"Гарри Поттер и Дары смерти: Часть 1"
Название фильма: | Гарри Поттер и Дары смерти: Часть 1 |
|
|
Страна-производитель: | Великобритания — США | ||
Английский: | Harry Potter and the Deathly Hallows: Part I / The Deathly Hallows | ||
Жанр: | драма / мистика / фантастика / приключения / экранизация / семейный | ||
Режиссер: | Дэвид Йейтс | ||
В ролях: | Дэниэл Рэдклифф, Эмма Уотсон, Руперт Гринт, Хелена Бонэм Картер, Брендан Глисон, Джейсон Айзэкс, Тоби Джонс, Хелен МакКрори, Крис Рэнкин, Алан Рикман, Тимоти Сполл, Дэвид Тьюлис, Бонни Райт | ||
Год выпуска: | 2010 | ||
Наша оценка: | |||
Купить | |||
|
|
|
|||||||||||
Сюжет и комментарий
Мир волшебников становится опасным местом для всех врагов Волан-де-Морта. Война, которой так долго боялись, началась, и теперь Пожиратели Смерти контролируют Министерство магии и даже Хогвартс, терроризируя, запугивая и арестовывая всех, кто пытается им противостоять. Но одна "добыча", наиболее ценная для Волан-де-Морта, постоянно уходит у них из-под носа — это Гарри Поттер. Он, Избранный, превратился в самую желанную цель и самого разыскиваемого человека, ведь Пожиратели Смерти преследуют его повсюду, чтобы доставить Волан-де-Морту... живым.
Мальчик, который не надоел
Гарри Поттер (все тот же Дэниэл Рэдклифф) вместе с Роном и Гермионой (все те же Руперт Гринт и Эмма Уотсон) выходит, так сказать, на финишную прямую в своем противостоянии с Волан-де-Мортом (окончательно принявший человеческий облик Райф Файнз). Однако до финальной схватки еще далеко – вторая часть «Даров смерти» выходит только летом следующего года.
Поэтому все идет своим чередом. С трудом, но вспоминаются имена многочисленных второстепенных персонажей, освежаются в памяти заклятия, с каждым разом становящиеся все более вредоносными, вплоть до этого ужасного «авада кедавра». Поклонники книги не могут предъявить Йейтсу никаких претензий – по крайней мере, по сюжету. Как и в случае с «Полукровкой», и с «Фениксом», режиссер держал увесистый томик Роулинг под рукой, отходя от канонического текста разве что в экстренных случаях.
Например, когда требовалось изобразить любовное томление Рона, нафантазировавшего себе невесть что насчет Гарри и Гермионы. А что прикажете делать режиссеру Йетсу и всей его команде, когда на пятки им наступают вампир, оборотень и Кристен Стюарт? С одной стороны нужно не потерять младшую аудиторию, возраст которой иногда менее чем школьный, с другой – не упустить подросшее поколение, уже готовое смачно гоготать при виде нахальной небритости якобы 17-летнего Гарри.
И фильм Йейтса, как и книгу неуемной выдумщицы Роулинг, снова выручает магия. Не атмосфера, которую каждый дофантазирует сам – в меру собственной впечатлительности, музыкальности и способности различать оттенки черного. Не актерская игра – Хелена Бонем Картер и Алан Рикман просто физически не могут в очередной раз вытягивать на себе молодое поколение волшебников. И даже не сюжет – за три года, прошедших со дня выхода книги, события основательно подзабылись, но не настолько. Именно магия (читай – спецэффекты) становится главным и самым интересным героем очередного «Поттера». Все эти полеты, превращения, палочные битвы – увлекали и будут увлекать дальше. Как совершенствовались и будут совершенствоваться компьютерные прибабахи. Это не имеет отношения к литературе или кино, это непобедимая магия зрелищности, откровенная и гипнотическая, как ухмылка Волан-де-Морта. Большинству зрителей не понравилась сделанная Йейтсом экранизация «Полукровки». Поэтому они уже заказали билеты на «Дары смерти» заранее. Конечно, только чтобы сравнить и снова обругать. И ждать лета будущего года.
Маша Вильямс, afisha.mail.ru
Строго на юх
Гоша БЕРЛИНСКИЙ
Вся интрига вокруг нового «Поттера» заключалась в том, сможет ли щедро обруганный режиссёр сделать смотрибельное кино, по независящим причинам уехав от коламбусовских парт. Да ещё при том условии, что заключительную серию разделят на две части, а из такого заворота редко кто выкручивался. Но если Роулинг вырвалась за пределы Хогвартса и написала книгу, в хорошем смысле не похожую на остальные, то Йейтс банально растерялся и предпочёл спрятаться за штампами и антиутопическими аллюзиями, плюнув на всё остальное.
Шутки в сторону — впереди эпический финал и лютая драма. Эмме Уотсон пачкают руки кровушкой, Рэдклифа просят застегнуть лифчик, а целая толпа великих и узясных злодеев сидит в мрачной столовой и пафосно дискутирует, как и когда убить мальчишку, всем своим видом напоминая нелепых шумахеровских фриков. Такие же фрики заполоняют Британию и всякие министерства по всем традициям тоталитарного режима.
Подобным Йейтс баловался ещё в пятом фильме, но тогда это не выходило за рамки подтекста, пускай и плохо скрытого. Теперь же вокруг ходят егеря, похожие на глам-рокеров и носящие красные повязки, повсюду утилизируют евреев полукровок, а брезентовые плащи резко входят в моду. Интересное развитие идеи книги, но было бы замечательней, если бы Йейтс, заполняя суровое подростковое фэнтези фашистами, вспомнил, собственно, о фэнтези. Вся волшебность происходящего заключена в картонных декорациях, дурно замаскированных павильонах и редких спецэффектах, которые смотрятся неуместными оммажами Эду Вуду.
Кое-какая жизнь в фильме появляется не сразу, спустя полчаса, когда вся команда дружно трансгрессирует на пикник, а после отправляется незнамо куда под пиджеевские напевы. Камера летает, три хоббита бредут, камушки бросают, снова бредут, и никто не знает, что делать дальше. Забавно, но это, пожалуй, один из редких моментов, когда Йейтс таки попадает в книгу, треть которой и посвящена отчаянным да бесцельным пряткам в заброшенных домах и прочих шервудских лесах.
Точно такой же свежестью веет от неуклюжих танцев посреди депрессии, от болезненного взгляда молчаливого Гринта да разнообразных оплакиваний трупов. Но ведь эти копания могилы под ярким солнцем, на берегу моря, и эти тряски под радио в Тяжёлые Времена — это ведь клише, старые как мир. И, наверное, нужно обладать редким талантом, чтобы они смотрелись естественней, чем всё остальное.
Там, где Роулинг не знала, о чём писать, а потому выписывала атмосферные провисания в стиле, допустим, «Американских богов» Геймана, кем-то уважаемый режиссёр ничего не выписывает и с клинической топорностью и занудностью снимает диалоги да всякие мелочи для фанатов. Растянутый хронометраж не развязал ему руки, предоставив раскрыть персонажей и придать повествованию ровность — он лишь ярко показал, что Йейтсу нечего сказать и показать. Тоталитарные порядки и официанток с наушниками он чувствует, а остальное — нет.
Ему проще превратить магические сражения в костюмированный бедлам или гангстерские перестрелки. Анимационная короткометражка в середине вписывается в общую канву столь же гармонично, как вписалась бы рекламная заставка про отбеливатель. Саспенс помер трижды, драма искусственна, а мрачное фэнтези получается лишь однажды — благодаря Страшному Спецэффекту в пластиковом лесу, оставленному после куароновского самодурства. И никто Йейтса не бежит заслонять своей талантливой спиной — ни Серра, который после эстетического пира Дельбоннеля ни в какие ворота, ни Деспла, отодвинутый куда-то на задний план, к осветителям.
Один лишь неуклюжий калейдоскоп харизм в париках. Уже не скомканная иллюстрация, а затянутый дорогостоящий трэш, в котором сборище талантов пытаются чего-то делать, плохо понимая, что именно от них хотят. В то время как от святой троицы требуют лишь усиленно отращивать щетину да позировать для разукрашенного софт-порно. Одно лишь радует — спустя полгода это безобразие, наконец, закончится.
Любите кино.
С сайта Кинокадр.Ру
Настали темные времена
Александра Махина
В седьмом "Поттере" давно прозванный ремесленником Дэвид Йейтс привычно следует букве романа и также привычно не справляется: зрители тонут в хаосе событий, с ностальгией вспоминают "Орден Феникса" — и только Рэйф Файнс по-прежнему прекрасен.
Темный Лорд охотится за мальчиком со шрамом, попутно вынашивая планы захвата министерства магии. Стратегическая операция Ордена Феникса едва не срывается из-за доносов неустановленного предателя. Свадьбу в семействе Уизли разгоняют заглянувшие на огонек Пожиратели смерти. Гарри, Рон и Гермиона откладывают возвращение в Хогвартс до лучших времен и начинают действовать.
"Мы не отрицаем — настали темные времена", — насупив брови, сообщает волшебному сообществу сухопарый министр магии (Найи). Веское заявление можно расценивать как метафору, так и буквально: начиная с украшенного концептуальной ржавчиной логотипа Warner Bros и вплоть до финальных титров над всем происходящим нависает тоскливая грозовая пелена. Среди этой непогоды посерьезневшая троица (Рэдклифф, Гринт и Уотсон соответственно), в первый раз предоставленная сама себе, растерянно мечется по лесам Британии — дав задание найти и уничтожить крестражи с частицами души Волан-де-Морта, Дамблдор то ли забыл, то ли не успел сообщить некоторые существенные детали.
Определение "связующее звено" в значении "немного бестолковая, но сюжетно необходимая прелюдия к финалу" в большей или меньшей степени применимо к любому фильму франшизы, начиная с четвертого. Однако надо признать, что в сравнении с первыми "Дарами" даже несколько хаотичный "Орден Феникса" того же режиссера выглядит образцом структурной и смысловой целостности. И дело не только в том, что решение экранизировать шестисотстраничный талмуд в два приема помогло лишь отчасти — события все равно мелькают со скоростью, не позволяющей уловить между ними связь, а мотивации героев далеко не очевидны. И даже не в том, что лента следует книге с той дотошной скрупулезностью, за которую взыскательная аудитория уже пару раз обзывала Йейтса бездушным ремесленником. Главная проблема "Даров", это, скорее, перекосившаяся система приоритетов: постановщики столь усердно работали на динамику и зрелищность, что важная для Роулинг рефлексия — а книжка, если подумать, была не столько о поисках крестражей, сколько о поисках себя — абсолютно затерялась в качественном, но механическом экшне.
Впрочем, в темном царстве не обошлось без проблесков света, к числу которых, как ни странно, можно причислить безумную клику Пожирателей Смерти с Рэйфом Файнсом во главе (да и все старшее поколение актеров, выступающее в качестве мощнейшей группы поддержки) и психоделическую анимационную новеллу о встрече трех братьев со Смертью.
В целом же вполне очевидно, что ни одна из предъявленных претензий не в состоянии отвадить фанатов от просмотра второй части. Пора признать, что запущенная почти десятилетие назад франшиза давно существует по собственным законам мультикультурного феномена, неуязвимым для критики и аналитики. Да, "Дары" в большей мере, чем предыдущие серии, являются продуктом внутреннего пользования и самостоятельно заполнить смысловые лакуны фильма смогут лишь те, кто хорошо помнит книгу. Но если солидные кассовые сборы легко собираются силами одних поклонников, то подыгрывать случайному зрителю в виду ограниченного хронометража действительно нет резона. И коль уж никто из подсевших на магию поттерианы не найдет в себе силы соскочить в столь непосредственной близости от финала, сразу добавим, что вторая часть "Даров" выйдет 14 июля следующего года и, вроде бы, на сей раз точно в 3D.
С сайта Филм Ру