"Аватар"
Название фильма: | Аватар |
|
|
Страна-производитель: | США | ||
Английский: | Avatar / Avatar: An IMAX 3D Experience / Project 880 | ||
Жанр: | боевик / триллер / фантастика / психологический | ||
Режиссер: | Джеймс Кэмерон | ||
В ролях: | Сэм Уортингтон, Сигурни Уивер, Мишель Родригес, Зои Салдана, Джованни Рибизи, Лэз Алонсо, Стивен Лэнг, Джоэл Мур, Уэс Стади, ККХ Паундер, Питер Менса, Мэтт Джеральд, Жульен Рени, Ноли МакКул, Кевин Дорман, Дин Ноусли, Дайлип Рао, Ник Миллер, Шон Энтони Мо | ||
Год выпуска: | 2009 | ||
Наша оценка: | |||
Купить | |||
|
|
||||||||
Сюжет и комментарий
Сторож аватару своему
Текст: Кирилл Андреев "
Аватар" Джеймса Кэмерона рассказывает историю о войне в космических джунглях, и о том, что инвалидное кресло не так уж сильно отличается от зрительского — точнее, отличалось. Десантник Джейк Салли (Сэм Уортингтон), угодивший в инвалидную коляску после одной из войн на Земле, отправляется в космос на планету Пандора, чтобы заменить своего брата-близнеца, убитого в случайной стычке со шпаной. Брат был участником проекта "Аватар" и готовился управлять телом пандорского аборигена На'ви — компания, добывающая полезные ископаемые на Пандоре, весьма озабочена стычками с местными трехметровыми синими индейцами и пытается их изучать. Технология замечательная: пока землянин спит, его синий аватар носится по джунглям, пока спит аватар, землянин хлебает баланду в казарме. Вот только никто не предполагал, что бывший десантник влюбится в эти джунгли и решит, что синие индейцы ему ближе, чем далекая Земля. И когда компания пошлет авиацию бомбить деревни и священные рощи, трехметровый синий Джейк Салли окажется тем, кто поведет оседлавших летающих драконов На'ви в бой. Обсуждение "Аватара", проходящее на фоне тихого гудения про "прорыв" и "кинематограф будущего", носит какой-то растерянный характер, фильм как тефлоновый ускользает от внятного анализа. Главными остаются вопросы: облажался ли Кэмерон (нет), великое ли это кино (а "Титаник" был великим?), соберет ли фильм миллиард долларов (неизвестно), является ли он технологическим прорывом (о, да!), встанет ли в один ряд с изменившими представление о коммерческом кино "Хранителями" и "Темным рыцарем" (нет), стоит ли его смотреть (разумеется). Похоже, что ошеломительный эффект этого фильма в том, что "Аватар" — это средний умный блокбастер, только блокбастер приблизительно 2020 года. Сегодня судить о нем так же трудно, как году в 50-м о "Трансформерах". Самые простые сюжетные конструкции укладываются тут в 162 минуты эпического сновидения — целью Кэмерона явно было утащить зрителя, подобно Джейку Салли прикованного к инвалидному креслу, только не медицинскому, а зрительскому, туда, где не ступала нога человека. "Приключения" — прекрасное слово, хоть и траченное молью горячих предложений туркомпаний — приобретает тут свой изначальный смысл: сражение с хищниками в джунглях, укрощение драконов, грандиозная финальная битва в облаках. "Аватар" — в первую очередь переживание, сон Джеймса Кэмерона о том, каким может быть кино будущего: осознанно-наивным, страстным, рыщущим в поисках самых новых технических средств для того, чтобы рассказать самые старые истории на свете. Кэмерон ведь всегда рассказывал только о том, что никогда не кончается, будь то сказка про Смерть, которая неотступно ходит за человеком (пусть и в обличии робота) или про влюбленных, которым не суждено быть вместе. На этот раз он рассказал, пожалуй, самую старую сказку — про потерянный рай. Рай — это джунгли Пандоры, списанные с мультфильмов Миядзаки. Но не потому, что парящие в небесах скалы невероятно красивы, так же как летающие драконы и шестиногие кони, не потому, что синие На'ви живут в буколической гармони с природой, а природа вся объединена единым нервом — в "Неукротимой планете" Гаррисона та же единая природа выглядела как ад. Экология, скуксившийся в холодных объятиях нулевых нью-эйдж, политика, мрачные футуристические прогнозы — все это, в конечном счете, ерунда, задевшая "Аватара" по касательной. Рай — это простые и ясные ответы на вопросы о том, где бродит твой аватар, пока ты спишь, и чью сторону следует принять, когда полетят бомбы.
Источники вдохновения "Аватара"
Что послужило источником для мира "Аватара".
Текст: Семен Кваша
Источники вдохновения "Аватара", в которые попали, по нашему мнению самые разные вещи — от индейцев и подводного мир до Николая Дроздова и смурфов. В прокат выходит "Аватар" — грандиозный проект Джеймса Кэмерона, эпос, выполненный в 3D технологии. Мы его уже видели, но дали клятву кровью ничего о нем не рассказывать до премьеры — кроме того, что это по-настоящему грандиозное кино. Поэтому нам остается только рассуждать о корнях и источниках вдохновения, к которым обращался Кэмерон причем только на те, что можно увидеть в трейлере и уже публиковавшихся отрывках. Союз синих Синие На'Ви Джеймса Кэмерона — не совсем люди, они ростом больше трех метров, у них есть хвосты и косы с нервными окончаниями, которыми они пользуются для связи с природой, но человеческого в них все же очень много, больше, чем в ином полковнике морской пехоты. Синий цвет — вполне прозрачная метафора, не могли же они быть красноватыми, темно-коричневыми или желтыми? "Они дикари и живут на деревьях" — что-то похожее говорили испанцы про индейцев, а англичане с португальцами — про негров. Но те, конечно, были без хвостов. Зато в кино синих было более, чем достаточно. Один из последних примеров — Доктор Манхэттен из "Хранителей", в его случае синева как-то связана с мудростью и всемогуществом. Один из самых ранних примеров — серовато-фиолетовая маска Фантомаса на лице Жана Маре в любимой русскими зрителями комедийной версии этого древнего комикса. Создатели фильмов об этом суперпреступнике первыми поняли, что этот цвет лучше всего указывает на загадку. Тот же прием применили потом в Гарри Поттере, где Воландеморт — воплощение всякого зла — тоже синеватого оттенка. Тут нельзя еще не вспомнить смурфов — маленький голубоватый народец, который живет в лесу в домиках, построенных из мухоморов. Это такой довольно важный для американской публики телесериал 80-х, недавно его цитировали (и высмеивали) в "Южном Парке", этой энциклопедии американской жизни. Что касается хвостов, то тут мы помянем Анджелину Джоли в фильме "Беовульф". Она там, к сожалению, не синяя, а приятного золотого цвета, зато у нее есть хвост — эротично и угрожающе шевелящаяся часть инфернального тела. Женщины с хвостом — тайная мечта любого мужчины, им можно обнимать и делать разные другие плохие вещи. Тайная мудрость и доблесть индейцев Понятная даже из трейлера фабула "Аватара" — земляне разрабатывают полезные ископаемые далекой планеты, населенной племенами стрелков из луков, охотников и собирателей, живущих в мире со своей матерью-природой. Человечеству же этим На'Ви предложить, кроме пуль и взрывчатки, нечего. О, да мы же знаем этот сюжет, в котором глупый белый попадает к таким милым и добрым, а главное мудрым индейцам, а потом его соплеменники учат дикарей снимать скальпы и дарят им зараженные тифом одеяла! Один из последних примеров — "Новый мир" Терренса Малика, рассказанная заново история Капитана Смита и девицы Покахонтас (про них в США, кстати, есть специальная песенка, и не одна). Другой мир — по-своему прекрасный, суровый и очень логичный, не может восприниматься таким глазами белого человека. Белый человек видит в дикарях дикость, антисанитарию и угрозу. В первой половине этого века философ и антрополог Клод Леви-Стросс (он, кстати, умер, примерно пару месяцев не дожив до премьеры "Аватара") придумал, что современная, допустим, англо-саксонская культура вместе со всем ее шекспиром, блэкджеком и шлюхами ничуть не более ценна, чем культура людоедов дельты Амазонки. Если продолжить эту мысль, то всякий, кто пытается внедрить у дикарей водку, контрацепцию, стоматологию и ватерклозет, является убийцей древней самобытной культуры — вот буквально как те земляне, столь неудачно контактирующие с древними друидами На'Ви. В общем, тут стоит смотреть "Мертвеца" — ради древней мудрости, "Верная рука — друг индейцев" ради примеров правильного взаимодествия культур, "Австралию" — чтобы понять, как прекрасен мир, который мы уничтожили, уничтожаем и будем уничтожать, "Чингачгук Большой Змей" просто ради Гойко Митича, лучшего индейца вселенной, чтобы его наследие не забылось. Ну и кстати, если уж на то пошло, стоит пересмотреть "Зулусов". Храбрые, дисциплинированные, стойкие дикари, вооруженные копьями и луками могут победить лучшую армию своего времени, вооруженную винтовками и пулеметами. Потому, что на этом фильме, как и на "Аватаре" нужно, вздыхая, думать о том, что было бы, если бы сибирский хан Кучум посадил Ермака на кол, если бы ацтеки сожрали сердце Кортеса, А индейцы из племени вампаноаг не научили бы пуритан с корабля "Мэйфлауэр" сеять кукурузу, а зарезали бы их и забрали их женщин и другое имущество. Драконы Конечно в "Аватаре" не настоящие драконы. Мало того, сценаристы избегали этого слова: летающих ящеров, годных под седло, колонисты называли "Баньши". Но мы-то знаем: любая летающая ящерица или змея, обладающая зачатками разума, злобная, хищная и покоряющаяся эпическому герою — это дракон. Или не покоряющаяся, а просто сеющая смерть, падающая с неба, уносящая овец, детей и, с особенным удовольствием, девственниц. Драконы существуют, ничего более страшного и прекрасного на свете нет. Желаете удостовериться — посмотрите эпически великолепный британский трэш "Власть огня". Или грядущий 3D мультфильм "Как приручить дракона". Или плоховатую экранизацию "Волшебника Земноморья" Урсулы ле Гуин. Ну или читайте этого самого Волшебника, а также "Хоббита" Толкина, "Ведьмака" Анджея Сапковского, русские сказки, греческие мифы и скандинавские саги. А лучше всего смотрите "Аватара" — все равно такой физики драконьего полета, как нарисовали кэмероновские 3D волшебники вы даже сами себе не сможете представить. Неукротимая планета Первое, чем встретят калеку-морпеха Джейка на планете Пандора — инструктаж по технике безопасности. Маску не снимать, оружие из рук не выпускать: каждая ползующая, прыгающая и летающая тварь на планете хочет вас убить и сожрать ваши синие глаза. Это, в общем, почти дословная цитата из "Неукротимой планеты" Гарри Гаррисона: там на планете Пирр все животные и растения были связаны в единую нервную систему, умевшую различать агрессию и планы уничтожения и пытавшуюся истребить земных колонистов, как вредный вирус. А колонисты просто думают, что все, от травинки до крупных хищников, соскучились по дусту, пуле, огнемету и другим боеприпасам, нарушающим женевскую конвенцию 1899 года. К нашему удивлению Гаррисона очень плохо экранизируют, поэтому визуально Кэмерону пришлось пользоваться другими источниками вдохновения. Безумные хвощи и папортники Пандоры — это "Парк Юрского периода". Светящиеся мотыльки и кораллы кислотных цветов — подводные съемки команды Кусто в Красном море и собственный атлантический подводный проект Джеймса Кэмерона. Вечная, но такая хрупкая красота живой природы — передача "В мире животных" бессмертного Николая Дроздова, телеканал Дискавери а также та сцена в мультфильме Роберта Саакянца "В синем море, в белой пене", где маленькую рыбку съедает рыбка побольше, ту — еще более крупная, и так далее до настоящей акулы. Возвращение Кэмерона Роман КОРНЕЕВ Прежде чем говорить об «Аватаре» хоть слово, нужно объявить один важный момент: как почти всегда в достаточно громком проекте, «Аватар» — это не один фильм, а как бы такая матрёшка из фильмов, вложенных один в другой. Следите за руками: банальный (хорошо, очень небанальный и очень дорогостоящий) трёхмерный аттракцион, фильм из цикла «БиБиСи живая природа» (позапрошлогодний спецвыпуск про придуманную планету или, на выбор, «Дикий мир будущего»), вольная экранизация повести «Ветры Альтаира» (ядовитая атмосфера, алчные люди-терраформеры, удалённое управление местным жителем, шестиногие трёхтонные звери), вольная же экранизация любой, на выбор, истории о крупных стычках индейцев с регулярными войсками (ладно, для школьников младших классов и кинокритиков сойдёт и «Покахонтас»), в конце концов, перед нами своеобразная такая «Книга джунглей» («мы с тобой одной крови») на неизведанных просторах. Это не считая любовной линии, противопоставления учёных и солдафонов, учёных и шаманов, в конце концов — сердобольных миссионеров и местных жителей. Каждый из этих фильмов прежде всего, как видите, относится к своему жанру, на другие не похожему, каждый из них в той или иной (иногда — очень небольшой) степени адаптирован под научную фантастику и каждый из них в той или иной (иногда — очень большой) степени вторичен сюжетно. Поэтому когда в сети разгорается (а сколько их ещё разгорится!) виртуальная словесная баталия вокруг фильма «Аватар», суть её в итоге в ста процентах случаев сведётся к тому, что один из спорящих пишет про одну «матрёшку», а другой — про совсем другую, и существование первой он не заметил вовсе или сумел успешно проигнорировать. Потому что это вовсе не трудно, когда в пусть двух с половиной часовом фильме, и правда, много, очень много, невероятно много всего. Трёхмерных завлекалок, неведомых зверушек, древ жизни, фантастически (в обоих смыслах) красивых пейзажей, военно-космической техники, любовных похождений, смертельных номеров, боевых действий, философских рассуждений, затяжных погонь, коллективных медитаций, банального и небанального мордобоя, вселенских катастроф, трагически погибших героев, «а я как бы из последних сил», могучих хоралов, коварных планов и, в конце концов, погружений в сумрак со страшной силой. Всё это бежит, шевелится, поёт на голоса, светится синим и зелёным, обладает глубиной резкости, масштабом и своим местом в общем сценарии. Который, как вы понимаете, не резиновый. В результате, знакомство с героем занимает от силы минуты полторы. На все шесть (это смотря как считать) ключевых поворотов истории отводится тоже минут по пять, не больше, потому что иначе и без того тяжёлое с непривычки дело — два с половиной часа сидеть в трёхмерных очках — превращается в изощрённую пытку. Сразу вспоминаются неуклюжие заходы отечественных киноделов делить свои детища пополам. У Кэмерона случай ровно обратный — половину бы этих «матрёшек» поделить, но увы, близнецы родились сиамскими, не отдерёшь. Герр режиссёр, словно накопив за долгие годы хождений по морям титанический творческий заряд, взяв наконец в руки вожделенную триде-камеру, просто не поспевает за собственными идеями, а со стороны придержать коней уже и некому. Фильм правда — очень, очень зрелищный, и режиссура на высоте, диалоги шикарные, персонажи харизматичные, а те, которые виртуальные — ну вовсе как живые. Но каждый, буквально каждый элемент этого трёхсотмиллионного калейдоскопа — как был элементом, так им и остаётся, просто потому, что отведённые ему три минуты ну никак не позволяют его хоть сколько-то раскрыть. Из всех персонажей только Джейку Салли хоть чуть-чуть дали выговориться, остальные довольствуются малым. Из всех визуальных элементов различных «матрёшек» достаточно подробны только полёты на птичках (потому что это самый зрелищный аттракцион), земная техника (шикарные интерфейсы многочисленных пультов управления, очень подробная физика полёта «вертолётов») и, собственно, сами на’ви (особенно хорош почему-то получился именно аватар Сигурни Уивер, чудо просто). Но это визуальное, а проработанность мира? Год 2154, Земля потихоньку загибается, Асашай по-прежнему воюет по всему миру, однако на Пандору везут не колонистов с бабками, желающих быть подальше от этого бардака, а зачем-то экскаваторы. К чему Земле этот минерал? Почему парят Парящие горы? Почему все местные звери шестилапые, четырёхглазые и двоякодышащие, а единственная разумная раса — антропоморфна до степени неприличия? Почему единственный шаттл используют как бомбардировщик с «аппарельным выхлопом» на бреющем полёте, а с орбиты — не судьба? Почему «связь» может быть установлена только между на’ви и зверем или Древом, но не между двумя зверями? А между двумя на’ви? Таких вопросов миллион, что тоже говорит об итоговой проработанности «мира Аватара». Кстати, зачем людям вообще эти аватары, так и не стало понятно, с масками на лицах они в ряде сцен вполне успешно контактируют с местными, да и воюют «на своих двоих» весьма эффективно, хотя и глупо (см. «десант», «шаттл-бомбардировщик» и вообще вертолёты с открытой платформой а-ля «наши во Вьетнаме» — это на чужой планете штука забавная). Впрочем, недостаток экранного времени для проработки таких нужных в деле «оживления» придуманного мира деталей не помешал Кэмерону, например, по заведённой традиции, единожды зачитав вслух речитатив про «через три минуты вы перестанете дышать», потом целых шесть раз обыграть этот сюжет, заботливо снабдив спецэффектом истекающего газа. Кстати, а что за газ за такой? Точно также, как в известном музыкальном анекдоте про «нот всего семь», а бесконечно только число их комбинаций, Кэмерону за счёт общей сюжетной отрывочности удаётся ловко наступать почти на все возможные грабли — с местами хромающей достоверностью, с внезапными поступками персонажей (мотивировку расписывать просто некогда), с бесконечными сюжетными и стилизационными повторами (см. описание «матрёшек» в самом начале) и наконец внезапно прорезавшейся у режиссёра стыдливостью (формально почти голые персонажи каждый раз умудряются в кадре уверенной рукой прикрывать всякие намёки на срам, будто мы смотрим не боевик, а известный скетч из «Шоу Бенни Хилла»). Тут вы меня поймите правильно — фильм действительно грандиозен, технически это вообще следующая ступень в кино, сравнимая с переходом к звуку или цвету, постановочно это — тоже очень масштабное полотно с уверенной режиссурой, массой смешных и драматических моментов, опять же Стивен Ланг — самый круто сваренный сукин сын за немалое время. Про то, что это всё — просто красиво, и Кэмерону помимо всего прочего действительно удалось в итоге не превратить трёхмерную картинку в коробку с маленькими пластмассовыми человечками, чем страдали до него буквально все трёхмерки — и говорить не приходится. Но. За всем этим фантастическим цветом, звуком, движением, характерами, диалогами, во-первых, сокрыто всё-таки слишком мало сюжета для кино такого масштаба (да, в «Титанике» его было не больше, но там режиссёру не приходилось разрываться между десятью «матрёшками», их было всего две — фильм-катастрофа и костюмная мелодрама), а во-вторых — всё-таки многовато оставленных повисшими в воздухе вопросов. И под конец, дабы высказывание уже окончательно получилось в духе кэмероновского детища, хочу признаться — очень хочу продолжения, да и дорогущий аймаксовский билет окупился на все сто. А вот побегу ли прямо завтра пересматривать — совсем не уверен. Впрочем, полгода спустя на даже самой распрекрасной плазменной панели его будет смотреть и вовсе глупо. В общем, до встречи в кино.
С сайта КИНОКАДР РУ