"Луна 2112"
Название фильма: | Луна 2112 |
|
|
Страна-производитель: | США | ||
Английский: | Moon | ||
Жанр: | триллер / фантастика | ||
Режиссер: | Данкан Джонс | ||
В ролях: | Сэм Рокуэлл, Доминик МакЭллиготт, Кайа Скоделарио, Мэтт Берри, Робин Чалк, Малколм Стюарт, Бенедикт Вонг, озвучание: Кевин Спэйси (робот) | ||
Год выпуска: | 2009 | ||
Наша оценка: | |||
Купить | |||
|
|
|
|||||||||||
Сюжет и комментарий
Тема газа — вечна и неисчерпаема. Его будут качать даже на Луне. И вот, когда оттрубив от звонка до звонка свои три года, ты собираешься домой, твой работодатель говорит: «А планы немного изменились». Тут же у героя находится двойник, и начинается триллер.
Маленький шаг для человека
Роман КОРНЕЕВ
Этот год можно смело называть годом неординарной фантастики. И пусть не каждый фильм из длинного ряда сюрпризов сезона оказался приятным, но в целом кризис словно разом открыл для широкого зрителя тот ящик Пандоры, содержание которого до сих пор благополучно оставалось сокрытым в недрах локальных фестивалей малобюджетного кино. И если блокбастерный бюджет помешал тем же «Хранителям», по сути кино очень узкожанровому и рассчитанному на тонкого ценителя, произвести ожидаемый эффект разорвавшейся бомбы, то последовавшая за ними череда авторских проектов никому дотоле не известных граждан совершила такой брусиловский прорыв в большое кино, что обратного хода у господ продюсеров уже не получится.
И если «Район 9» совершил финансовый, а где-то даже эстетический подвиг, целый ряд ужастиков-полнометражек с крошечным бюджетом порвал все возможные шаблоны, угодив прямиком в широкий прокат, «Девять» напомнил, что не все полнометражки одинаково полезны, то камерная фантастика новичка Данкана Джонса (как это написано на русском постере, «сына Дэвида Боуи») напомнила нам всем, что не зря Тарковский и Кубрик снимали в своё время в жанре н/ф, для настоящего художника «жанр» — это просто инструмент, при помощи которого можно рассказать историю, которую иными средствами не расскажешь.
XXII век, лунная база, обслуживающая комбайны-сборщики изотопа гелий-3 с поверхности естественного спутника Земли. От бесперебойности работы этого хозяйства зависит энергетика планеты, давно исчерпавшей запасы углеводородных ископаемых. Персонал станции — один человек, которому помогает не сойти с ума видеолинк с Землёй и не слишком разговорчивый, зато очень заботливый бортовой компьютер. Срок контракта — три года. Три года полного одиночества в пластиковой пещере на поверхности безжизненного лунного ландшафта, а теперь ещё и в системе связи произошла поломка, мешающая общаться с родными в режиме прямого эфира, только отложенные видеопослания через сеть аварийных ретрансляторов и тикающий потихоньку хронометр, отсчитывающий время до отправки домой, где главного героя ждёт его семья.
И всё это было бы вполне прозаичным «производственным романом» о лунном комбайнёре, если бы не несчастный случай, произошедший на поверхности, где тебе некому помочь. Главный герой просыпается в стенах знакомой базы и ничего не помнит. Только один из комбайнов не движется, а под его гусеницей застыл один из двух штатных «луноходов». В нём обнаруживается некто, как две капли воды похожий на главного героя, он едва жив от сильной дозы облучения и травм, но его удаётся доставить на базу и вернуть в сознание.
С этого момента герметическая фантастика окончательно переходит в жанр герметического психологического этюда с небольшими элементами космического детектива и космического же триллера. Не ограниченный сверхзадачей отбить грандиозный бюджет, которого у фильма никогда и не было, Данкан Джонс с удовольствием пускается сам и погружает зрителя в историю о поисках самого себя, в которой любимец публики, тяготеющей к неширокому экрану, Сэм Рокуэлл самозабвенно играет людей, совершенно друг на друга не похожих, пусть и запертых в одной пластиковой консервной банке посреди моря разливанного гелия-3.
И на выходе получается не фильм про зловредные корпорации и одноразовых людей-винтиков, не фильм про «войну клонов», и уж точно не производственный роман. Это, если хотите, полуторачасовая история о ностальгии. Ностальгии по тому, чего не было, о людях без прошлого и без будущего, у которых есть только настоящее, о нас с вами.
При этом в отличие от любителя бесконечных трибьютов и оммажей Квентина Тарантино Данкан Джонс отнюдь не берёт на себя завышенную и полную известного самомнения миссию «приобщить» зрителя к давешней классике, его цитаты из «Космической одиссеи» и «Соляриса» — не самоцель, а лишь ещё один инструмент по увязыванию своего фильма в общее полотно классики мировой фантастики, тем более что молодой режиссёр оказывается в силах не только преклониться, но и поспорить с мэтрами, в частности очень удачно обыграв сложившийся стереотип «плохого компьютера», который в фильме нас удивит, и ещё как удивит.
Итак, ещё один многообещающий дебют состоялся, режиссёр уже работает над более масштабным проектом, мы же, пусть и в предельно узком прокате, имеем приятную возможность лицезреть в кинотеатрах фильм, если не обречённый попасть в список золотого фонда «серьёзной» кинофантастики, то уж точно составляющий определённую веху на пути возвращения оной на мировые экраны.
До встречи в кино.
С сайта Кинокадр
Космос как сочувствие. Видео
Русский Newsweek
В последнее время сама идея покорения космоса воспринимается как своего рода ретро. Дети хотят стать не космонавтами, а менеджерами или волшебниками, молодые девушки мечтают о вампирах и банкирах, а не о космонавтах и летчиках. Космос, не сумев стать нашим будущим, тихо ушел в прошлое.
В «Луне 2112» Дункана Джонса, которая выходит на экраны 14 сентября, космонавт Сэм Белл, блестяще сыгранный Сэмом Рокуэллом, на лунной станции следит за разработкой лунного грунта. Его контракт заключен на три года, и скоро ему отправляться домой, там его ждут жена и маленькая дочь. А пока одиночество космонавта скрашивает предупредительный бортовой компьютер, с которым можно поболтать. Но вот с Сэмом происходит несчастный случай. И тут на станции появляется еще один, точно такой же, Сэм. Кто из них настоящий? Кто из них клон? Кто из них вот-вот полетит на Землю к жене и ребенку? Джонс отвечает на эти вопросы, как ответили бы артхаусные европейские режиссеры, и делает это с тем же вниманием к мелким деталям и эмоциям.
Как правильно заметил кто-то из американских критиков, будущее, в котором происходит действие «Луны», - это прошлое научной фантастики. И не только потому, что фильм разворачивается медленно и подробно, выглядит как артхаусный проект или воспоминание о «Космической Одиссее». «Луна» погружается в проблемы самоидентификации и памяти так глубоко, как осмеливался разве что «Солярис» Тарковского. Она слегка напоминает старую советскую фантастику, большое космическое путешествие, в результате которого могло оказаться, что никто никуда не полетел. Но кроме того, «Луна» - возврат к небывалым по нынешним меркам бюджетам и срокам: фильм был снят за 33 дня и $5 млн. И почти никаких спецэффектов.
В 1950-е Вселенная казалась чем-то вроде бескрайних и опасных джунглей, которые можно будет изучить, колонизировать, построить там баров и «Макдоналдсов» и жить как в большой деревне. Потом киноманы узнали, что космос уже заселен, там на каждом углу красивые секс-амазонки и существа со щупальцами, и чувство близости неизведанного пропало. Зато появилось ощущение, что за нами кто-то наблюдает, и кубриковская «Одиссея», а за ней и сага про Чужих объяснили, кто именно. Окончательно Вселенная была колонизирована в саге Джорджа Лукаса «Звездные войны». Кинокосмос стал каким-то проходным двором.
Когда человечество поняло, что покорение Вселенной откладывается и люди в ближайшее время далеко не улетят, кинематографический космос превратился в обычную заграницу. Там обитали разные забавные и противные существа, иногда они прилетали к нам на Землю. Фантастика перестала быть научной и стала развлекательной, она свелась в основном к сиквелам, приквелам и ремейкам (тех же «Звездных войн», «Планеты обезьян» и «Чужих против Хищника»), а популярнее всего оказались фильмы типа «к нам приехал, к нам приехал». По Америке начали разгуливать гигантские насекомые в обличьи людей, так что пришлось создать подразделение «людей в черном» - для контроля над инопланетянами. Агент Малдер думал о своей сестре, похищенной инопланетянами, а Скалли скептически улыбалась. Наконец, в Гудзон падал страшный монстр, сшибая голову статуи Свободы, и никто не знал, что это за дрянь и откуда она явилась - да, в общем, не так это было и важно.
Главным местом действия фантастики стала Земля, а космос просто то и дело изрыгал какую-нибудь летающую тарелку, окончательно превратившись не то в цирк, не то в поле для битвы, не то в инкубатор для выращивания Чужих с Хищниками. Изредка в кино появлялось что-нибудь мощное и неожиданное вроде «Черной дыры» Дэвида Туи с Вином Дизелем, но и он работал в основном на спецэффектах, как какой-нибудь «Звездный путь», а герои были заняты решением проблемы «как бы нам срочно убраться отсюда». Настоящая же фантастика всегда интересовалась другим вопросом: кто мы и что мы делаем здесь?
В общем, кинофантастика сделала то, чем должны были все это время заниматься ученые: она освоила космос, заселила его, посмотрела, что получилось, и… почти забросила идею дальних перелетов. Если воспринимать кинематографическую научную фантастику как большой искусственный разум, то в какой-то момент его клеммы явно заклинило. Он перестал задумываться, решил, что теперь его задача - лететь все быстрее и быстрее, и начал, как компьютер в «Звездных дневниках Ийона Тихого» Станислава Лема, рассказывать анекдоты с бородой. Причем, как писал тот самый Ийон Тихий, потом с мозгом стало «что-то неладно - рассказывая анекдоты, глотает самую соль».
И вдруг появился фильм «Луна 2112», и на этом фильме у искусственного разума включилась старая программа - одна из первых. Когда все всерьез, никто ни за кем не бегает, никаких красивых взрывов и запоминающихся шуток, только вселенское одиночество. Дункан Джонс своим дебютным фильмом вернул зрителей в те времена, когда космос был черной пугающей дырой, искусственный мозг не пробавлялся анекдотами, а от одиночества можно было сойти с ума.
Среди своих вдохновителей Дункан Джонс называет Стэнли Кубрика с величайшим гипнотическим экскурсом в глубины подсознания «2001: Космическая Одиссея», Ридли Скотта с его «Бегущим по лезвию» и «Чужую землю» Питера Хэймса - классические фильмы, в которых фантастика была всего лишь фоном для попыток понять, кто мы, откуда и куда идем. Пусть даже в этих фильмах выяснялось, что мы всего лишь дети и направляемся с одной из лун Юпитера куда-нибудь на Марс.
Вышедший недавно на экраны «Район №9» Нила Бломкампа тоже дешевый: бюджет $30 млн на фоне 150-миллионного «Звездного пути» Джей Джей Абрамса тоже сделан, кажется, в традициях старой школы фантастики. Несмотря на то что фильм выглядел предельно модно, был снят дергающейся камерой и в нем куча спецэффектов. Однако, начавшись как модная псевдодокументальная драма, фильм вместе со своим героем мутировал в нечто совершенно иное. Герой, обычный клерк, постепенно становился пришельцем-моллюском, и само кино вместе с ним как будто постепенно возвращалось из сегодняшнего дня во времена расцвета фантастики.
И Джонс, и Бломкамп пытаются понять, что делает человека человеком. А фантастика давно перестала над этим задумываться.
Возможно, режиссеры наконец устали от бесконечной гонки спецэффектов и сборов. Возможно, времена относительного безденежья диктуют какие-то новые подходы к кинематографу. Возможно, людям просто иногда нужно подумать о вечном, и Дункан Джонс справедливо решил «перезагрузить» саму идею клонирования и экзистенциального ужаса. Но скорее всего, в нестабильном мире возникает желание вернуться к каким-то основам. Вдруг станет понятно, что делать дальше.
Ксения Рождественская
Сто лет одиночества
Итоги
Место действия - обратная сторона Луны. Если судить по зачем-то добавленному в русское название году, то время действия - недалекое будущее. На базовой станции живут двое - оператор автоматизированной шахты, бородатый неврастеник Сэм Белл (Сэм Рокуэлл) и разумный компьютер Герти, дальний родственник ХЭЛа из кубриковской "Космической одиссеи". Работа у них непыльная. Сэм выясняет, все ли в порядке с механизмами, пытается связаться с Землей окольными космическими путями, поскольку спутник сломался. Потом он смотрит видеопослания от своей семьи, где дочка тычет ладошкой в такое же послание от него и кричит "папа-астронавт". Опрыскивает жалкую зелень в горшочках и упивается слишком реалистичными снами-галлюцинациями. Срок пребывания Сэма на базе подходит к концу. Но, как назло, его вылазка к сломавшемуся экскаватору заканчивается аварией и травмой, после которой Герти, ставший уж слишком заботливым, не хочет выпускать Сэма из лазарета. У Сэма едет крыша от подозрений, а известие о том, что Герти в отличие от него совсем без труда связывается с Землей, превращает его в параноика. А тут еще и найденный на месте аварии полуживой незнакомец оказывается как две капли воды похожим на самого Сэма.
Вроде бы такой нехитрый рецепт. Берутся в равных пропорциях "Космическая одиссея" и "Сияние" Кубрика, "Солярис" Тарковского, "Бегущий по лезвию" и "Чужой" Ридли Скотта, добавляется горсточка идей Рея Брэдбери и прочих фантастов благословенной добластерной эпохи. И все это исполняется в несколько отстраненной минималистичной манере, как печальная песня Дэвида Боуи Space Oddity - про майора Тома, которого безуспешно вызывает Земля, а он плывет в открытом космосе, откуда родная планета выглядит такой голубой. Причем Боуи тут совсем не чужой, поскольку режиссер фильма Данкан Джонс его сын. Кажется, сколько уже раз не последние в кино люди пытались взять нечто хорошее, всем знакомое, разобрать на детали и собрать новую вещь не хуже. Но не получалось. А у человека, чья творческая биография до 38 лет была смехотворной, из этого вышло что-то очень похожее на правду, хватающее за душу. Потому что он не стал распыляться на спецэффекты, плодить персонажей, отвлекаться на показ достижений будущего и всякую технологическую трескотню. Немногословный сценарий. Две точки съемки - суровый интерьер базы и унылый лунный пейзаж. Один очень хороший актер. Замечательный саундтрек Клинта Мэнселла, озвучившего все фильмы Даррена Аронофски. И вечный вопрос: что есть человек?
Приехав в Москву, на ММКФ, Данкан Джонс рассказал, что в детстве с папой сочинял мультики, что окончил философский факультет, но это не профессия, а повод для депрессии. Что делал дизайн какой-то компьютерной игры, но это тоже повод для депрессии и т. п. До "Луны" на его счету была только короткометражка семилетней давности. "Луну" он снял во многом благодаря голливудским забастовкам - стало возможным занять в малобюджетном проекте дебютанта настоящих мастеров. А после фестивального успеха этой картины ему сразу же зажегся зеленый свет - Джонс в запуске с проектом "Немой", из чего ясно, что и в новом фильме он слов на ветер бросать не намерен.
Ирина Любарская