"Девушка по вызову / Опыт подружки"
Название фильма: | Девушка по вызову / Опыт подружки |
|
|
Страна-производитель: | США | ||
Английский: | Girlfriend Experience, The / GfE | ||
Жанр: | комедия | ||
Режиссер: | Стивен Содерберг | ||
В ролях: | Саша Грей, Кристофер Сантос, Билл Дау, Тед Джессап, Кимберли Мэджнесс, Питер Зиззо | ||
Год выпуска: | 2009 | ||
Наша оценка: | |||
Купить | |||
|
|
|
|||||||||||
Сюжет и комментарий
Садопорнозвезда Саша Грей ненадолго отвлеклась от основной своей карьеры чтобы сняться в главной роли дорогущей проститутки, живущей в трудное время президентских выборов 2008 года.
Малышка на миллион
Независимая газета
Стивен Содерберг – режиссер редчайшей породы. У него в принципе нет того, что принято называть авторским почерком – и, как следствие, ничего общего между "Че", "11 друзьями Оушена" и совместным с Антониони "Эросом" нету. Но удивительно тут даже не то, насколько он разные фильмы может снять. Удивительно то, что они сняты в абсолютно разной манере, но, при этом, всегда на высоком уровне. Это всегда артхаус экстракласса, боевики предельного напряжения, исторические эпопеи вселенского размаха. И то, за что иного режиссера назовут лабухом и занесут в список халдеев, Содерберга носят на руках. У него, видимо, есть какие-то особые железы, что ли. Или внешние датчики, позволяющие улавливать, куда и откуда дует ветер.
"Девушка по вызову" – пожалуй, лучшее доказательство этой всеядности Содерберга. Но, в то же время, и лучшее доказательство того, что, заимствуя стиль и приемы – традиционные, иногда на зубах навязшие – в смысловом плане он всегда оказывается оригинален. И уникален он тем, что смысл строится сугубо на политических подтекстах, которые могут существовать в любом контексте. И в "Девушке по вызову" это удивительное свойство виднее всего.
Содерберг снимает свой фильм меланхолично до усыпления – Джармуш просто сама стремительность рядом с этими растянутыми крупными и общими планами, гулом за кадром и бессмысленными блужданиями в большом городе. С этими приемами Содерберг работает как никто – они в его руках как пластилин. Избитые приемы обретают, как это ни жалко звучит, первоначальный смысл. Крупные и общие планы создают необходимую клаустрофобию. Скупость на фразы лишена комичности.
Такие приемы давно уже стали дежурными для псевдонордических высказываний об одиночестве обывателей в большом мире – практически слились с этим высказыванием в единое целое. До такой степени, что у опытного зрителя срабатывает инстинкт: видишь хмурые краски и малословие – смотришь про одиночество. Но Содерберг этот замкнутый круг разрывает. Односложное одиночество он выводит на уровень куда более сложносочиненный.
Оригинальное название фильма – Girlfriend Experience. Сам этот термин означает некую ролевую игру – проститутка Кристина (для клиентов Челси) делает вид, что она с клиентом давно знакома, а не видит его в первый раз, и они изображают страстных влюбленных. После чего барышня удаляется с вознаграждением в кармане. Параллельно – ведет дневник, отрывки из которого мы слышим за кадром. В принципе, на этом можно было бы и остановиться – для истории о пустых отношениях одиноких людей и их пустых чувствах такого зачина вполне достаточно. Но Содерберг меняет сюжет и смыслы, помещая героев в строго определенный контекст: 2008 год, президентские выборы, начало обамамании. Кризис вот-вот жахнет, его предчувствие разлито в воздухе, но все пытаются о грядущей долгой голодной зиме не думать. Стабильный, как "Фанни Мэй" до кризиса, сюжет Содерберг помещает в самый что ни на есть острый контекст. И придает тем самым остроту самому сюжету. Вместо пустопорожней светлой печальки – звериный рык, памфлет на зациклившееся на себе самом обществе.
Вообще, контекст – главное оружие Содебрерга. Как режиссер он ограничивается, по большому счету, именно его созданием: помещает актеров в такое пространство и время, что они сами автоматически становятся органичными для них персонажами. Естественно, кучу зрителей привлечет Саша Грей. Но и в актерском плане "Девушка" для Содерберга – фильм вполне традиционный. После просмотра зритель всякий раз удивляется, когда вспоминает, что в фильме играла какая-нибудь звезда. Нет, Содерберг не стирает шлейф, который тянется за известным актером (в данном случае – порноактрисой) в массовом сознании. Он снимает актеров так, как будто они никому не известны. До невероятного обычно, без отсылок к прошлым ролям, амплуа и маскам. В данном случае – берет в меру отмеченное пороком лицо Саши Грей и помещает его в определенный контекст. Внутри которого оно само начинает играть.
Иван Чувиляев
Культура поп и не только поп
Русский Newsweek
Порнозвезде Саше Грей 21 год, и за последние три года она снялась в 180 фильмах «для взрослых». Внешность официантки-стажерки сочетается у нее с готовностью разговаривать про Годара. Любой может увидеть ее видео в интернете. Похоже, Саша - живое воплощение современной культуры. Умна, знает себе цену, очень популярна, сочетает работу в порно со съемками в независимом кино. В конце октября выходит фильм «Девушка по вызову» Стивена Содерберга. Она играет в нем главную роль.
Стивен Содерберг, автор «Эрин Брокович» и множащихся «Друзей Оушена», всегда интересовался сексом, ложью, видео и влиянием всего этого на поп-культуру. Его новый фильм «Девушка по вызову», главную роль в котором сыграла Саша Грей, рассказывает о современном мире больше, чем аналитические статьи или программы новостей. Это несколько дней из жизни девушки по вызову, изысканной эскорт-шлюхи. Она предлагает клиентам дорогие услуги и ведет себя с ними так, будто она их действительно любит. То есть не столько спит с ними, сколько выслушивает их бесконечное «бла-бла-бла», заглядывает им в глаза и говорит: «Да, дорогой». Ее клиенты в основном деловые люди, поэтому весь фильм состоит из разговоров о рецессии, кризисе и акциях. Секса в нем нет.
«Девушка по вызову» - это порнография, полностью очищенная от секса, это механизм взаимодействия тел, который в отрыве от человеческих выделений оказывается до жути похожим на транзакцию. Чисто деловые отношения, не нагруженные эмоциями и моралью. И наоборот: экономика Уолл-стрит, бьющаяся в конвульсиях осенью 2008 года, очень напоминает порнографию. Покупки, продажи, услуги, износ оборудования. Саша Грей связывает эти два мира, спокойно улыбаясь очередному клиенту. Саша, по ее собственному признанию, - женщина, которая «всей душой верит в то, что делает». Всей душой? Хорошо, пусть это называется «душой».
Взяв Сашу Грей на главную роль в своем фильме, Содерберг еще раз доказал, что порнография - уже давно не табу. Порнозвезды уже никого не могут эпатировать, они просто работают, как и все нормальные люди. Когда-то, в 70-е годы, большие компании отказывались от сотрудничества с моделями, засветившимися во «взрослых» фильмах. Сейчас это не проблема: в слове «порнозвезда» в первую очередь слышится «звезда».
Знаменитости, пришедшие в «большую культуру» из порноиндустрии, делятся на две основные группы. Есть настоящие ХХХ-звезды, которые, даже снявшись в десятке мейнстримных фильмов, останутся «актерами из фильмов для взрослых». И есть известные актеры, которые когда-то начинали в более или менее жестких фильмах.
Рон Джереми появлялся в камео в «Студии 54» и «Адреналине-2», был консультантом на фильме «Ночи в стиле буги», а в истории культуры останется все же исключительно благодаря своим 25 сантиметрам, способности к самоудовлетворению и 1900 ролям в ХХХ-фильмах. Рокко Сиффреди снялся, в частности, в «Порнократии» и «Романсе Х» у бескомпромиссной артхаусной дивы Катрин Брейя, но его актерский талант, конечно, меркнет на фоне того, что у него в штанах.
Журналистка, красавица и сценаристка Сторми Дэниэлс сыграла в «Сорокалетнем девственнике» и «Немножко беременна» - правда, в первом фильме она исполняла роль стриптизерши, а во втором была порноактрисой. Дженна Джеймсон радовала взгляд в «Частях тела» с Говардом Стерном. В недавней комедии Кевина Смита «Зак и Мири снимают порно» появились настоящие порнозвезды Кэти Морган и Трэйси Лордс - в роли девушек, участвующих в съемках любительского порнофильма. Трэйси, кстати, играла еще и в «Плаксе» с Джонни Деппом и в «Блейде» с Уэсли Снайпсом. Но, конечно, это не самые важные роли этих прекрасных дам.
Комедия «Зак и Мири» рассказала все, что сейчас происходит с независимым кино. Для того чтобы получить деньги, надо начать снимать порно или хотя бы пригласить к себе на фильм парочку порноактеров. Тем более что и многие мейнстримные звезды начинали с того же.
Когда в интернете появились куски из порнофильма с совсем молоденьким Сильвестром Сталлоне, фанаты умилились несоответствию его выражения лица и выразительности других частей его тела. Групповые оргии очень идут железному Рэмбо. С более чем откровенных историй начинал и Рутгер Хауэр («Одуванчики» - не совсем, конечно, порно, но довольно задорно), и агент Скалли - Джиллиан Андерсон. Она до сих пор смущается, когда ее спрашивают о фильме «Поворот» - там было что-то вроде секс-сцены, о которой фанаты разочарованно пишут на интернет-форумах: «Не так уж она и обнажена, не надейтесь». А недавно и Джеки Чан признал, что ради заработка брался за порнороли, хотя говорит, что «в 1975 году порнофильмы были консервативнее, чем сейчас».
Тайваньская фея Шу Чи, одна из самых красивых женщин в мире, пришла в большое кино из софт-порно вроде «Секс и дзен». Это действительно очень, очень софт, скорее добрые эротические сказки, чем серьезные ХХХ-фильмы. В начале ее карьеры менеджер актрисы откровенно заявлял: ситуация в кинобизнесе такова, что Шу Чи «не стать звездой, если она не разденется». Она раздевалась, потом одевалась, а потом сыграла в нескольких больших фильмах, в том числе в «Перевозчике» с самим Джейсоном Стэтемом. Ее последняя большая роль - в фильме «Нью Йорк, я люблю тебя», хитросплетении трогательных историй об эмигрантах, приехавших в Нью-Йорк. Героиня Шу Чи, работающая в китайской лавке, становится музой немолодого умирающего художника. Он украдкой рисует ее портрет на салфетке, а потом просит девушку прийти к нему позировать. Кадр, в котором художник после приступа приходит в себя и обнаруживает, что лежит на портрете Шу Чи, более эротичен, чем все софт-порно с ее участием.
Голливуд пока не готов показывать совсем уж откровенные сцены. Зато европейское кино давно и с удовольствием исследует процесс совокупления. Ларс фон Триер - один из самых известных порнографов, если не в прямом смысле (хотя откровенность его «Идиотов» поразила даже видавшую виды фестивальную публику), то в переносном. Кстати, в «Антихристе» самые порнографические сцены снимались с дублерами. Легенда гласит, что Уиллем Дефо был бы и рад лично поучаствовать в процессе, но его размеры оказались слишком большими. В артхаусе, как и в порнографии, размер имеет значение.
Но Саша Грей, простая американская девушка, оказалась круче всех фон Триеров, Рутгеров Хауэров и агентов Скалли. Она объединила порно и «большое независимое кино», и теперь это одна и та же территория - территория умного развлечения. Саша, как и современная поп-культура, с одинаково бесстрастно-похотливым выражением лица принимает анальные игрушки (в своих порнороликах) и рассуждения о том, куда катится экономика (в фильме «Девушка по вызову»). Содерберг говорит, что Саша абсолютно бесстрашна и может справиться с чем угодно. Современная поп-культура - тоже.
Ксения Рождественская