Описание фильма

"Агора"   

Название фильма: Агора
Агора
Страна-производитель: США — Испания
Английский: Agora / Mists of Time
Жанр: драма / мелодрама / приключения / исторические
Режиссер: Алехандро Аменабар
В ролях: эйчел Вайс, Макс Мингелла, Оскар Айзек, Ашраф Бархом, Мишель Лонсдаль, Руперт Эванс, Ричард Дерден, Сами Самир, Мануэль Кочи, Хомайюн Эршади, Ошри Кохен
Год выпуска: 2009
Наша оценка:
Купить
 
сюжет и комментарии
интересно
кадры из фильма
 

Сюжет и комментарий

Гопники играют в "Цивилизацию"
Семен Кваша

Александрия, пятый век. Империя разваливается, власть Рима слабеет, христианство становится основной религией. Красивая молодая дама — философ Гипатия (Рэйчел Вайс) — учит молодых аристократов и умных рабов физике и философии — что, собственно, на тот момент одно и то же. Иллюстрирует всемирное тяготение при помощи падающего платочка, смущает влюбленных в нее мужчин при помощи менструальной крови. В Бога не верит, в истинах сомневается, фраппирует окружающих научной прямотой и вольным поведением. А времена, в общем, не те, чтобы кого-нибудь фраппировать. Власть в городе постепенно захватывают христианские фанатики. Они штурмуют и уничтожают Великую библиотеку — чудо света, знакомое нам по игре в "Цивилизацию" (слышен красивый фырчащий звук, с которым под куполом летают свитки древней мудрости). Они побивают камнями евреев во время концерта World music, устраивают полноценный pogrom и в конце концов убивают Гипатию. Все это нечеловечески красиво и сопровождается пафосной музыкой.
Утверждается, что когда Алехандро Аменабар писал сценарий, он хотел, чтобы в фильме снялся Саша Барон Коэн. Коэн, по слухам, испугался сложной темы и будущего скандала. Коэн. Испугался скандала. Очень характерная для тематики этого фильма история — Аменабар снял дико тревожное кино про мир, который разваливается. Твердая рука Римской империи позволяла уживаться тысячам культов и племен, строила акведуки и поддерживала знания — и всего этого больше не будет, потому что гопники в состоянии уничтожить все, к чему прикоснутся, потому что префектом великого города назначен безвольный конформист, который путает трусость с реалполитик, потому что атеизму, равноправию женщин, уму и красоте Рэйчел Вайс нет места в мире, который разваливается на глазах. Странно не то, что Гипатию забили камнями — странно, что они не сделали это четырьмя бунтами раньше.
А с другой стороны, создатель "Открой глаза" (переснятого Голливудом как "Ванильное небо") и "Моря внутри" создал упырски серьезное кино про одну сумасшедшую бабу — великого ученого, от которого не сохранилось ни одной письменной работы. Гипатия, по версии Аменабара, придумала закон всемирного тяготения до Ньютона и предположила эллиптичность орбит планет до Кепплера. Занималась она этим вместо того, чтобы выйти замуж. Когда за ней ухаживает Орест, слабовольный префект александрийский, в самый ответственный момент она вскакивает с ложа, кричит "Как я могла подумать, что орбита круглая? Я должна обдумать все заново" и бежит к своей песочнице, в которой она чертит системы небесных тел. Абсолютно достоверная сцена, ученые женщины всегда так делают — но почему это так истерически смешно?
Ну и общая атмосфера в этом фильме несколько напоминает даже не мексиканский сериал, а средневековый роман. Один из героев, раб Гипатии, влюбленный в нее с детства, пытается во время бунта ее изнасиловать — но не может, потому что начинает плакать. Префект Александрии пытается втянуть ее в простенькую интригу, чтобы избавить город от христианских гопников — и тоже начинает плакать. Тот же самый бывший раб избавляет ее от страданий — и крупные прозрачные слезы катятся по его щекам, а зритель вздыхает и думает: надо было ей родить еще десять лет назад. Грандиозный антимещанский и антигопнический пафос наводит на самые что ни на есть мещанские и гопнические мысли, но это нормально.
Удивительно при этом то, что прокатная судьба фильма очень хороша. Лента стала самой успешной в Испании, собрала в первые выходные проката больше десяти миллионов евро и в общей сложности больше двадцати миллионов в разгар кризиса, а в соседней Италии не нашла прокатчика и фактически была запрещена, как антихристианский памфлет. Для дорогой европейской киноподелки с государственным участием — предельно достойный результат. Для разваливающегося мира, поднимающего голову религиозного фанатизма и нашествия гопников на всех уровнях — тем более.
С сайта Филм Ру

Египет, рубеж пятого века нашей эры. Гипатия (Уайз) — дочь директора Александрийской библиотеки, в которой собрана вся мудрость мира — любит двух мужчин: раба Давуса (Мингела) и политика Ореса (Айзек). Предпочитая мирской суете занятия философией и астрономией, она держится в стороне от межрелигиозной розни, разжигаемой христианскими фундаменталистами. И, в конечном итоге, становится их жертвой.

За кадром
Гипатия (Ипатия) Александри́йская (670-415) — математик, астроном, философ, схоларх Александрийской школы неоплатонизма. Принимала участие в александрийской городской политике, что вызывало постоянные трения с епископом Кириллом, Отцом Церкви, впоследствии канонизированным святым. В 415 году группа сторонников епископа под предводительством некоего чтеца Петра напала на Гипатию и убила её.

Гипатия, как считается, изобрела ареометр — прибор, для измерения плотности жидкости. Ее имя нанесено на карту Луны.

Съемки фильма проходили на Мальте — в тех же местах, где снимался "Гладиатор".

Второй фильм Аменабара, снятый полностью на английском.

Цитаты
"Александрия, Египет 691 год н. э. Мир изменился навсегда" (С плаката фильма)

Обсуждение фильма

 

 

Главная страница
Новости
Фильмы по алфавиту
Фильмы по жанрам
Фразы из фильмов
Новинки сайта
Актеры
Афиши
Услуги
Загрузить
Регистрация
Форум
О проекте

#