"Ласковый май"
Название фильма: | Ласковый май |
|
|
Страна-производитель: | Россия | ||
Английский: | Ласковый май | ||
Жанр: | комедия / драма | ||
Режиссер: | Владимир Виноградов | ||
В ролях: | Вячеслав Манучаров (Андрей Разин), Сергей Романович (Юра Шатунов), Максим Литовченко (Сергей Кузнецов), Екатерина Федулова (Лиля), Инга Оболдина (Вероника Сергеевна), Петр Скворцов (Колян), Данила Чванов (Серега), Марина Орёл (Катенька), Екатерина Клепцин | ||
Год выпуска: | 2009 | ||
Наша оценка: | |||
Купить | |||
|
|
|
|||||||||||
Сюжет и комментарий
В 1985 году в Советском Союзе началась ПЕРЕСТРОЙКА и появилась группа "Ласковый май". На их концерты ломилась, от неразделенной любви к ним совершались самоубийства. Фигура Михаила Горбачева меркла в лучах славы создателя "Ласкового мая" — Андрея Разина.
Случайно сделанная фотография на пляже, где Андрей Разин, будучи ребенком, запечатлен с семьей Горбачевых, перевернула его судьбу. Именно с помощью этой фотографии он стал племянником Горбачева. Он заявил об этом не впрямую — так, намекнул, и ему мгновенно поверили. Функционеры всех рангов действовали без промедления: перед ним распахнулись двери телевидения и радио, советская эстрада легла к его ногам.
Разин ездил по всем детским домам Советского Союза в поисках одаренных детей для своих групп — двойников. "Ласковый май" гастролировал одновременно в нескольких городах, давая в день по 5-6 концертов.За все десять лет существования группы не было ни одного не проданного или сданного билета, каждый пятый житель СССР побывал на их концертах.
Прошло время, ушел Горбачев, развалился Советский Союз, прошла эпоха "Ласкового мая", но до сих пор, под современные аранжировки их песен, зажигают на дискотеках современные тинэйджеры.
История основана на реальных событиях.
"Май" цветет, Шатунов поет
Известия.RU
17 лет спустя после распада группы "Ласковый май" на экраны выходит фильм с тем же названием. Можно, наверное, было бы написать - "фильм об истории группы", но недолгое существование "Ласкового мая" обросло таким количеством легенд, что понять, где правда, а где вымысел, уже невозможно.
Картина режиссера Владимира Виноградова - это еще одна легенда. И есть подозрение, что весьма далекая от реальности. Уроженец города Кумертау Башкирской АССР Юрий Шатунов лишился матери, попал в детдом, затем в оренбургский интернат, где музыкальным кружком руководил человек по имени Сергей Кузнецов, сочинявший песни. Одну из них - "Белые розы" - Сергей и Юра записали на магнитофон. Запись разошлась за пределы Оренбурга и попала к Андрею Разину, тоже воспитаннику детдома. Он был уже вполне взрослым человеком и сразу понял, что назревает, как сказали бы сейчас, неслабый продюсерский проект. Тогда Разин еще не догадывался, что он - продюсер, но сознавал, что предприимчивости и изобретательности ему не занимать, и вовсю этими качествами пользовался. Он приехал в Оренбург (по одной из версий - с подложным удостоверением работника Минкульта), разыскал Шатунова, который в это время находился в бегах, и увез его вместе с Сергеем Кузнецовым в Москву. Потом зарегистрировал название "Ласковый май" и создал группу. По легенде, все участники "Ласкового мая" были сиротами. По слухам, часть ребят набрали из нормальных семей, что не помешало компании пробить сердца соотечественников так, как может пробить только сиротская песня. Перестройка бурлила в стране под звуки "Ласкового мая". Во всех городах гастролировали псевдо-"Маи" (многие из них были созданы самим Разиным), поющие те же песни под фонограмму. В начале 1992-го, ненадолго пережив СССР, группа распалась.
Это немногие факты, которые не оспариваются. Как и то, что Шатунов много лет спустя вернулся на сцену и теперь успешно выступает соло. Гастролирует по России, потом возвращается в Германию, где у него жена (русская) и сын. Не так давно отсудил у Разина 10 миллионов долларов (тот, говорят, особо не возражал) - именно эту сумму, как предполагается, руководитель группы недоплатил солисту за время их совместной концертной деятельности.
Но фильм "Ласковый май" не о Шатунове - душе и рекламном лице "Ласкового мая", он о его "пламенном моторе" - Андрее Разине. Первом советском музыкальном предпринимателе, официально заработавшем в нашем шоу-бизнесе миллион рублей (во всяком случае, официально возвестившем об этом), а еще - великом комбинаторе, выдававшем себя за племянника Горбачева и открывшем этой ложью немало дверей.
Разин в фильме (актер Слава Манучаров) - действительно абсолютнейший правнук Остапа Бендера, с той же неподражаемой смесью артистизма, цинизма, обаяния и наглости. История с использованием имени Горбачева рассказывается в картине долго и подробно. Появляется и сам Михаил Сергеевич - добродушнейший персонаж без выраженного портретного сходства и даже без знаменитого родимого пятна. Есть несколько смешных эпизодов про то, как Разин, имитируя голос генсека, звонит в "Останкино" и заставляет руководство советского телевидения плясать под свою дудку. Он обольщает женщин разных возрастов, но бросает их ради творчества. Группа же распадается не из-за внутренних дрязг, связанных в том числе и с финансовой стороной дела, а из-за того, что яркий и талантливый Разин не вписался в косную, советскую еще, систему - его попросту затравили.
Эту версию, конечно, можно оспорить. Можно указать авторам и на то, что Шатунов, которому в конце фильма должно быть 19, всю дорогу скачет по сцене 13-летним подростком. Но дело не в том, как выглядит на экране солист "Ласкового мая". Хуже, что авторы прошли мимо единственного, что могло бы - помимо названия - действительно заинтересовать многих наших соотечественников. Упустили возможность рассказать о времени, озвученном для миллионов людей характерным говорком генсека и песнями "Ласкового мая". Об уникальной эпохе, которая уже стала ретро, но еще не забылась. О нахлынувшей вдруг свободе, о первых деньгах и, как казалось, безграничных возможностях. Но этой истории в фильме нет. Есть худой, артистичный Андрей Разин, на которого сильно располневшему политику Андрею Александровичу Разину сейчас, наверное, приятно смотреть. Ради этого, похоже, и затевался фильм. Жаль, конечно: тщеславие этого человека могло бы реализоваться с большим размахом.
Лариса Юсипова
Белые розы не вянут
Новая газета
В широкий прокат вышел фильм режиссера-дебютанта в большом кино Владимира Виноградова «Ласковый май» о том, как молоды мы были и какую прекрасную чушь несли о белых розах и беззащитных шипах. Экранизация истории легендарной поп-группы четко отвечает запросам времени, когда ностальгия по советскому, а теперь уже и перестроечному ретро стала общим поветрием. Новые времена, не вызвавшие к жизни новых всенародных кумиров ни в музыке, ни в кино, охотно пользуются проверенными десятилетиями брендами.
Пока неясно, вошли ли песенки «Ласкового мая» в генофонд нации, но его уникальный взлет пока никто не переплюнул. Незамысловатые тексты цитируются до сих пор, на концерты Юрия Шатунова собираются стадионы; а детали жизнедеятельности великого комбинатора и манипулятора Андрея Разина — как фотографировался с Горбачевым, как выдавал себя за его племянника, как проник на телевидение, как поменял колхозный трактор на вагон кассет и распространял их в поездах, как ездил по детским домам, отбирал детей и создавал группы-двойники — кажется, не знает только тот, кто не умеет читать и в глаза не видал телевизор. Но в том-то и сила повальных гипнозов — им хочется подвергаться вновь и вновь.
На пресс-конференции, посвященной выходу фильма, Юрий Шатунов сказал, что история, рассказанная на экране, — всего лишь одна из версий того, что было в реальности. Можно только представить себе, что было в реальности. А скорей всего, представить нельзя — настолько страшной и грязной эта реальность была. Конец 80-х — начало 90-х, рюкзаки денег, которые Разин нес после концертов по темным переходам того же «Олимпийского», конкретные ребята с нешуточными стволами за поясом, поджидающие за углом, три подростка, попавшие из детдомовской нищеты в продюсерскую муштру, концертная гонка…
Все это создатели фильма с блистательной легкостью перевели в формат веселой игры, детской забавы, сладкой и гладкой, как леденец чупа-чупс. Идеальное братство, царящее в заброшенном Доме культуры, где живут, репетируют, пытаются проходить школьный курс и мило шалят участники группы. Добрый дядюшка Андрей Разин, справедливый, но не суровый, «отец солдатам», тоже большой шалун, для которого любая афера — фокус, трюк, щелк пальцами и — готово. Ни конфликтов, ни ссор, ни трений, ни труда, в конце концов. 13-летние подростки за 10 лет не меняются ни на йоту. Наезды комсомольских функционеров кажутся игрушечными происками сказочных злодеев. И вокруг — такая благодать. Конфетти, фейерверки, поклонницы. Даром, что на дворе конец 80-х и страну колбасит не по-детски. Ностальгия должна быть приятна во всех отношениях — в этом ее защитная живительная сила. Белые розы не вянут. Шипы беззащитны. Кумиры не стареют. Житие святых, да и только. Бывшим девочкам, сходившим с ума на концертах «Ласкового мая», понравится. Ведь с иллюзиями не расстаются.
Шумяцкая Ольга
Почем опиум для народа?
Газета "Труд"
Юрий Шатунов уже говорил, что в истории группы «Ласковый май», придуманной Еленой Райской и поставленной Владимиром Виноградовым, верны лишь имена героев. Поэтому истинные поклонники группы, если таковые ещё остались, ничего нового о кумирах не узнают. Зато те, кто автоматически начинает приплясывать, услышав первые аккорды «Седой ночи», будут делать это и на картине Виноградова — хотя бы потому, что она выдержана в той же стилистике и состоящий из шатуновских песен саундтрек звучит так, будто специально для нее написан.
О байопике здесь речь не идет: при написании сценария Райская вдохновлялась скорее плутовскими романами. Хваткий экс-детдомовец Андрей Разин (Вячеслав Манучаров) предстает реинкарнацией Бендера, а тем, кто сразу об это не догадается, режиссер даст дополнительные подсказки в виде то капитанской фуражки, то белого шарфа. Но с этими довольно пошлыми атрибутами (а будут ещё непременные дождь из купюр и объятия на фоне заката) Манучаров справляется замечательно, ловко демонстрируя то стальной взор, то медовую улыбку и придавая своему герою бездну обаяния.
Вообще можно сказать, что картина «Ласковый май» состоялась благодаря качественному кастингу — на одной ностальгии авторы бы не выехали. Владимир Стеклов в роли послушного председателя Гостелерадио, Горбачев в своеобразной трактовке Ивана Агапова, Дмитрий Блохин в роли хитрованского председателя колхоза «Красные Зори», произносящий редкой уморительности монолог, Сергей Романович, придавший своему Юре Шатунову особую сумрачную привлекательность, и Максим Литовченко, лихо сыгравший киномеханика, написавшего все хиты «Ласкового мая», — сумма приложенных ими усилий привела к тому, что в результате получилась очень симпатичная авантюрная комедия. Возможно, она и не имеет отношения к реальным обстоятельствам существования группы «Ласковый май», но что-то подсказывает, что в этом случае потребовался бы несколько иной жанр.
Голоса ностальгии
Юрий Шатунов, солист группы «Ласковый май»
«Я бы никогда не надел шортики»
— Я посмотрел фильм и был в меру удивлен, в меру расстроен, но в меру даже горд. Самое первое впечатление — это, конечно, отторжение. Во-первых, внешняя несхожесть и какие-то элементы одежды, которые я бы в жизни никогда не надел, например шортики. Поскольку я воспитывался в детдоме, мне приходилось рассчитывать только на себя, и у меня был достаточно богатый жизненный опыт, а герой Сережи Романовича, который сыграл меня в фильме, — это ребенок из хорошей семьи. Единственное, что было правдой, — слова моего героя, когда он свалился с мотоцикла: «Пошли вы все в ж:!" Это мое выражение, точно! Но в том, что касается Разина, я был просто поражен. Манучаров просто золотце, попал в «десятку». Ностальгия меня не мучает. Вспоминать и жить теми событиями сейчас уже глупо. Тогда же не было шоу-бизнеса, тогда была группа «Ласковый май». И тем более я не могу сказать, что достиг всего, о чем мечтал. Когда я приехал за границу и поработал с западными профессионалами, то понял, что ничего не умею. И это было очень хорошим стимулом. Сейчас я хочу закончить тур, записать пластинку и родить второго ребенка.
Андрей Разин, основатель «Ласкового мая»
«Бывало, что и по шее давал, звездную болезнь вышибал кулаками»
— Слава Манучаров, который играет меня в фильме, — это абсолютное, стопроцентное попадание, человек очень похожий на меня и внешне, и внутренне. Единственное, как продюсер я бы хотел чуть-чуть «подкрутить ему уши», чтобы он сильно не взлетел, потому что после этой роли можно заболеть звездной болезнью. Я довольно строгий руководитель, у меня всегда были суровые меры наказания — штрафы. А бывало, что и по шее давал, звездную болезнь вышибал кулаками. Хотелось бы и Славе по башке немного настучать, чтобы он был скромнее и лучше. Ведь, сыграв Разина, он обречен на успех.
Мой личный опыт как продюсера — основываться не на деньгах, а на собственной интуиции. И я никогда не брал за основу каких-то известных людей и тем более детей известных людей. То, как человек поет и двигается, второстепенно. Я из любого человека могу сделать звезду. Я даже предложил НТВ: берите камеру, закидывайте меня в любой город, на любой вокзал. Я пролезу по всем канализациям и подвалам, соберу беспризорников, и вы посмотрите, что из этих детей будет через три месяца.
Но вот мои собственные дети не хотят быть музыкантами, говорят: «Папа, не может быть двух артистов Разиных». Старшему уже 23 года, и меня, честно говоря, немного пугает перспектива стать дедом. Я ведь пока ещё на сцене держусь, за это лето дал 68 концертов по Черноморскому побережью, стал абсолютным рекордсменом по гастролям. Обогнал даже Стаса Михайлова и Филиппа Киркорова. (Смеется.)
Я абсолютно счастливый человек. Я родился 15 сентября 1963 года, а 15 сентября 1863 года родился Станиславский. А ведь как говорили? Гении рождаются один раз в 100 лет. В детстве я увидел фильм о том, как чистильщик обуви стал президентом США. И я подумал: неужели в нашей стране такое невозможно? Вот такая мечта у меня была в детстве. Сейчас могу спокойно умирать, потому что знаю: дело мое не умрет и я уже в истории. (Смеется.) И фильм «Ласковый май» может стать пособием для всех, кто стремится к своей мечте. А ещё я очень хочу передать огромнейший привет и сказать большое спасибо за поддержку читателям газеты «Труд». Однажды тогдашнему замминистра образования Кузнецову принесли кипу газетных статей и сказали: «Надо забирать у Разина детей. Он на них наживается, да ещё и издевается». Генрих Дмитриевич вытащил из стола газету «Труд» и сказал: «А вы знаете, есть газета, которая считает, что это не так». Поэтому для меня «Труд» — самая лучшая газета в мире, очень хорошая и правдивая.
Вячеслав Манучаров, исполнитель роли Андрея Разина
«Разин — первый Остап Бендер советского периода»
— Знаю, что на эту роль были отсмотрены более 400 человек, причем больших артистов. Можно что угодно говорить про то время, хаять его, но это наша родина. Группа «Ласковый май» — часть нашей великой и огромной страны. И вычеркнуть это нельзя. В наши задачи не входило снять пародию, да и фильм, в принципе, не о группе «Ласковый май». Фильм о людях, которые пришли к своей мечте. С Разиным мы познакомились уже после утверждения на роль. Никаких наставлений он мне не давал, только спросил: «Не боишься ли ты, что тебя разорвут наши фанаты после того, как выйдет этот фильм?» Разин интересен мне тем, что он очень неоднозначный человек, этакий первый Остап Бендер советского периода. Мне в нем очень импонируют его целеустремленность, та его звезда, до которой он дотянулся и которую схватил. Я и сам очень авантюрный человек. Да и лицедейство само по себе предполагает историю некоего обмана. Я каждый день иду на авантюры. Например, я иногда прохожу в театры без билета. (Смеется.) У меня есть удостоверение театральное, давно уже просроченное. Я его показываю, закрывая пальцем год, улыбаюсь и прохожу.
Cергеева Жанна
Фильм о судьбе культовой группы "Ласковый май" выходит в прокат
РИА "Новости"
Картина, посвященная истории становления и феномена культовой группы "Ласковый май", выходит в четверг в российский прокат.
В основу фильма Владимира Виноградова легла судьба создателя коллектива Андрея Разина. Он прошел путь от воспитанника детского дома до депутата парламента. И всего добился сам, не имея ни денег, ни родственных связей.
Однажды Разин, всегда мечтавший о славе, случайно услышал самодельную запись Юры Шатунова и понял, что это его шанс. В детском доме под Оренбургом Разин разыскал 13-летнего Шатунова и его покровителя, композитора и киномеханика Сергея Кузнецова. Разин решил создать группу и, подобрав еще несколько талантливых мальчиков-сирот, перевел их всех в московский детский дом.
В Москве, называясь племянником Горбачева, Разин получил в свое распоряжение заброшенный Дом Культуры. Там проходили репетиции группы. Когда они записали свой первый альбом, стал вопрос о "раскрутке". Денег на нее не было, и Разин придумал раздать кассеты с записью песен "Ласкового мая" проводникам поездов. Через две недели эти песни пела вся страна. Группе посыпались приглашения на концерты из разных городов. Часто приглашения из разных уголков СССР совпадали по срокам, а заработать хотелось все деньги, и тогда Разин создал группы-двойники, которые "пели" под фонограмму.
Но успех всегда привлекает тех, кто хочет урвать и свой кусок от чужого пирога. В начале 90-х на группу началась настоящая травля, и в 1991 году "Ласковый май" прекратил свое существование.
Роль Андрея Разина исполнил Вячеслав Манучаров ("Последний вагон" 2009, "Отблески" (сериал) 2009, "Анна Каренина" 2009, "Адъютанты любви" (сериал) 2005, "Похитители книг" 2003, "Русский ковчег" 2002). Юру Шатунова сыграл молодой актер Сергей Романович.
Также в картине снялись Людмила Зайцева, Виктор Вержбицкий, Инга Стрелкова-Оболдина, Владимир Стеклов, Раиса Рязанова и другие.
Обласкали и замаячили
Газета "Труд"
На экраны выходит первый в своем роде для нашей страны фильм — художественная картина о взлете и падении группы «Ласковый май». На западе подобный киножанр (музыкальный байопик) более чем распространен. Там дело дошло даже до проникновенных фильмов о фирмах грамзаписи и радиостанциях. У нас же в этой области до последнего времени было тихо.
И не то чтобы не хватает героев для подобных картин — какие могучие фильмы можно было бы снять о Высоцком, Цое, Северном… Не хватает, видимо, смелости. Все-таки потревожить образ народного кумира страшно.
«Ласковый май» же — это гениальный вариант. Здесь никто не пострадал, все выиграли. Ну, может быть, только Михаилу Горбачеву станет не по себе — уж слишком получился похожим на Березовского.
Перестройка, вырвавшийся из подполья шоу-бизнес, жутковатый на вид, как ни разу в жизни не видавший солнечного света подвальный житель, опьяненный открывшимися возможностями. Миллионы советских школьниц, впервые получивших себе поп-кумиров по возрасту: не солидных эстрадных дядь и не «страшных» рокеров.
Сами герои повествования должны быть в восторге: несмотря на уже укрепившуюся ностальгию по 80-м, по-настоящему заново раскрутить тему «Ласкового мая» до сих пор так и не удалось. Возможно, теперь получится, пусть и в традиционном для нашего современного кино неуклюжем виде. Но ведь и «Белые розы» — это не «Мессия» Генделя.
Зато эта картина может вызвать повторную «ласковоманию», которую пока не спровоцировали ни сольные записи Шатунова, ни мемуары Андрея Разина.
Зайцев Александр
Белые розы, вечные грезы
Семен Кваша
В прокат выходит фильм "Ласковый май" — история одной группы, одного генсека и одной страны, которая распалась, распевая "Белые розы".
Редко, но бывает. Прослышав о том, что ставят фильм про "Ласковый май", ждали чучелко на тонких ножках, а получили кино. В сущности — стоуновский "Дорз", со всеми плюсами и минусами этого эпохального лубка, но без покойника и с просвечивающей эстетикой трэшевого перестроечного ТВ и чернушных фильмов, которые "Ласковому маю" только на пользу.
Детдомовец Андрей случайно оказался близок к семье Горбачева — познакомился с домработницей тогда еще не генсека и президента, а просто важного партийного чиновника. Горбачев оказался человеком добрым, детдомовец — тоже, но тщеславным сверх всякой меры. Парень всегда мечтал попасть на сцену, но карьера певца оказалась неудачной. И тогда он нашел певца Юру Шатунова и композитора, поэта, киномеханика, руководителя кружков самодеятельности Сергея Кузнецова, сочинив из них и из воздуха закипающей страны "Ласковый май", став одним из первых в стране продюсеров. Титанические усилия по раскрутке группы, подлоги, несколько классических афер, обезоруживающая улыбка и прозрачный намек на высокого покровителя, первый миллион, обезумевшие фанатки, клоны группы (в фильме их не очень много, по слухам счет шел чуть ли не на десятки) и роспуск "Ласкового мая" одновременно с распадом СССР. Разин — новый Великий комбинатор, Шатунов — подросток-бунтарь, которого заездили до полусмерти, предельная честность к своим, любые уловки к посторонним и вечная любовь в анамнезе. И столь же вечная тяга к сцене: Разин в фильме, как и в жизни, дико трогательно танцует на сцене, при этом не поет и не играет. Ему нужно просто быть в центре внимания.
К действительности все это не имеет никакого отношения. Действительность уныла и мрачна, в действительности не было предельно честных расчетов, вечной любви и, видимо, даже рассылки кассет в поездах дальнего следования — даже эту легенду сейчас опровергают. Сценарист фильма, извините, "Супертеща для неудачника" Елена Райская и сериальный режиссер Владимир Виноградов при помощи сериальных актеров и дебютантов выловили его из воздуха все еще растворенный в нем миф "Ласкового мая". А уж миф о нищих детдомовских мальчишках, которые погнались за мечтой и, гм, выиграли — он и вовсе вечен. Те, кто слышал, как слезные "Белые розы" неслись из каждой пацанской "девятки" с покуривающими утюгами в кожанках, тот согласится.
Впрочем, останься "Ласковый май" просто историей одной группы, фильм оказался бы ровно тем, чего ждали — очередной продюсерской попыткой съесть с одной ложки два горошка. Но у микрофона на сцене стоит не Юра Шатунов, а грязноватый, звонкий дух времени. И дело не в вареных джинсах, отвратительно старом кассетнике как источнике концертной фонограммы и не в засаленных трешницах. Дело в свободе — шальной и бессмысленной, которая позже обернется кровью и унижением, потом еще чем-то, а пока просто пузырится музыкой, одеждой, цветными сигаретами и возможностью быстро срубить лавэ.
Ну и музыка, конечно, свое дело делает. На премьере фильма песни "Ласкового мая" играла живая группа, с трубой, тромбоном и саксофоном. Трубачи внимательно смотрели в ноты и играли "Белые розы". Выглядело это оскорбительно: "Белые розы" огненными буквами выжжены в сердце каждого уже-не-советского человека. Что фильм и реакция на него на премьере еще раз доказали.
Жаль только Михаила Сергеевича. Он, кажется, так ничего не понял.
С сайта Фильм Ру
Последние комментарии к фильму: |
|
Автор | Сообщение |