"Какраки"
Название фильма: | Какраки |
|
|
Страна-производитель: | Россия | ||
Английский: | Какраки | ||
Жанр: | мелодрама | ||
Режиссер: | Илья Демичев | ||
В ролях: | Михаил Ефремов, Ольга Сун, Сергей Колтаков, Наталья Вдовина, Елена Сафонова, Сергей Газаров, Александр Самойленко, Александр Баширов, Татьяна Кравченко | ||
Год выпуска: | 2009 | ||
Наша оценка: | |||
Купить | |||
|
|
|
|||||||||||
Сюжет и комментарий
"- Вы, когда-нибудь лобстеров ели? — А кто это? — Это как раки, только очень большие". Почему ему снятся такие странные сны? Когда-то Михал Михалыч (Михаил Ефремов) хотел стать поэтом, а стал чиновником. Теперь у него есть жизненный опыт, семья, деньги, статус, власть. Но нет ощущения детской радости, когда человек бывает счастлив только от того, что наступило утро или идет дождь. И вдруг он встречает Настю (Ольга Сун), которая никогда не ела "какраков"...
Писатель Владимир Сорокин назвал фильм "Какраки" классическим русским фильмом, в котором есть человек, свобода выбора, любовь и смерть.
Лобстер без панциря
Газета "Труд"
Картина режиссера-дебютанта, а также продюсера и ресторатора Ильи Демичева участвовала в «Неделе критики» Венецианского фестиваля и была там, по словам режиссера, встречена хорошо.
На фестивале «Окно в Европу», проходившем в Выборге, её тоже приняли недурно: вручили приз президента фестиваля и по итогам зрительского голосования присудили третье место в номинации «Выборгский счет». Можно предположить, что и среди венецианских, и среди выборгских зрителей были очень разные люди.
Но «Какраки» в принципе способны, хотя и частично, удовлетворить вкусы очень разных людей, начинаясь с эпизодов в духе перестроечных выпусков «Фитиля», но затем опираясь то на Чехова, то на Гоголя, то на Салтыкова-Щедрина. Главный демичевский герой, чиновник Михаил Михайлович Пономарев (Михаил Ефремов), тоже никак не может выбрать подходящее для себя жизненное направление и найти в нем смысл, и когда к нему приходит любовь в виде молоденькой продавщицы книжного магазина (Ольга Сун), он поочередно примеряет на себя роли то друга, то отца, не решаясь пойти дальше.
Но если метания героя для фильма всегда выигрышны, то метания режиссера — вряд ли, а Илья Демичев никак не может определиться с жанром. Из всех задаваемых рамок «Какраки» через некоторое время выбиваются, а с главного героя фокус иногда неожиданно смещается на второстепенных — по всей видимости, режиссеру было настолько интересно то, чем он занимался, что было просто трудно отказаться от каких-то вариантов, предоставляемых работой над фильмом.
Нецельность «Какраков», однако, не выглядит раздражающей — в основном благодаря актерам. У Ольги Сун (случайно ли, нет — не так важно) прекрасно получилась блеклая наивная девочка, произносящая слова так неотчетливо, будто в её горле застрял кусок сладкой ваты. Сергей Колтаков феерически сыграл пономаревского начальника, который страстно исполняет «Многая лета», танцует, нарядившись в костюм медведя, и слеза восхищения катится по его щеке, когда он, глядя на свежеприобретенные коричневые ботинки, повторяет: «Кожечка: Кожулечка».
А работа Михаила Ефремова, которому нечасто удается сыграть главную роль, в результате стала тем стержнем, на котором держится фильм. Так что в первую очередь «Какраки» (так в фильме называют лобстеров) — не карикатура на русское чиновничество, не история поздней любви, не рассказ об экзистенциальном вакууме, а возможность любоваться игрой Михаила Ефремова, не опасаясь, что через пару минут экран займут совсем другие люди.
Сергеева Жанна
Забытая мелодия для взятки
Новая газета
Фильм получил на Выборгском фестивале «Окно в Европу» сразу два приза — президентский и за дебют. Это свидетельствует о том, что мастера культуры по-прежнему пытаются усидеть на двух стульях сразу: зрительском и авторском. В результате не получается ни того, ни другого.
Михаил Михайлович — мужчина на излете четвертого десятка, чиновник средней руки, любит дорогую обувь и сливочную помадку, одевается в оливковые костюмы и томится смутными желаниями. Прекрасная девушка из книжного магазина, которая выглядит, как собственная прабабка — платье в духе 30-х годов, корзиночки из косичек, — напоминает ему о забытом чувстве любви. Ради нее он идет на очередное должностное преступление («Мама заболела! Нужна операция в Германии. Не найдется ли у вас случайно 50 тысяч евро?»), оказывается в камере-одиночке, читает «Шинель» и испускает дух на последней строчке.
«Какраки» — это такой зверь тянитолкай, которого погоняй — не погоняй, а он все равно скачет в разные стороны. «Что это за голова и чего в ней только не понапихано!» — говорил Савва Игнатьевич в «Покровских воротах». Понапихано немало. Тут вам и «Забытая мелодия для флейты» (разница лишь в том, что герой «Какраков» забыл мелодию своих юношеских стихов), и «Прохиндиада», и аллюзии к «Ревизору», и «Шинель», само собой, с темой маленького чиновнишки, и самого дурного пошиба мелодрама, и фарс, который, как авторы ни стараются, никак не войдет в смычку с трагедией, и куча нелепостей, и банальный до одури сюжет. Первую треть фильма не происходит решительно ничего, и даже блистательно исполненные Сергеем Колтаковым монологи не могут развеять некоторого недоумения: а в чем, собственно, дело? Вторую треть герой Михаила Ефремова, который играет, как дышит, водит по ресторанам девушку Настю (такой степени наивности, что не позавидует и клинический идиот). Наконец, в последней части — криминальной — нас ждет полное духовное перерождение героя на нарах. Посыл удивителен: герой, у которого «зелени» и без того полным-полна коробочка, берет очередную взятку внушительных размеров и сразу становится страдательным персонажем, потому что взял из благих побужде¬ний — чтобы девушке помочь. Так преступление походя оправдывается побуждением. Перестроечный пафос обличительства (а «Какраки» сильно напоминает перестроечное кино как темой, так и наспех и кривовато скроенными сценарием и режиссурой) плавно втекает в широкое русло оправдательства. И правда: и чиновник любить умеет, как же о нем, бедном, не замолвить слово. Ведь в России всё равно все воруют, так пусть хоть воруют с духовными исканиями и любящим сердцем.
Шумяцкая Ольга