"Сокровище"
Название фильма: | Сокровище |
|
|
Страна-производитель: | США | ||
Английский: | Precious: Based on the Novel Push by Sapphire / Push / Push: Based on the Novel by Sapphire | ||
Жанр: | драма | ||
Режиссер: | Ли Дэниэлс | ||
В ролях: | Габури "Гэбби" Сидибе, Мо'Ник, Пола Паттон, Мэрайя Кэри, Ленни Кравиц, Шерри Шеперд, Нилла Гордон, Стефани Андужар, Амина Робинсон, Чайна Лэйн, Ксоша Рокмор, Анджелик Замбрана, Ниа Фрэйзер, Кимберли Расселл, Сапфир | ||
Год выпуска: | 2009 | ||
Наша оценка: | |||
Купить | |||
|
|
|
|||||||||||
Сюжет и комментарий
Вознесение из Бронкса
Семен Кваша
"Сокровище", ставшее прошлогодней сенсацией американского кино, стоит смотреть не только за "Оскар" — за историей чернокожей толстухи Прешес скрываются довольно неожиданные вещи.
Девушка по имени Прешес (Габури "Гэбби" Сидибе ) живет в Бронксе, ходит в школу и сидит на последней парте. Она мечтает о бойфренде, о славе, о красивой одежде — но все это ей не светит, потому что она толстая и нищая, мать ее (Мо'Ник) живет на пособие, к тому же Прешес беременна уже во второй раз. Ей шестнадцать, старшей дочке четыре, обоих детей заделал ее собственный папаша. Из школы Прешес выгонят, чтобы она пошла в другую, хорошую школу для отстающих, где ее научат грамоте и заставят написать книжку. Ну и она наконец поймет, кто такая ее мама, женщина, которая ненавидела дочь примерно с трех лет — с тех пор, как Прешес увела у нее мужчину.
Удивительная история. Экранизация книги Сапфир, чернокожей поэтессы, бывшей учительницы английского языка, лесбиянки, героини поэтических слэмов. Постановка Ли Дэниэлса ("Бал монстров"), который в 2002 году стал первым черным продюсером, в одиночку снявшим фильм. Один из продюсеров его нового проекта — Опра Уинфри, главная телеведущая вселенной, главный книжный критик вселенной, чернокожая активистка и жертва домашнего насилия в детстве. В главной роли — дебютантка , которая действительно выглядит как Прешес и сумела полюбить себя в этом теле.
Все это само по себе объясняет номинацию на "Оскар". Но 60 миллионов долларов сборов и полтора миллиона проданных DVD все эти политизированные обстоятельства объяснить не могут и правда в том, что чертова прорва американцев отправилась на фильм о хождениях по мукам толстой черной девочки, а потом посоветовали "Прешес" друзьям.
Что они увидели, можно только гадать. Судя по критическим отзывам — бескомпромиссную социальную историю с бичеванием пороков, гуманизмом и запретительным рейтингом R, честный фильм о мире, в котором живут. Кто-то одобрил, кто-то заклеймил "Сокровище" спекуляцией и социальной порнографией. Проблема в том, что здесь смотреть фильм под этим углом бессмысленно, точнее преждевременно — подождем, пока появится, скажем, экранизация очень похожей на "Сокровище" "Танцовщицы из Хивы, или Истории простодушной" Бибиш и станет хитом российского проката.
При этом смотреть историю Прешес стоит, и не только потому, что Мо`Ник совершенно справедливо получила за нее актерский "Оскар" второго плана, а Габури Сидибе — номинацию за лучшую женскую роль. "Сокровище" — не просто история несчастий, "Хижина дяди Тома" женского рода или манифест доходящих до ручки от несправедливости мира и собственного зверства обитателей гетто. Под хладнокровным взглядом камеры Дэниэлса, бесстрастно наблюдающим за тем, как мать тащит дочь в собственный ад, а дочь поджаривается в своем за главные грехи Америки — бедность и лишний вес — творится удивительная штука: рождение личности. Дэниэлс по следам Сапфир исследует жизнь девушки, которую никто никогда не любил, а потом она нашла людей, принимающих в ней участие — и преобразилась. При этом по умолчанию получается, что любовь — нечто прямо противоположное сексу.
Доказать, что из скотского безмысленного существования, до-человеческого гетто, человека может поднять только братская любовь, кино берется редко, справедливо полагая, что Нагорная проповедь уже была. Как оказалось, бывают исключения.
С сайта film.ru
Анатомия ненависти и насилия в отдельно взятой семье
Вечерняя Москва
У фильма«Тужься», в нашем прокате получившем более нейтральное название «Сокровище» – по имени главной героини, – уже несколько престижных наград.
От Санденса до «Оскара» (награда за роль второго плана для актрисы Мо Ник). В основе истории – роман американской писательницы Сапфир о злоключениях толстой негритянской девочки, которой лучше бы вообще не появляться на свет. Во всяком случае, не в Америке.
Итак, не просто толстая – чудовищно раздутая – раз, неграмотная – два, беременная школьница Клэрис Джонс (дебютантка Габури Сидибе) живет в Гарлеме со своими мамой и папой, которые больше похожи на ее заклятых врагов. От папы (!) девушка беременеет дважды. От мамы получает пинки, окрики и побои, что не мешает ей мечтать о лучшей доле. В своих фантазиях девушка блистает в ярких шелковых нарядах на сцене, под софитами и влюбленными взглядами приятных юношей. В реальной жизни – см. выше.
Самое удивительное: НИ РАЗУ толстуха Прешес не ответит грубостью или сдачей своим обидчикам – хотя при желании может легко их размазать по стенке. Необъяснимая, евангельская кротость в этом мощном женском теле выводит историю на философские высоты… Причем характер героини на наших глазах развивается. Приглашение в альтернативную школу в корне меняет ее жизнь. А добрые слова участия посторонних людей помогают ей преодолевать глубинные комплексы. Именно своим психологизмом интересна картина.
Причем патология насилия, которая прописалась в отдельно взятой ячейке, порой выглядит куда страшнее всяких «ужастиков»… Табуированная тема инцеста, ненависти детей и родителей в американской версии выглядит вполне реальным нравственным ландшафтом.
При всей скупости режиссуры (Ли Дэниэлс, автор «Бала монстров») и лаконичности камеры, возможно, с подачи продюсеров Опры Уинфри и Ленни Кравитца, история, снятая за пять недель, трогает так, что перехватывает дыхание. Конечно, можно поставить в упрек авторам их суперполиткорректность – в одной картине они ухитрились заступиться одновременно за всех толстух, афроамериканцев, лесбиянок и просто нищих обителей Гарлема. Но внимание к «униженным и оскорбленным» не выглядит как конъюнктурный ход – все искупает прекрасная игра актеров и предельная честность интонации.
Это вовсе не социальная порнография. Это рождение личности из ничего… Тонкое и точное исследование ада, в котором все несчастны по-своему, а любовь – слово ругательное. Очень натуралистичное напоминание о том, в кого превращаются люди в мегаполисах. Это жизнь, из которой можно выскочить. Если поднатужиться.
Но если у вас нет прививки от жестокости – не рискуйте. И проигнорируйте этот мрак, уже собравший в Штатах $60 млн и 1,5 млн проданных DVD. Слишком опасно.
Наталья Боброва