"Приготовьтесь, будет громко"
Название фильма: | Приготовьтесь, будет громко |
|
|
Страна-производитель: | США | ||
Английский: | It Might Get Loud | ||
Жанр: | музыкальный / музыка / документальный | ||
Режиссер: | Дэвис Гуггенхайм | ||
В ролях: | Джимми Пэйдж, The Edge, Джек Уайт | ||
Год выпуска: | 2009 | ||
Наша оценка: | |||
Купить | |||
|
|
|
|||||||||||
Сюжет и комментарий
В кадре:
Три гитариста разных эпох — Джимми Пейдж, Эдж и Джек Уайт рассуждают о своих группах, карьерах, способах игры на гитаре, секретах ремесла и глубинах таланта. В конце они даже песенку споют.
За кадром:
Режиссер и продюсер Дэвис Гугенхайм работал в разных телесериалах, включая "Дэдвуд", "24", "Отряд" и "Скорая помощь". Кроме того он снял "Неудобную правду" вместе с Алом Гором, и это была одна из самых успешных документалок в истории.
Цитата
К пятнадцати годам я состоялся как гитарист. (Джимми Пейдж)
Это вам не панк-рок-нигилизм!
Независимая газета
«Приготовьтесь, будет громко» – кино документальное, а принадлежность к «узкому» жанру страшит. Отпугивает и якобы строгая ориентированность на «узкого» зрителя, того, что любит тяжелый рок. На деле выходит иначе. Документальность и роковость для продюсера Томаса Талла и режиссера Дэвиса Гуггенхайма – лишь пунктиром обозначенные оси координат, которые выполняют функции призрачного, но основательного каркаса, позволяющего и в узкоспециальном найти близкое каждому.
Документы: домашние видеозаписи, архивные фотографии, концертные репортажи и элементы непостановочного интервью задают необычный цветовой ряд, мешают сепию и грабаревскую лазурь, выходя в пронзительный ультрамарин. Камера лишена камерности, она если и задерживается на павильонных съемках, то лишь чтобы дать ощущение сцены, грохочущей и кипучей, или ощущение студии звукозаписи, куда, наоборот, не проникнет неприкаянный шорох. Большую же часть экранного времени камера путешествует по городам, заглядывает на берег моря, как бы показывая сопряженность электрогитары и окружающего, и тянет зрителя в этот мир через путаницу дорог и безграничность музыкального звука.
Именно документальный жанр помогает добиться желаемого эффекта – расширить географическое влияние американской мечты и незаметно вывести ее в ранг почти что одного из законов бытия. Того самого, который стал в Новом Свете настоящим поведенческим императивом: главное – стремиться, остальное приложится. Правда, из трех героев лишь один американец, двое других – англичане, но ничего, все сходится. «Приготовьтесь, будет громко» привел на одну площадку трех виртуозов игры на электрогитаре: Джимми Пейджа (Led Zeppelin), Эджа (U2) и Джека Уайта (The White Stripes). Из трех историй сумасшедшей любви к музыке складывается общая – о небоязни столкнуться с будущим и идти с ним в ногу.
Хотя навскидку все рассуждения о покорении бытия – размышления второго порядка. Первичным же, видимо, оказывается пристрастие Томаса Талла к рок-музыке, о котором тот рассказал как-то, беседуя с Дэвисом Гуггенхаймом. Талл думал о фильме. Не о рок-музыке вообще, а об электрогитаре и о том, какое влияние она оказала на общество в целом. Об особенных отношениях, которые возникают и разрастаются между музыкантом и его гитарой. О моментах, когда гитарист видит, что именно в этой гитаре «живут песни», когда ему становится мало шестиструнного пространства и приходится достраивать еще один гриф (тогда рождается длинная и феноменально успешная «Лестница в небо», которую радиостанции, несмотря на хронометраж-враг-эфира, до сих пор ставят в эфир). И брать в руки смычок, и устраивать прямо в гитаре особый микрофон, и не замечать в игровой сосредоточенности, как пальцы сбиваются в кровь.
Томас Талл не прогадал с режиссером для воплощения своего замысла. Дэвис Гуггенхайм оказался не только страстным поклонником электрогитары, но и чутким рассказчиком. Он не просто складирует в кадре известные лейблы и бренды (там действительно, как и положено, присутствуют Gibson, Polydor и т.д.), он прислушивается к своим героям, а они своенравны, и, коли уж говорят, что «людей не проведешь, люди чувствуют фальшь и легко распознают штампы», «это вам не панк-рок-нигилизм», важно «найти самобытное звучание для переложения каждодневных сюжетов», приходится и Гуггенхайму действовать сообразно. Для каждого он находит свою тональность, для одного черно-белую с оттенком исторической серьезности, для другого – простецкую, про то, как обивщик мебели становится музыкантом, третьего, самого молодого, заставляет вступить в диалог с самим собой.
Соединяя три истории, режиссер то убыстряет, то снова замедляет ритм, чтобы наконец устроить тройную музыкальную дуэль сначала на электрогитарах, а затем вернуться в акустику. Правда, пересерьезничать ему музыканты так и не позволяют. То один подтрунивает над ним, то другой. Потому что «фотография «Битлз» на стене – не столько дань моде, сколько руководство по прическам».
Виталий Нуриев
Пейдж, Эванс и Уайт сообразили на троих
Известия.RU
3 сентября в ограниченный российский прокат выйдет полнометражный документальный фильм "Приготовьтесь, будет громко" ("It might get loud") "оскароносного" режиссера Дэвиса Гуггенхайма - о взаимной любви к электрогитаре трех состоявшихся мужчин из разных поколений.
Зовут их Джимми Пейдж, Дэвид Эванс (он же Эдж) и Джек Уайт. Для западных меломанов, особенно поклонников групп Led Zeppelin, U2 и The White Stripes картина имеет архивно-прикладной и кайфово-прикольный характер. Для наших зрителей (музыкантов прежде всего) в ней найдется и нравоучительный аспект.
Своего "Оскара" Гуггенхайм получил несколько лет назад за документальную публицистику "Неудобная правда", где фигурировал штатовский экс-вице-президент Альберт Гор. Есть в коллекции этого режиссера и биографический фильм - "Обещание матери" о Бараке Обаме. В общем, с мелкокалиберными персонами Дэвис не работает. И проект "Приготовьтесь, будет громко", идею которого ему подкинул продюсер Томас Талл, это подтверждает. Для полуторачасового посвящения электрогитарной эре Гуггенхайм призвал трех разновозрастных звездных мастеров, годящихся и для разговора о преемственности в рок-н-ролле, и для поиска поколенческих различий.
Если бы Гуггенхайм просто сколлажировал фрагменты концертных съемок легендарных "цеппелинов", U2, The White Stripes и кадры с участниками этих групп в домашних интерьерах, продукт получился бы тривиальный, но все равно ходовой. Однако автор усложнил себе задачу. В легком по форме и монтажу фильме, где ключевой "фишкой" вроде бы являются застольный обмен мнениями и добродушный финальный джем-сейшен героев картины в голливудском съемочном павильоне, ему удалось ненавязчиво указать на схожесть историй и стремлений передовых рок-музыкантов любой эпохи. А также продемонстрировать определенную цикличность рок-истории.
Седовласый, лордоподобный Пейдж, живой классик жанра, не только приводит создателей фильма в свое чисто английское поместье в пригороде Лондона, куда мало кого допускает. Он также возвращает нас в период, когда электрогитара стала тотемом человечества, когда музыканты состязались в виртуозности и продолжительности своих соло, искали и находили вечные риффы, ставшие учебными для их последователей.
Сверстники Пейджа вглядывались в "глубь веков" - в их виниловых фонотеках хранятся пластинки темнокожих блюзменов "добитловской" поры. Джимми со стариковским блаженством показывает свою обширную коллекцию и ставит кое-что на проигрыватель. "Там все в миноре и против истеблишмента... Как им удавалось это исполнять?" - удивляется молодой Уайт.
Принимающий эстафету Пейджа Эдж олицетворяет время синтезированных звуков. Миру предлагается не столько новая музыка, сколько иной саунд. Для этого можно часами стоять в одиночестве на пустынном ирландском пляже с гитарой, дисторшеном, усилителем и искать свой звук - "облегчать" аккорды, добиваясь их предельной "чистоты", и "нагружать" простой гитарный ход сложными реверберациями.
В одном из эпизодов фильма под смех зала Эдж самоиронично показывает, как звучал бы один из известных риффов U2 в акустике. Получается плоско и однообразно. "А теперь смотрите, что происходит", - говорит Эдж и пропускает тот же рифф через "примочки". Далее кадры выступления U2 на переполненном стадионе. И понятно, откуда что берется.
За поколением Эджа наступает черед генерации Уайта, минимализирующей наследие "отцов и дедов", но возвращающей року первородную энергетику и честность - без глэмовых примесей. В сущности, Джек со товарищи готовы начать сначала. Они готовы к бескомпромиссности и даже к какой-нибудь революции. В эпоху материального изобилия и развитой индустрии музыкальных инструментов экс-пролетарий "обойщик" Уайт (не чета Пейджу - выпускнику художественного училища и почетному доктору университета Суррея) не прочь смастерить себе гитару из подручных средств, включая пустую бутылку из-под колы.
Именно он в кровь разобьет руку о струны (авторы уверяют, что не напоказ), исполняя одну из своих песен. А также попросит товарища смонтировать ему микрофон для губной гармошки с гитарной декой, чтобы его звук соответствовал его страсти. И неудивительно, что именно он, следуя в Голливуд на рандеву с мэтрами - Пейджем и Эджем, на вопрос: "Чем закончится эта встреча?" - шутливо отвечает: "Может, подеремся".
Но драться в "Приготовьтесь..." необязательно. У героев фильма разные родины, вкусы, поклонники, но одна любовь, один язык и один путь. Они легко понимают друг друга, когда берут гитары и начинают играть. "Сорри, я, кажется, взял не тот аккорд", - останавливается Эдж. "Я сыграл так, а тут нужно вот так", - показывает он точно так же, как получасом раньше показывал свои первые опыты, включив обычный старый кассетник. "Да, так лучше", - признает Пейдж, и кивком головы с ним соглашается Уайт. Джем продолжается...
Что касается нравоучений для российского пользования, то дело вот в чем. Я, сколько ни думал, не смог найти трех отечественных рок-звезд, которые с той же одержимостью смогли бы рассказать о романе с электрогитарой и звуком. Показать первую репетиционную "точку" (как Эдж) могли бы. Приоткрыть двери своего загородного дома и назвать, что слушали в молодости (как Пейдж), - тоже. Рассказать, на чем играли в детстве (как Уайт) и в какой знаменитой западной студии теперь записывают свои альбомы, - пожалуйста. Однако про постижение электрогитары и поиск звука, как правило (по опыту знаю), наши почти ничего не говорят. Ну, пусть хотя бы фильм Гуггенхайма посмотрят...
Какой же рокер без гитары...
Первые электрогитары для массового рынка произвела в 1931 году Electro String Company, образованная Полом Бартом, Джорджем Бьюшамом и Адольфом Рикенбакером. Будучи сделанными из алюминия, эти инструменты получили от музыкантов любовное прозвище "frying pans" ("сковородки"). Оказалось, что искажения звука, первоначально рассматривавшиеся как брак, могут рождать бесконечное количество ранее неведомых тембров.
22 февраля 1933 года Noelani Hawaiian Orchestra записал около десятка песен с использованием электрической steel-гитары, четыре из которых были выпущены двумя пластинками. Эту дату можно считать официальным днем рождения электрического гитарного звука. После этого электрическая гитара на несколько десятилетий стала важнейшим инструментом нескольких новых жанров - от гитарного попа до тяжелых форм метала и нойз-рока.
О том, кто из гитаристов первым перешел из акустики в "электричество", до сих пор идут споры. Претендентов на роль пионеров двое: техасский джазмен Эдди Дерхэм и Лес Пол (Лестер Уильям Полсфус), скончавшийся 13 августа сего года в возрасте 94 лет. В начале 1950-х годов в сотрудничестве с компанией Gibson Guitar Corporation Лес Пол изобрел ставшую легендарной гитару Gibson Les Paul, без которой был бы невозможен рок-н-ролл. До самого последнего времени ветеран продолжал играть по понедельникам в клубе Iridium Jazz Club на Бродвее.
Михаил Марголис