже раздастся стрекот голубого вертолета, из которого выйдет волшебник и бесплатно покажет кино.
Дэнни Бойл показывает не просто минус, а потом плюс - он показывает очень большой минус, а потом очень большой плюс. Не печаль и радость, а ужас и эйфорию. И это вкупе с демонстрацией сбывающихся надежд миллионов простодушных зрителей, смотрящих различные варианты программы "Кто хочет стать миллионером?", просто не может не сделать его картину мировым хитом - человеческие награды уже сыплются на режиссера как из рога изобилия.
Сергеева Жанна

Как стать миллионером по-индийски
Известия.RU

Было два брата: младший - романтик, старший - реалист, они считали себя мушкетерами и мечтали найти третьего, недостающего (до союза с Д'Артаньяном их грезы почему-то не доходили). Третьего мушкетера они действительно встречают - им оказывается маленькая девочка, такая же бездомная и несчастная, как они. Существенная деталь: дети - жители трущоб Бомбея, мусульмане, осиротевшие во время этнического погрома.
Далее - приключения трех мушкетеров индийского разлива, история дружбы-любви-предательства плюс - жесть, жесть, жесть, какая может возникнуть только тогда, когда человек западной цивилизации вглядывается в социальную изнанку "третьего мира".
Уроженец унылого Манчестера Дэнни Бойл давно тяготеет к экстремальным приключениям на натуре: принесший ему всемирную известность Trainspotting ("На игле", 1996) снимался в воспетом Робертом Бернсом шотландском Высокогорье, интернациональный хит "Пляж" (2001) с Леонардо Ди Каприо - на нескольких таиландских островах, "Миллионер из трущоб" - не так уж далеко от "Пляжа", но в куда менее райских условиях. В одном из интервью Бойл говорил, что, только работая над этим фильмом, понял, почему индийское кино снимается почти исключительно в павильонах: потому что снимать на улицах попросту невозможно. Но он, взяв в помощь сильную постановочную команду из местных, упорно снимал. Результат: десять номинаций на "Оскара" и множество уже обретенных наград в первостепенных категориях (фильм, режиссура), включая "Золотой глобус" и премию Британской киноакадемии BAFTA.
Неудивительно, что такой любитель экстрима, как Бойл, не мог отказаться от идеи приехать на российскую премьеру: еще в понедельник днем у него были проблемы с визой, вечером того же дня он уже приземлился в Москве, а во вторник демократично общался с гостями премьеры в центре "Европейский". К слову сказать, премьеры, очень грамотно организованной: в большинстве залов шел дублированный вариант - тот, где за второго главного героя - ведущего индийской программы "Кто хочет стать миллионером?" - говорит Дмитрий Дибров, но в одном зале показывали копию с субтитрами - для тех, кто умеет читать и всегда предпочитает оригиналы. (Впрочем, "Миллионер из трущоб" - редкий случай, когда дубляж особо не портит дела: во-первых, он качественно сделан, а Дибров так вообще - попадание в точку, а во-вторых, примерно 20% фильма снято на хинди, и в русской версии, как и в английской, идет с закадровым переводом.)
Но в Москву Бойл наверняка приехал не только в поисках острых ощущений: Россия, несмотря на кризис, остается одним из крупнейших прокатных рынков, а перед оскаровской церемонией особенно любопытно посмотреть на то, как отреагируют на фильм люди, проживающие, условно говоря, посередине между Манчестером и Бомбеем (ныне Мумбаем). Премьерный кинематографический бомонд отреагировал восторженно. Критика, которой показали картину чуть раньше, была не столь единодушна. Но никому, кажется, не пришло в голову отрицать одного важного качества "Миллионера из трущоб" - той поразительной лихости, с которой сделан фильм, основанный на одноименном романе индийского писателя Викаса Сварупа.
Первым из героев мы встречаем младшего брата - в тот момент, когда он, уже двадцатилетний разносчик чая в колл-центре, садится в кресло игрока программы "Кто хочет стать миллионером?" и правильно отвечает - впервые в истории индийской версии этой популярнейшей передачи - на все вопросы. Когда звучит финальный гонг, от суммы выигрыша, составляющей в эквиваленте примерно $500 000, его отделяет всего пара шагов. Но вернется ли он на следующий день на программу? Не факт. Потому что коварный ведущий, внешне и повадками действительно очень смахивающий на Диброва, вызывает к черному ходу наряд полиции, и героя отвозят в участок, где бьют и пытают электрошоком, заставляя ответить на вопрос, как удалось это мошенничество с правильными ответами. Но оказывается, мошенничества никакого и не было. Не слишком образованный парень действительно знал ответы на все вопросы, потому что с каждым был связан какой-то эпизод его жизни. Например: "Что держит в левой руке бог Рама?" И мальчик вспоминает, как, спасаясь от погромщиков, они с братом забегают в индуистский храм и оказываются прямо перед статуей бога... Эпизоды из детства, отрочества, юности героя и проходят перед зрителями, исподволь и ненавязчиво выстраиваясь в хронологическую цепочку. На некоторых сценах невольно зажмуриваешься - много ли найдется охотников смотреть на то, как маленьких детей ослепляют, вливая им в глаза какую-то расплавленную субстанцию: слепым подают больше, а бизнес с попрошайничеством в Индии, как известно, хорошо развит. Но в какой-то момент, примерно в последней трети картины, замечаешь, что глаза твои поразительно долго не закрывались от ужаса и вообще ты смотришь уже не жесткую социальную драму, а настоящее индийское кино: про красавицу, злодеев и двух братьев - один из которых честен и смел, другой - красив и отчаянно храбр, но к понятию чести приходит только в финале. А еще о том, что любовь, конечно, дороже денег, но и богатство для хеппи-энда вещь совершенно не лишняя. И переход этот от одной стилистики к другой сделан так виртуозно, что сам момент переключения ты попросту не замечаешь.
На сегодняшний день в мире есть две великие кинематографические державы: Голливуд и Болливуд. Первой покорился весь мир. Вторая - безраздельно властвует над своими подданными, коих, между прочим, более миллиарда человек. Бойл попытается сработать на оба "режима", на оба рынка, на обе зрительские аудитории. Результат впечатляющ - хотя бы по обилию наград и номинаций. Не говоря уже о том, что стоил фильм ничтожные по голливудским меркам $15 млн (столько же, сколько наши "Стиляги"), а собрал на сегодняшний день только в одной Америке около $70 млн и куплен, кажется, всеми странами мира. А то, что в реальности программа "Кто хочет стать миллионером?" никогда не идет в прямом эфире, как это происходит в фильме, и на чем держится напряжение всю вторую половину картины, - так ли это важно? Ведь в индийском кино чего только не бывает!
Лариса Юсипова

Юноша на миллион
Итоги

Даже если американские академики не вручат "Миллионеру из трущоб" ни одной статуэтки из 10 возможных - именно столько номинаций получила картина, - Дэнни Бойлу грех обижаться. Его картина уже удостоилась награды British Independent Film Award, приза от большинства кинокритических ассоциаций Америки, стала фаворитом "Золотого глобуса" (4 статуэтки), прогремела на кинофестивалях в Сент-Луисе и Торонто и, что, наверное, самое главное, завоевала народную любовь. Благодаря высоким оценкам, которые выставляли фильму простые зрители на кинопортале IMDB, "Миллионер" получил почти девять баллов из десяти возможных - больше, чем остальные картины, принимающие участие в оскаровской гонке.
Собственно, удивляться тут нечему. Покуда конкуренты в своих фильмах долго, а зачастую и нудно талдычат, что жизнь - штука сложная и трагическая, Дэнни Бойл громогласно, с песнями и плясками успокаивает: ерунда это все, будет и на вашей улице праздник. Повезло ведь герою "Миллионера из трущоб" Джамалу. А уж его судьба складывалась хуже некуда.
Биография Джамала, которого сыграл британец индийского происхождения Дэв Патель, стремительно проносится перед глазами зрителя под ураганные музыкальные сэмплы, замешанные на индийских мотивах. За все два часа режиссер позволяет зрителю передохнуть от силы минут десять. Про свою жизнь рассказывает сам Джамал, оказавшись подвешенным под потолок полицейского участка. Его доставили в отделение прямо с финала игры "Кто хочет стать миллионером". Заподозрив полуграмотного разносчика чая, ответившего почти на все вопросы, в мошенничестве, ведущий программы сдал его стражам порядка. Но Джамал не врет, просто каждый вопрос как-¬то связан с его жизнью. "В руках бог Рама держит лук и стрелы" - в детстве мать героя, мусульманку, убили религиозные фанатики-индуисты. "Слова такой¬-то песни написал известный индийский поэт Шурдас" - скитаясь, Джамал со старшим братом и девочкой Латикой, тоже потерявшей родителей, попал в лапы бандитов, заставлявших детей побираться на паперти, исполняя эту жалостную песню. "Тадж-Махал был построен императором Хуррамом" - избежав трагической участи профессионального нищего, Джамал отправился в Агру, где обчищал карманы иностранных посетителей мавзолея. И так далее вплоть до ответа ценой в двадцать миллионов рупий. За правильность каждого Джамал готов поручиться собственной жизнью.
Казалось бы, ну что, не видали мы болливудских мелодрам? Не знаем историй про то, как добродетельные страдания счастливо вознаграждаются в финале? Все это уже смотрено-пересмотрено. Так почему же "Миллионер из трущоб" так цепляет за живое? Ведь разложи эту картину на составляющие, и все они покажутся минусами, но в итоге минус на минус дает, как и положено, большой жирный плюс. Приторный мелодраматический зачин про индийского сиротинушку уравновешен за счет колониальной британской жестокости, с которой англичанин Дэнни Бойл обходится со своими персонажами. Эта жестокость в свою очередь - иронией и изворотливостью героев, всякий раз находящих силы и способы обмануть судьбу. Биография отдельно взятого мальчишки, как пазл, складывается в большую контрастную картину жизни современной Индии. Страны, где успех - штука сословная, и всякий, кто хотя бы попытается нарушить это правило, в одночасье может стать миллионером и народным героем.
Стас Лобастов

Болливуд в гостях у Голливуда
Русский Newsweek

Вслед за «Загадочной историей Бенджамина Баттона» 12 февраля выходит второй «оскаровский» фаворит - «Миллионер из трущоб» англичанина Дэнни Бойла. Фильм номинирован на 10 статуэток, включая главные - за лучший фильм года и лучшую режиссуру. Дэнни Бойл завоевал доверие киноманов «Неглубокой могилой» и «Трейнспоттингом», потом его потерял, а затем сумел вернуть фильмом «28 дней спустя». В любом случае, он любит незаигранные темы и жанры и теперь решился снять кино в Индии по известному бестселлеру Викаса Сварупа «Вопрос-ответ». Фильм нравится почти всем, кто его видел. Более жизнерадостного хеппи-энда кино и впрямь не знало уже много лет.
«Миллионер из трущоб» - самый-самый-самый. Самый остросоциальный фильм года, погруженный в грубую реальность жизни. Самый радостный и завиральный фильм года, в котором нет ни толики правды. Самый рациональный фильм: режиссер тщательно просчитал зрительские эмоции. После просмотра можно склониться к любому из этих мнений.
С одной стороны, это фильм с самым сумасшедшим сюжетом, какой только можно вообразить. Парень-неуч из низов блистательно справляется с игрой «Кто хочет стать миллионером?», отвечая на вопросы, которые ему явно не по уму. Когда его арестовывают по подозрению в мошенничестве и подвергают в полиции допросу с пристрастием, оказывается, что он не знает и самых элементарных вещей. Но тут же выясняется невероятное: судьба подкинула ему именно те вопросы, ответы на которые он знал. Каждый из заданных вопросов связан с эпизодом из его трудного прошлого.
С другой стороны, сюжет можно назвать и традиционным: история про Золушку, разве что в мужском облике.
С одной стороны, это действительно социальный фильм: про Индию - страну контрастов. Сам Бойл говорит в интервью, что не понимает, как так вышло, что на родине миллиардеров, опережающей многие страны по темпам экономического роста, большинство живет в нищете и антисанитарии. Если вы уверены, что уже видели на экране нищету, например в «Городе Бога», то ошибаетесь. Вот уж где настоящая нищета! Бойл снимал отдельные части фильма в реальных трущобах Мумбаи, в том числе в Дхарави - крупнейших трущобах Азии.
С другой стороны, в самых жестоких и даже трагических эпизодах много комедийного. Фильм донельзя радостный. Он ведь еще и о везении. Везение сопутствует герою не только во время телевикторины, но и по жизни.
Бойл снимал «Миллионера из трущоб» новаторским способом. Никогда не бывавший в Индии, он рискнул выйти с камерой и актерами прямо на улицы. Кинокамера мгновенно привлекает в Мумбаи сотни зевак. Но, во-первых, актеров это только раззадоривало, потому что после команды «Снято!» толпа аплодировала. А во-вторых, Бойл использовал толпу как массовку. Чтобы люди не догадывались, что их тоже снимают, операторы использовали хитрые цифровые камеры - в том числе современные фотоаппараты, позволяющие отщелкивать по 12 кадров с секунду. Но Бойл лукавит, когда уверяет, будто вся работа над фильмом была сплошной импровизацией и потому реализма в «Миллионере из трущоб» - через край. По его словам, «работа в Индии очень непредсказуемая». «Невозможно контролировать процесс, - говорит режиссер. - Поэтому я делал фильм по принципу: мы ввязались в бой - а там что выйдет, то выйдет».
На самом деле Бойл очень хорошо контролировал процесс и понимал, что именно должно у него получиться. Он целенаправленно адаптировал для западной публики и роман-первоисточник Викаса Сварупа, и саму по себе Индию. Он со своими сценаристами переработал книгу - не просто адаптировал, а изменил ее идеологический смысл в соответствии с конъюнктурой. Сценарий внес в сюжет много, можно сказать, социального мелодраматизма. Герой тут - именно что дитя трущоб, хотя в романе его воспитал католический священник из Англии, от которого он и научился приличному английскому. В фильме же он и его брат (который в романе не брат) - мусульмане и жертвы страшного, учиненного индуистами погрома, во время которого погибла их мать. Прототип из романа - не мусульманин, у него три имени: мусульманское, индуистское и католическое. Жертвой погрома был не он сам, а его друг, и о погроме сказано вскользь.
Это не все. Фильм еще и лав-стори. Любовь жизни главного героя - тоже жертва того же погрома! Известно, что сейчас в том же Мумбаи творится нечто прямо противоположное: если кто кого и убивает - то мусульмане немусульман. Но сделать жертвами именно мусульман Бойлу, вероятно, показалось даже не политически корректным - скорее политически грамотным. И политически безопасным, особенно с учетом перспектив мирового проката.
Пик социального мелодраматизма в фильме - та его страшная часть, когда бандиты превращают детей в рабов и заставляют их просить милостыню. А чтобы дети вызывали больше жалости, их калечат - например, ослепляют. В романе этот эпизод тоже короткий, и есть лишь намек на то, что детей умышленно калечат.
Сюжет изменен еще и таким образом, чтобы заинтересовать массовую публику, которая может не захотеть смотреть на персонажей-индусов. Но ей по-прежнему интересно, когда на экране всем известная викторина «Кто хочет стать миллионером?». В книге это другая игра, с еще большим кушем, созданная на деньги русской мафии.
Кстати, для самой программы «Кто хочет стать миллионером?» фильм скорее антиреклама, чем реклама. Причем нечаянно. Создатели викторины, давая право Бойлу на использование бренда, не подумали о том, что их ведущий выглядит негодяем.
Смыслы фильма тоже приятно легки для усвоения. Будь хорошим человеком, и Господь–судьба–случай тебя непременно вознаградит, дарует чудо. Более серьезный, но тоже легко прочитываемый смысл: пытая героя, полицейские убеждены, что выиграть в телеигре попросту невозможно. Но фильм с пафосом утверждает: выжить герою в жестокой реальности было еще более сложно.
В конечном счете фильм Бойла оказывается смесью упомянутого «Города Бога» с его трущобным реализмом и традиционной индийской мелодрамы. Это окончательно становится ясно в финале - в сцене эффектного и жизнерадостного массового танца на платформе вокзала.
Все знают слово Болливуд. Оно подразумевает, что киноиндустрия Индии не слабее, чем в Штатах. Однако индийского кино в западном прокате, считай, нет - ни в Америке, ни в Европе, ни у нас. Фестивали его замечают редко. «Оскар» - тоже. Адаптированный вариант индийского кино, сделанный английским режиссером, с ходу привлек и западный прокат, и фестивали, и «Оскара». А что? И впрямь ведь приятный глазу и сердцу позитивный фильм.
Юрий Гладильщиков

Обсуждение фильма

 

 

Главная страница
Новости
Фильмы по алфавиту
Фильмы по жанрам
Фразы из фильмов
Новинки сайта
Актеры
Афиши
Услуги
Загрузить
Регистрация
Форум
О проекте

#