"Геймер"
Название фильма: | Геймер |
|
|
Страна-производитель: | США | ||
Английский: | Gamer | ||
Жанр: | триллер / фантастика | ||
Режиссер: | Марк Невелдайн, Брайан Тэйлор | ||
В ролях: | Джерард Батлер, Мило Вентимилья, Аарон Йоо, Майкл С. Холл, Кит Дэвид, Джон Легуизамо, Элисон Ломан, Кайра Седжуик, Амбер Валлетта, Зои Белл, Терри Крюз, Логан Лерман, Лудакрис | ||
Год выпуска: | 2009 | ||
Наша оценка: | |||
Купить | |||
|
|
|
|||||||||||
Сюжет и комментарий
Действие фильма происходит в недалеком утопическом будущем, где высочайшее развитие нано-технологий позволило технологическому гению, Кену Кастлу, соединить видеоигру с реалити-шоу и смоделировать ультрафункциональную, мультиплеерную игру "Убийцы", которая стала средой обитания местных преступников. Джон Тиллман — один из узников камеры смерти, схвачен и отправлен на пожизненный срок за преступление, которого он не совершал, должен принять участие в Игре, чтобы получить оправдание. Для одного богатого, молодого игрока, Джон Тиллман это — Кэйбл, всего лишь сим, управляемый персонаж игры. Благодаря своим боевым способностям и физической силе, Кэйбл становится национальным героем и занимает первые позиции в игре...
Игроложная мышца
Время новостей
Недалекое будущее... Сколько раз это словосочетание возникало во вступительных титрах голливудских картин, и почти каждый раз создатели их палили в белый свет, как в копеечку, -- реальность все равно оказывалась изобретательнее и прихотливее самого замороченного вымысла. Но тут коленкор другой: на диком топе в недвусмысленно-узнаваемой Америке находится игра «Убийцы», где самые настоящие душегубы (ну или названные таковыми по приговору) изничтожают друг друга с помощью чипов, встроенных в голову, -- отныне они уже не «хозяева своего горла», а марионетки в потных руках владельцев доступа к игре, каковым может оказаться и малолетний мальчуган, и толстяк, неспособный передвигаться даже по собственной комнате без инвалидной коляски, несущей на своих подшипниках центнер потеющего и распаренного мяса. Главный герой конкретной интриги -- Кейбл (Жерар Батлер, наверное, самый обаятельный и привлекательный мужчина на сегодняшний день), болванчик с автоматом в руках, который вынужден скакать туда-сюда и уничтожать противника, потому что так решил организатор всего этого беспредела миллионер Кен Касл (Майкл Си Холл -- да-да, вы не ошиблись, это не кто иной, как Декстер из лучшего (после «Остаться в живых») американского телесериала про маньяка-паталогоанатома). В какой-то момент Кейбл оказывается отключенным от виртуальных вериг и начинает действовать по-своему.
Историю про оживший «Дум» придумали двое не самых вменяемых на свете людей на земле -- Марк Невелдайн и Брайан Тейлор, создатели несусветной дилогии «Адреналин», мастера психоделических и амфетаминовых боевиков, каковых сейчас никто и не делает. Представьте себе фильм «Бегущий по лезвию бритвы», снятый Гомером Симпсоном из мультика. Вообразите «Крикунов» Кристина Дюгея, существующих в мире, где никогда не родился Филип К. Дик. Проявите перед собственным взором реалити-шоу, которое снимал бы канал ТНТ в Северной Корее, и все равно, невозможно ни на йоту приблизиться к тому фантастическому счастью, что предстает перед взором случайного зрителя, когда он смотрит «Геймера». Фильм может показаться возмутительным, вторичным, некондиционным. Но при этом -- именно в этом -- то ли непроваренном «Эквилибриуме», то ли в слишком перепеченном «Вспомнить все» (а это далеко не единственные фильмы, которые приходят на ум, когда ты воспринимаешь происходящее на экране) бьется живой нерв настоящей кинематографической фантастики. Это в первую очередь немыслимо -- без скидок на время и обстоятельства действия -- круто. Невелдайн и Тейлор (сочетание, чисто фонетическое, этих фамилий заставляет усомниться в их подлинности -- ну, право слово, это вам не какие-то там «братья Вачовски») умудрились воссоздать в не самом оригинальном, хотя и переусложненном сюжете все то, что мы чаяли увидеть в американском фантастическом фильме. О том, что именно произойдет на экране, ясно с первых пятнадцати минут, но после этого на роговицу отпечатывается единственно возможный оттиск грядущей классики. Причем слово «фантастический» тут обозначает не только определение жанра, но и уровень постановки. Это очень красивое, очень умное и очень важное кино. И то, что составлено оно в основном из элементов, которые были уже использованы в более ранних картинах («Трон», «Бегущий человек», «Смертельные гонки 2000 года», список может быть продолжен в меру киноманской испорченности, и он уже был начат несколькими строками ранее), не умаляет его достоинств. Эта лента никогда не войдет в реестр чемпионов проката (что более чем недвусмысленно подтвердил итог последнего заокеанского уикенда), но вспоминать о ней будут еще очень долго.
Станислав Ф. Ростоцкий
Чубайс не виноват
Недалекое во всех отношениях, но очень хай-тековое и красивое будущее. Техника умнеет, люди стремительно глупеют. Любимое развлечение почтеннейшей публики – онлайн игры «Общество» и «Убийцы». Игрок получает полный контроль над выбранным персонажем – реальным живым человеком, - в мозг которого вживлены специальные наноклетки, подавляющие собственную волю объекта. Персонажами «Общества» становятся по доброй воле: по слабости характера или от безденежья. В «Убийц» берут только смертников или осужденных пожизненно. Выжив в тридцати раундах, можно получить свободу.
Кейбл (Джерард Батлер) сумел продержаться уже 27 игр – заслуга не только лично его, но и Саймона (Логан Лерман), богатенького парня, поднаторевшего во всевозможных шутерах, а потому очень метко стреляющего. И Кейбл, и Саймон – любимцы публики, они более чем известны, каждый, так сказать, в своей среде. Но сам руководитель парада, Кен Касл (Майкл Си Холл), владелец патента на наномозги, предпочитает оставаться в тени, поскольку ему, конечно же, есть что скрывать. Тем более, он рыжий, заведует нанотехнологиями, его не любят, следовательно, в конце именно он окажется во всем виноват.
Режиссеры Марк Невелдайн и Брайан Тейлор, два фильма подряд пичкавшие адреналином Джейсона Стэтема, отпустили своего героя с миром и вышли на новый уровень безобразий. Сам Батлер без обиняков назвал их «больными, но гениальными». «Геймер», начинаясь стандартными бродилочно-стрелялочными действиями, очень быстро превращается в «Смертельную гонку», только с меньшим количеством автомобилей и заросшим мрачным брюнетом вместо блондина, который все так же крошит врагов как для салата, но, кажется, получает за роль чуть больше.
После очередного марш-броска, включающего заправку машины проспиртованной мочой, наступает время лирики, и Кейбл, оказавшийся на воле, ищет жену и ответы на многие вопросы. С помощью хакерской бригады и нескольких примочек из «Матрицы» почти все находится, и тогда наступает время расплаты. Это, надо признаться, самая оригинальная часть картины – аж с танцами и пением – но следующая затем финальная схватка не изменяет общему стилю, поскольку тоже напоминает: на этот раз последний бой «Гладиатора». Это, вероятно, своего рода игра, затеянная Невелдайном и Тейлором: кино похоже на компьютерную игру, брюнет на блондина, героини вообще неотличимы, сюжет смахивает на научно-фантастическую пародию, и все слегка отдает дурным вкусом, но все равно похоже на развлечение.
// Маша Вильямс, afisha.mail.ru
Яробот
Гоша БЕРЛИНСКИЙ
Во времена всё больше набирающего обороты кретинического сумасшествия вокруг триде с его «непередаваемыми очучениями» просто обязана была найтись парочка положительно больных на голову людей-пароходов вроде Невелдина и Тейлора, чтобы без всяких очков придать бурлящую, почти ощущаемую жизнь тем движущимся картинкам на экране.
После двух анаболико-ироничных гимнов стремлению жить, один второго необузданней, некая вольная интерпретация на тему «Бегущего человека» и ему подобных казалась идеей хоть и сомнительной, но в определенном смысле логичной. Такой третий «Адреналин», более рассчитанный на кассу и менее трэшовый по сути, в почти антиутопичном будущем да с лейтмотивом про эволюционировавшие онлайн-игры. Есть, где нажать газу и пустить в путешествие без тормозов.
С первой же сцены всё срывается с места и улетает туда, под пули. Без вступительных слов и долгой разбежки с определением позиций — это потом объяснительную выскажут и даже покажут в исключительно простой и доступной форме. Впрочем, аттракцион как продолжал набирать обороты, так и продолжает, не обращая внимания на эти «потом», где от экшна подразумевается отдохнуть. Тормоза с лирическими отступлениями вроде бесед у психиаторш и телешоу — это в другой опере, безотчетно дебошеской.
Головокружительная камера-камикадзе со взбешённым пулемётным монтажом сажает в шкуру кубриковского Дэйва Боумана, мчащегося сквозь милые виды гиперпространства. Жалобы на чрезмерную рваность и сумбурность «Борнов» приобретают оттенок детсадовского нытья.
Вокруг Батлера пространство разрывается на части, даже когда игровые арены со всеми точками сохранения, фрагами и пингами остаются позади, а впереди ещё полфильма с дэнс-клубами в неонах и прогулками по общественным песочницам. Чередуются виды, сменяются сумасшедшие ракусы, оператор на роликах укатывает куда-то в бесконечность, а вон там попутно какой-то мужичок идёт бездумно вперед, утыкается в стенку и всё равно продолжает шагать.
Безумие, в котором можно потеряться и не заметить, что промелькнуло нечто стоящее. Концентрированный гипертрофированный экшн, где даже двойного прокручивания кавера Мэрилина Мэнсона кажется недостаточно.
Скорость происходящего, к финалу набирающая ещё большие обороты, оставляет лишь два пути: сосредоточить внимание или плюнуть на всё это. Второе, естественно, легче. Управляемый посредством нанотехнологий Батлер, угрюмый и скалообразный, проходит через огонь, воду и старый, как мир, боевиковый сюжет про заговор, отмщение и мировое господство. Что, в принципе, прожёвывается без особых затруднений, когда на фоне перестрелки в тишине играют клавиши, разрываются головы намечавшихся товарищей, Холл танцует и поёт, тема сисек раскрывается во всех прелестях, а машины бодро колесят на урине. Как-никак, а именно ненормальной изобретательности, благодаря которой банальность преображалась, от Невелдина и Тейлора ожидалось в первую очередь, а уже остальное где-то там, следом.
Стоит же отвлечься от этой несказанной безбашенности и привыкнуть к неистовому темпу — старый боевичок на адреналиновый лад начинает выделывать невиданные кренделя. С одного бока — финальные рояли пляшут не хуже нанозомби. Что это за девочка такая прыткая, свободно пробирающаяся к тюремным камерам? Что за такая чудная спасительная программа, где она была раньше и откуда душещипательная разоблачительная трансляция снималась? Толпы аплодируют, слёзы на глазах, отключите нас, пожалуйста, от матрицы…
С другого — такой красноречивый социальный подтекст, подкрепленный злой издёвкой. Аж не сразу верится, что это не стечение обстоятельств пополам с авторской одержимостью пихать все интересные задумки в свои фильмы, особенно в крайне клиповые вроде «Геймера». Люди, играющие в людей и совершенно забывшие об этом. Компьютерные маски — никнэймы и аватары — освобождающие от морали. Живые суррогаты, обладающие большей человечностью, чем дёргающие их за нитки. Здесь Майкл Холл с едкой декстеровской ухмылкой вопрошает об ответственности и добровольной манипуляции, а Батлер жалостливо пытается достучаться до Эмбер Валетты, но слышит ответы лишь её игрока. А с каким удовольствием прописан и показан этот безмозглый толстяк, чьё присутствие стоит сразу нескольких серий «Южного Парка» про WoW.
За одно это вдруг посерьёзневшему режиссёрскому тандему можно простить и рояли, и безумие, переходящее в хаос, где без стоп-кадра порой приходится несладко. За любопытные вещи, затерявшиеся в чрезмерности и адреналине.
До встречи в кино.
С сатай Кинокадр Ру
Партия сказала «нано»
Газета "Труд"
Фильм, снятый по мотивам знаменитого оригинала с Арнольдом Шварценеггером, показывает, как Марк Невелдайн и Брайан Тейлор начинают остепеняться.
Возможно, в кинокомпании Lakeshore Entertainment поступили правильно, пригласив Невелдайна и Тейлора в качестве сценаристов и режиссеров «Геймера»: после двух отвязных «Адреналинов» можно было быть уверенными, что и следующий фильм будет снят с юмором и не без лихости. «Геймер», в принципе, таким бы и был, когда бы не суровая продюсерская рука, тащившая режиссеров в нужном направлении. Пара фирменных эпизодов, а-ля «Адреналин» настолько контрастирует с серьезностью всего остального, что буквально видишь исчерканный фломастером сценарий. К тому же Джейсона Стэтхэма, которого хотели пригласить Невелдайн и Тейлор, насильственным образом сменили на Джерарда Батлера.
Батлер практически везде выглядит как славный парень — такое уж у него лицо. И это почти сразу же лишает фильм всякой интриги. А ведь она была у Арнольда Шварценеггера, игравшего в «Бегущем человеке», по мотивам которого Невелдайн и Тейлор написали свой сценарий. С 80-х годов представления о будущем слегка поменялись, и теперь зэки-смертники убивают друг друга не в телешоу, а в онлайн-игре «Убийцы», а их мозгами, напичканными наноклетками, управляют геймеры.
Владелец Кейбла, героя Джерарда Батлера, — 17-летний Саймон, и то, что Кейбл регулярно выигрывает бои, уничтожая соперников, делает Саймона суперзвездой: девушки норовят показаться перед ним топлес, чтобы перекупить Кейбла, другие жестокие зрители шлют восхищенные письма. Чуть менее жестокие зрители увлечены другой игрой под названием «Общество» — например, женой Тиллмана (так звали Кейбла до заточения в тюрьму) управляет страдающий ожирением потный инвалид, заставляя её танцевать и заниматься сексом.
Создавший обе игры злодей Касл служит основательной подпоркой для антиутопии с хеппи-эндом. Майкл С. Холл сыграл его отлично, добавив тщательно выверенную дозу опереточности, а режиссерам удалось пробить вставной эстрадный номер, в котором Касл поет и танцует среди накачанных убийц, прищелкивая пальцами. Это второй эпизод в «адреналиновом» стиле: в первом Тиллман выпьет фляжку водки, а потом заправит машину двумя своеобразными, но единственно возможными на тот момент способами.
Конечно, свободные Невелдайн и Тейлор сделали бы гораздо больше. Но то, что получилось в результате, наводит на мысли о том, что не надо бояться будущего, не надо страшиться онлайн-игр, в которых одни будут платить и управлять, а другие — делать то, что им приказали. Пример «Геймера» доказывает, что это все уже давно происходит, причем без всяких нанотехнологий.
Сергеева Жанна
На игре
Итоги
У авторов "Геймера" Марка Невелдайна и Брайана Тейлора не богатый, но весьма колоритный профайл. Эти друзья не разлей вода успели за свою короткую пока биографию поработать операторами, специалистами по спецэффектам на чужих проектах и поставить собственное кино. Суперэстетская и совсем недорогая боевая дилогия "Адреналин" собрала внушительные деньги в мировом прокате и прослыла среди ценителей жанра культовой. Неудивительно, что канадская компания Lionsgate, занимающаяся производством арт-хаусных мини-блокбастеров, на сей раз решила вложить в них больше, чем раньше: "Адреналин" стоил около 12 миллионов долларов, "Геймер", поговаривают, более 25 миллионов.
По сюжету бывший солдат Кейбл (Джерард Батлер), приговоренный к смерти за убийство сослуживца, посредством хитрых нанотехнологий становится персонажем компьютерной игры "Убийцы". Герои этого жестокого зрелища отстреливают друг друга без разбора. Выстоишь 30 уровней - получишь свободу в реале, погибнешь - умрешь по-настоящему. Кровавым месивом, раскрученным при активной поддержке СМИ, упивается весь мир. А его создатель гений Кастл, которого сыграл блистательный Майкл Си Холл ("Декстер" из одноименного сериала), имеет на свое детище другие виды, кроме финансовых. Он мечтает загрузить в свою игровую сеть все население земного шара и поработить его. Сумасшедшему разработчику противостоят свободолюбивые хакеры и бывалый Кейбл.
Для Невелдайна и Тейлора "Геймер" - переход на новый игровой/авторский уровень. Выражаясь пользовательским языком, "Адреналин" проходил по разряду изысканного Beat-'Em-Up (замочи всех), а "Геймер" - sci-fi shooter (фантастическая стрелялка) с элементами антиутопии. То есть штука более продвинутая и красивая. Тут тебе помимо эффектных перестрелок совершенно фантастические игры в постмодернизм. Сцена, в которой команда грязных убийц и насильников, управляемая компьютерной программой, начинает танцевать и петь глубоким синатровским баритоном I`ve Got You Under My Skin, щекочет нервы посильнее любой кровавой схватки. А для полноты картины авторы набросали еще и умных месседжей: о феномене игровой зависимости, бесконтрольном развитии технологий и отупляющем воздействии массмедиа. У нас в России "Геймер" так и вовсе смотрится крамолой, ведь по сюжету все зло в будущем от нанотехнологий. К слову, Невелдайн и Тейлор спутали карты отечественному режиссеру Павлу Санаеву: говорят, автору фильма про русских компьютерных игроков пришлось менять название своих "Геймеров" - теперь его лента выйдет в российский прокат под именем "На игре". Однако и американцы остались от "Геймера" в некотором замешательстве: по мнению критиков, авторы свалили в одну кучу серьезные вопросы современности, не дав им развития. Со своей стороны, вступимся за режиссеров. "Геймер" - всего лишь игра в актуальный кинематограф и дразнилка для интеллектуалов. Режиссеры лишь заикнулись о важном, а толкователи возвели картину в ранг злободневного, остросоциального высказывания. Такой вот получился для "Геймера" "аддон", дополнение к основному действу.
Стас Лобастов