Описание фильма

"Петя по дороге в Царствие Небесное "   

Название фильма: Петя по дороге в Царствие Небесное
Петя по дороге в Царствие Небесное
Страна-производитель: Россия
Английский: Петя по дороге в Царствие Небесное
Жанр: комедия / экранизация / трагедия
Режиссер: Николай Досталь
В ролях: Егор Павлов, Александр Коршунов, Роман Мадянов, Светлана Тимофеева-Летуновская, Евгений Редько, Мария Звонарёва
Год выпуска: 2008
Наша оценка:
Купить
 
сюжет и комментарии
интересно
 

Сюжет и комментарий

Этот фильм  представляет российское кино в конкурсе Московского кинофестиваля-2009.  Ироническая интонация повествования органически  использована в изображении, в конечном счете, трагической истории.  Герой, Петя - персонаж скорее комический, недаром же весь поселок играет с великовозрастным дитём в добродушную игру. Петя вообразил себя милиционером, даже автоинспектором, и сострадательные люди не пытаются в этом его разубедить. И серьезность, с которой все подыгрывают Пете, создает комические коллизии и диктует ироническую интонацию фильма. Но Петя в больном своем воображении стал ни кем-то, а именно представителем власти, и тема власти - вторая содержательная составляющая фильма. Она варьируется, она аккомпанирует рассказу об «инспекторе Пете» - власть начальника строительства, власть начальника исправительных лагерей, и власть над ним его красавицы жены, власть добрых людей над затуманенной душой безобидного и благодарного парня… И такие высокие символы власти, как «явление» народу кандидата в депутаты народного артиста СССР, и перемигивание двух по сути символически властителей, Николая Черкасова и Пети, дают причудливое, но полное серьезного смысла, отражение «игры» во власть. Сценарий дает живой материал для воссоздания нашей тогдашней жизни, когда для большинства все происходящее казалось нормой. Не драматизируя историю, напротив, прощаясь с прошлым с улыбкой, фильм рассказывает и о том, как ненормальны были «нормы» прошедшей жизни. «Инспекторская» работа героя в гараже, участие в сбойке тоннеля, встрече с кандидатом в депутаты, - Петя принимает жизнь такой, какая ему досталась, не помышляя о другой. Он слился с этой жизнью, даже пережил в ней высокие минуты счастья, и не подозревает, что слияние его с властью, даже воображаемое, может привести к гибели. Гибель Пети, человека реального, о нем еще помнят старожилы Кандалакши, произошла вскоре после смерти реального и безмерного властителя. И эта «маленькая» смерть скажет нам - игра во власть на пространстве реальной жизни чревата трагическим исходом. Все художественные средства фильма  подчинены по нарастающей выявлению глубинного смысла, лежащего в коллизии человек и власть. Власть и ответственность... Власть без ответственности... 

     История, произошедшая в заполярном поселке в марте 1953 года, едва ли сохранилась в памяти, если бы один из свидетелей, в ту пору мальчик, на чьих глазах происходили события, не рассказал ее в повести «Петя по дороге в царствие небесное». Повесть несколько раз переиздавалась,  была  переведена и издана во Франции, Испании, США, Италии.

Крутой маршрут
Итоги

Петя - деревенский дурачок, живущий в 1953 году в рабочем поселке далеко на Севере. С одной стороны, идет строительство ГЭС, с другой - строится лагерь для врагов народа. Но сам народ выглядит так, будто никаких врагов в природе не бывает. Петя, страдающий "синдромом Корсакова", вообразил себя местной вертикалью власти и, вооружившись жезлом гаишника, "инспектирует" проезжающие машины. Все взрослое население ему подыгрывает. Только упрямого полковника МГБ раздражает любое приближение "инспектора" к его сияющему авто. Несознательность проявляют и детишки, которые дразнят Петю. Но Петя ничего дурного не замечает. Он живет в завидной гармонии с окружающей дейст¬вительностью. Именно эта гармония заставляет Петю попросить выдать ему оружие - ведь пустая кобура бросает тень на инспектирующие органы. Никто и не спорит - Пете выдают деревянный пистолет. Вооружившись им, он мчится на лыжах догонять беглого зэка и получает реальную пулю, предназначавшуюся не ему. Мать завоет, но не так горько, как перед репродуктором, сообщившим накануне о смерти Сталина.
На недавнем ММКФ этот фильм был награжден главным призом с формулировкой, в которой было сказано про "искренность и правильную моральную позицию". Вот так можно двумя словами перечеркнуть хорошее впечатление от бесхитростной с виду картины, заставив искать в ней червоточину. И она, увы, обнаруживается.
Понятно, что Николай Досталь, мастер провинциальной трагикомедии ("Маленький гигант большого секса", "Облако-рай", "Коля - Перекати-поле"), снимал сказку про то, что добрый народ никакой злой правитель не испортит. Гэбэшный полковник (Роман Мадянов) скорее смешон, чем страшен. Его похотливая, но расчетливая жена (Светлана Тимофеева-Летуновская) с ее рассказом о том, как она переходила из рук в руки, продвигаясь по "служебной" лестнице, смотрится улыбчивой доброй бабой, выбравшей верный путь. Прогрессивный начальник строительства (Александр Коршунов), терзающий на досуге пианино виртуозными пассажами, будто сошел на экран с плакатов. Все жители поселка сусально добры, безмятежны и жизнерадостны, как персонажи "Волги-Волги". А почему бы и нет? Кругом порядок, в поддержание которого включен даже Петя (дебютант Егор Павлов), труд созидателен, тарелки в столовой полны, дороги по снегу накатаны. И то, кому выписан наряд в царствие небесное, а кому - в противоположном направлении, не в наших силах изменить.
Ах, как это приятно должно было бы увидеть старичкам, выходящим сегодня на митинги с портретами Сталина. Вот же, смотрите, потомки, мы делали свое дело и любили свою страну. Не надо наше прекрасное прошлое чернить: снег был белый, сахар сладкий, а люди добрые. Не то что в нынешнее время. Беда только в том, что в кино эти старички не ходят. А для молодых зрителей эта сказка обернется лживым уроком истории. Как можно было сделать главного героя по-достоевски блаженным, поместить его в центр многофигурной истории, разворачивающейся на окраине империи в год смерти диктатора - и успокоиться на простом бытописательстве? Петя с его деревянным пистолетом и уверенностью в своем праве на правду и силу вполне мог бы стать ретропроекцией Данилы Багрова, его "братом" по духу. А "Петя…" - горьким признанием вечной инфантильности народного сознания, не желающего извлекать уроки из прошлого. Однако искренность здесь равна тому же, что и у героя, "синдрому Корсакова", для которого характерны "иллюзии памяти", а моральная позиция размыта до полного исчезновения. Вроде бы зрители должны умилиться дурачку, выбравшему себе игру в начальника. Но бегущий из зоны зэк все ставит на свои места. Он вряд ли стал бы подыгрывать Пете. И нам не надо.

Ирина Любарская

Ангелы и демоны из Кандалакши
Независимая газета

Фильм Николая Досталя «Петя по дороге в Царствие Небесное» получил главный приз последнего Московского кинофестиваля. Коллективное «бессознательное», тысячи раз преломившись, отражается в одной совсем частной, казалось бы, истории.
«Ваши документы!» – строго обращается Петя (Егор Павлов) к водителю, останавливая машину полосатой палочкой. Водитель предъявляет документы, путевой лист, оправдывается, если что-то нарушил. Работники автобазы дают Пете на проверку документы и обещают исправить недочеты. «Инспектор Петя», – представляется он, тормозя очередную машину. Петя – местный дурачок, каких в России всегда любили и старались не обижать. Потому и включается все население Кандалакши в эту необременительную игру, генами помня библейские заповеди.
А на дворе – 1953-й, март. Из радиотарелки несутся сообщения о состоянии здоровья товарища Сталина, а когда здоровье сходит на нет – скорбное известие о смерти. Доброе население Кандалакши заходится горестным воем, и только Петя по-щенячьи радостно и искренно принимает все, что бы ни происходило. Взбираясь на слепленный из снега Мавзолей, ладонью, приставленной к шапке, приветствует проходящую мимо колонну заключенных, раздражая этими неуместными почестями конвоиров. А когда несколько заключенных сбегают из местного лагеря, так же по-щенячьи радостно и искренно бросается преследовать их на лыжах, помогая тем же конвоирам. Только преследователю издалека не разобрать, кто там на лыжах по снегу скользит, – беглый ли, местный ли житель. На всякий случай взять на мушку и пальнуть. И Петина чистая душа отлетает в то самое Царствие Небесное, куда попадают нищие духом. Никто в отдельности не хотел его смерти. Но – так получилось. Ты, я, он, она вместе – целая страна. Каждый в отдельности хорош, а все вместе проверку на милосердие не прошли.
Николай Досталь из тех режиссеров, чье кино сканирует Время. «Облако-рай», «Коля – перекати-поле», «Штрафбат», «Завещание Ленина», «Петя по дороге в Царствие Небесное» – высветив одного человека, история захватывает целую страну. И вот уже история одного блаженного Пети, недолго прожившего и глупо погибшего, светит отраженным светом целого поколения. Этот свет очень умело выткан из разных лучиков – здесь и бесконечное шипенье басовитого голоса из репродуктора, и сменяющий один за другим на экране плакаты тех лет вроде «Все дороги ведут к коммунизму», и колечки дыма от пахитоски местной модницы-красавицы, и обреченные лица марширующих зэков. Из маленьких примет времени складывается мозаичное полотно эпохи.
Но соблюсти историческую достоверность в деталях – даже не полдела. Это важная, но не главная часть режиссерской работы. И даже вдохнуть жизнь в эти детали – еще не все дело. Заставить детали работать на главную мысль фильма – это высший пилотаж. Что такое качественная режиссура? Это в первую очередь – ничего «просто так». Любая мизансцена, любое движение, любая реплика, любой поворот головы, любое изменение интонации должны быть объяснимы.
Почему главный герой – блаженный? Нельзя было найти здорового? Да потому что этот парень – он ангел, чистое существо, пришедшее в этот мир с изначально чистыми помыслами. Его долговязая фигура – как дерево в поле, что притягивает молнии и сгорает быстрее всех. На нем проверяется зрелость общества и власти. И то, как легко ломается эта жизнь, показывает: добрые и хорошие люди, готовые быть по-христиански терпимыми и смиренными, сколачиваясь в общество, начинают являть собою сборище идиотов. Это сборище запускает отлаженную машину под названием «власть» и покорно сует голову в ее смертельные жернова. Слабые гибнут первыми.
Бездушный звук, с которым перемалываются люди в жерновах власти, почти слышен на протяжении всего фильма «Петя по дороге в Царствие Небесное». Он то ближе, то дальше. Вот жена лагерного начальника, полковника Богуславского (Роман Мадянов), красавица доктор (Светлана Тимофеева-Летуновская) от катастрофической местной скуки заводит роман с коллегой, врачом-евреем. Все бы ничего, милый гарнизонный адюльтер, да только роман этот проистекает в «обрамлении» разговоров о том, как надоели эти врачи-вредители да космополиты. Звук машины, ломающей жизни, слышен, но он не близко. Вот несется из радио скорбный голос, возвещающий смерть вождя, и дико воет женщина под радиотарелкой – звук громче, ближе. Вот бегут из лагеря заключенные, по их следу, как по следу дикого загнанного зверя, – охранники с винтовками. Звук еще громче, еще ближе. И вот он уже совсем в ушах, нестерпимо громкий и страшный, слившийся с выстрелом нерадивого охранника...
В фильме все персонажи очень живые и в то же время умышленно хрестоматийные. Прелестный простачок Петя, собравший в себе все приметы дурачка – ясный взор, румянец на щеках, трогательная нелепость... «Настоящий полковник» Богуславский – как водится, одутловатый от водки и прочих излишеств, хамоватый и ревнивый. Его жена, словно сошедшая с жестяной коробки папирос, – красногубая мамзель с папироской в изящных пальчиках.
Это наша лагерная страна начала 50-х. Страна, которую так хочется забыть. До того хочется, что готовы все начать заново, не понимая, что в Царствие Небесное от удара по голове старыми граблями не попасть.

Екатерина Барабаш

Утешили юродивого

Иван Куликов

"Петя по дороге в Царствие Небесное" — новый фильм Николая Досталя, победивший на последнем ММКФ, завершает историю человека божьего, начатую в "Облаке-рай".

Холодная зима 1953-го. Отец народов плох, но еще дирижирует с продавленного дивана в Кунцево восходом и заходом Солнца над утопающей в сугробах Кандалакшей. Поселок, в свою очередь, занят не менее важными вопросами. У начальника местного ГУЛАГА — пузатого гэбиста Богуславского (Мадянов) — перед сдачей лагеря под ключ сперли моток колючей проволоки. Жена полковника, игривая блондинка с формами и порочным ртом (Тимофеева), соблазнив врача-вредителя в подсобке, строит виды на инженера-живчика (Коршунов), перевыполнившего план на "НИВАГЭССТРОЙ". Снуют лесовозы, "победы", "хорьхи", уныло маршируют зеки, разруливает же всех на перекрестке Петя (Егор Павлов) — обладатель волшебной палочки в полосочку, местный олигофрен, играющий в Кандалакше роль гаишника. Пете, кроме зоркого гэбиста, недовольного, что функцию государева человека исполняет идиот, все с готовностью подыгрывают, даже дарят деревянный пистолет, и когда мироздание, оставшись без отца родного, начинает трещать по швам, юродивый гаишник встает на лыжи и уходит в лес догонять беглого каторжника.
Воссозданный в деталях микрокосмос места, не столь отдаленного в пространстве, сколько во времени и ощущениях — первое, чем "Петя по дороге в Царствие Небесное" Николая Досталя умасливает взгляд разборчивого зрителя, умеющего отделять мух от котлет. Немалое достижение по нынешним фальшивым временам, когда каждый российский фильм, действие которого происходит до развала СССР, норовит скатится в шабаш ряженных, устроивших распродажу реквизиторской. У Досталя же каждая вещица той эпохи похожа на саму себя, готова предъявить документ с пропиской и живет настоящей советской жизнью, начиная с шахтерского телефона из литого чугуна, в который кричит команду Коршунов, продолжая избирательным участком с красным кумачом и заледеневшей на лагерном ветру тельняшкой, до сих пор, наверное, сохнущей где-то там на спертой у начальника колючей проволоке. В общем, оказавшись, не приведи Господь, в тех местах зимой 1953 года, отыскать нужный леспромхоз, и пункт, где выдают бесплатно ватники и валенки, у вас получится даже с завязанными глазами, это точно.
Почему так важна подобного рода достоверность времени и места становится ясно по ходу действия, так как ничего важного по этому ходу как раз не происходит. До самого финала теплится надежда, что вот сейчас режиссер, намекающий там и сям на что-то вроде саспенса, склеит напрашивающийся ребус из гэбиста, инженера, врача-вредителя и блондинки с формами, замкнув решающее звено деревянным пистолетом. Но ларчик открывался проще, и все обозначенные лица оказались всего лишь пособниками глбавного героя, уковылявшего на лыжах в края, откуда никто не возвращался, по дороге, обозначенной в названии фильма. Получается, что единственным, кто не хотел подталкивать ивана-дурака к этому невеселому исходу, оказался, как ни парадоксально, полковник ГБ, в чьем мироздании уже пробита брешь неизвестным злом, использующим для хозяйственных нужд лагерную проволоку.
Помнится, в "Облаке-рае", одном из ключевых фильмов русских 90-х, Николай Досталь уже провожал в далекие края героя, тоскующего по лучшей доле (и, кстати, где-то в тех же местах — в Петрозаводске). Но если в начале 90-х райское облако еще тешило душу призрачной надеждой, то своим Петей, совсем уже человеком божьим, Досталь надежду отменил, проставив в получившемся диптихе (а фильмы и впрямь удивительно похожи) замыкающую скобку-приговор: мечтающим о лучшей доле по эту сторону Царствия здесь не место. Поэтому "Золотой Георгий", врученный автору на последнем ММКФ, решение хоть и правильное, но не утешительное вовсе.
С сайта Филм Ру

Обсуждение фильма

 

 

Главная страница
Новости
Фильмы по алфавиту
Фильмы по жанрам
Фразы из фильмов
Новинки сайта
Актеры
Афиши
Услуги
Загрузить
Регистрация
Форум
О проекте

#