"Иван"
Название фильма: | Иван |
|
|
Страна-производитель: | СССР | ||
Английский: | Иван | ||
Жанр: | драма | ||
Режиссер: | Александр Довженко | ||
В ролях: | Александр Хвыля, Николай Надемский, Степан Шагайда, Степан Шкурат, Галина Макарова, Петр Масоха, Дмитрий Голубинский, Феодосия Барвинская, Михаил Гайворонский | ||
Год выпуска: | 1932 | ||
Наша оценка: | |||
Купить | |||
|
|
||||||||
Сюжет и комментарий
Работая на Киевской киностудии, (которая я впоследствии получила его имя), Довженко взялся за тему индустриализации, которую предложило ему руководство "Украинафильма". результатом чего и стал фильм "Иван", самый спорный фильм Довженко, отнявший у него больше года жизни. Одна из первых советских звуковых картин - о строителях Днепрогэса, о становлении советского человека под влиянием коммунистической идеологии. Великолепно, мощно и поэтично снятая работа механизмов и портреты героев труда на фоне могучей природы - плотины, мосты, шлюзовые ворота, крановые машинисты, днепровские водолазы, инженеры-электрики, каркасы и щиты на грозных высотах днепровской плотины. И идея о ничтожестве отдельной жизни, которую легко может унести удар бадьи, на фоне грандиозного трудового подвига безликих народных масс.
Если внутреннюю гармонию фильма “Земля” определял пафос сотворчества человека с природой, действия по ее законам, а не насилие над ней, то в “Иване” Довженко пытается примирить свой авторский идеал с официальной доктриной, что лишает эту картину гармонии и цельности «Земли», но зато придает ей затаенный внутренний драматизм. Признавая неизбежность разрыва с традициями народной жизни, Довженко оставляет за собой право воспринимать этот разрыв как историческую и личную драму, равно как и противостояние двух ипостасей образа народа — массы и героя, овладевающего стихиями.
После фильма "Иван", вызвавшего в Украине крайне негативную реакцию, Довженко решился написать письмо Сталину. Через 24 часа после его отправки режиссера вызвали к вождю народов. Прием Александр Петрович описал в своем "Дневнике": "Сталин так тепло и хорошо, по-отечески представил меня товарищам Молотову, Ворошилову и Кирову, что мне показалось, будто он давно и хорошо меня знает. И мне стало легко... Я ушел от товарища Сталина с просветленной головой, с его пожеланием успеха и обещанием помощи". С тех пор Иосиф Виссарионович стал "лучшим другом" украинского кинематографиста. За Александром Довженко постоянно следило НКВД. Вождь народа не раз намекал на прошлое Александра Петровича: на его "петлюровское" увлечение, отсидку в первых советских лагерях и свободные высказывания в адрес власти. Кинокритики сравнивают отношения Сталина и Довженко, как отношения Фауста с Мефистофелем.