"Щелкунчик и Крысиный король 3D"
Название фильма: | Щелкунчик и Крысиный король 3D |
|
|
Страна-производитель: | HCC Media Group, Великобритания | ||
Английский: | Nutcracker: The Untold Story | ||
Жанр: | приключения / экранизация / сказка | ||
Режиссер: | Андрей Кончаловский | ||
В ролях: | Эль Фаннинг, Чарли Роу, Джон Туртурро, Натан Лейн, Френсис де ла Тур, Юлия Высоцкая | ||
Год выпуска: | 2010 | ||
Наша оценка: | |||
Купить | |||
|
|
|
|||||||||||
Сюжет и комментарий
По сюжету фильма Маленькая Мэри — дочь богатых родителей. Она живет в огромном красивом доме, но чувствует себя одинокой. Брат Макс не упускает возможности подонимать сестру, а мать с отцом хоть и любят своих детей, но слишком заняты, чтобы уделять им достаточно внимания. Мэри не хватает общения с друзьями и, конечно, приключений.
И вот, накануне Рождества, когда сбываются самые невероятные мечты, дядюшка Альберт дарит племянникам игрушечный дом, в котором "живет" колоритная троица: шимпанзе Гилгуд, негритенок Стикс и клоун Тинкер. Но главный подарок, припасенный дядюшкой Альбертом специально для Мэри, — старинная и очень ценная кукла-щелкунчик.
Той же ночью воображение Мэри оживляет деревянную фигурку. Все происходит словно во сне: стоит девочке поверить, что Щелкунчик может говорить, и это происходит на самом деле. Так начинается удивительное путешествие Мэри в потрясающий мир, где рождественская елка вырастает до размеров небоскреба, все игрушки — живые и каждый, если захочет, может научиться летать.
А в это время город Щелкунчика уже захвачен Крысиным Королем и коварной Королевой-Матерью. Одержимый желанием "привнести немного серого в человеческие жизни, полные гнетущих ярких красок", Король построил всюду огромные печи и теперь сжигает в них отобранные у детей игрушки, чтобы заслонить дымом солнце.
Победить крысиную армию Щелкунчику и его друзьям будет непросто. Без помощи отважной Мэри им явно не обойтись...
Челюсти
На Рождество Макс и Мэри получают от дядюшки Альберта (Натан Лейн) замечательные подарки, в числе которых художественно оформленный инструмент для колки орехов - деревянная кукла-щелкунчик. Прозаический Макс пытается использовать куклу по назначению, но романтичная Мэри видит в Щелкунчике нечто большее, и ее ожидания сбываются.
Щелкунчик оживает, вырастает и начинает говорить истерически-писклявым голосом. Постепенно Мэри узнает ужасные подробности: ее игрушка – заколдованный принц, чью прекрасную страну захватили крысы. Главные враги принца – Крысиный король (Джон Туртурро, озвучивает Филипп Киркоров) и его мамаша, Крысиная королева (Фрэнсис Де ла Тур, озвучивает Алла Пугачева). При слабой моральной поддержке со стороны Снежной феи (мини-юбка, коньки, блестки, Юлия Высоцкая) Мэри, Щелкунчик и еще несколько оживших игрушек начинают компанию по дератизации волшебной страны.
Предположительно, действие происходит в Вене, на что указывает наличие в первых же кадрах доктора Фрейда, с которым мама Мэри (эстрадный макияж, дизайнерский наряд, Юлия Высоцкая), очевидно, уже консультировалась по поводу странных фантазий дочери. (Предполагается, вероятно, смех в зале). Но с тем же успехом Макс и Мэри могут жить, например, в Берлине, поскольку их дядюшка Альберт – не только седогрив и картав, но еще и талдычит что-то про теорию относительности. (Эйнштейн одновременно с Фрейдом в Вене не был, а родился в Германской империи, хотя создатели фильма, видимо, считают его австрийцем). Альберт читает детям лекции на музыку Чайковского, до разной степени узнаваемости обработанную Эдуардом Артемьевым.
Вообще, поют здесь много и охотно, но дурные тексты с обилием глагольных рифм нехорошую ситуацию лишь усугубляют. Истинное волшебство сказки Гофмана не передать в 3D; гигантская светящаяся ель, явившаяся Мэри то ли во сне, то ли наяву, напоминает, скорее, волосатое священное дерево из «Аватара». А попытка угодить сразу всей разновозрастной аудитории хороша в какой-нибудь социальной сатире типа «Шрэка», но не в сказке, полной чудес. Поэтому детские игрушки, которые крысы в нацистских касках сваливают горой для сжигания в печах, здесь выглядят кощунством, причем не очень умным.
Несомненная удача «Щелкунчика» - это, как ни странно, подзабытый дуэт Пугачева-Киркоров, звучащий здесь очень ярко и профессионально. Особенно удались сцены скандалов и выяснения отношений, а также отдельные фразы вроде «крысы бегут на шоу» и – вероятно, коронная в эстрадной среде - «пшел вон!».
Пишут, что замысел «Щелкунчика» зрел у Кончаловского 40 лет. Это, безусловно, немалый срок. За сорок лет, как известно из других, не менее увлекательных источников, можно успеть многое. Но у кого-то получится лишь переколоть кучу орехов.
Маша Вильямс, afisha.mail.ru
Коптят дымзаводы, бегут крысопсы
Денис Корсаков
Empire
Англоязычный "Щелкунчик" Кончаловского оказался этаким "Полярным экспрессом", который мог бы снять Тим Бертон по остаткам эскизов от своей "Алисы в стране чудес". Иными словами, получилось сказочно и красиво, но довольно холодно.
Красивый европейский город (вообще- то Вена, но вывески в этой Вене — на английском) первой четверти ХХ века. Впечатлительная девочка Мэри получает в подарок от слегка чокнутого дядюшки по имени Альберт (и по фамилии, надо думать, Эйнштейн) кукольный домик и Щелкунчика. Про последнего дядя сообщает, что его лучше называть NC (сокращение от английского Nutcracker) и что он на самом деле отважный герой.
Отойдя в сочельник ко сну, Мэри обнаруживает, что подаренный ей Щелкунчик — красивый мальчик-принц, обернувшийся деревяшкой из-за проклятья крысиной королевы. Его предназначение — не колоть грецкие орехи, а сражаться со злом, воплощенным в полчищах крыс, захвативших его родной город (Крысиный король боится солнца, и после вторжения в городе круглосуточно работают дымзаводы, сжигающие игрушки и закутывающие небо смогом). Еще Мэри выясняет, что в ветвях рождественской елки пляшут снежные вихри, живут феи и ангелы; что в захваченном крысиной армией городе летают удивительные вертолеты на ножках и бегают металлические яростные крысопсы; что вымысел гораздо увлекательней реальности, и только дурак или взрослый может эту мысль не оценить.
К 90-миллионному проекту Кончаловского можно предъявить немало претензий. Самое ужасное — что это мюзикл: персонажи то и дело начинают петь, и на каждом музыкальном номере, начиная с самого первого, где дядя Альберт исполняет арию про теорию относительности, от стыда хочется залезть под кресло. (То же чувство испытываешь, когда начинают петь герои "Романса о влюбленных"; все же, мюзикл не самый подходящий жанр для Кончаловского).
Антропоморфные крысы, оккупировавшие родной город принца, разумеется, напоминают фашистов, а кривляка злодей, Крысиный король, с его копной седых волос и неприятной мордочкой, напрямую скопирован с Энди Уорхола. В первой же своей сцене он убивает электрическим током огромную акулу в аквариуме и превращает ее в инсталляцию, которая является точной копией легендарной инсталляции Дэмиена Херста. Андрей Сергеевич явно не одобряет современное искусство, видя в нем сплошную мертвечину. Тут он в чем-то прав, беда лишь в том, что и его собственный фильм не отличается какой-то особенной живостью: в этой красивой картине много чудес, но мало магии.
Во время просмотра на память неизбежно приходит Тим Бертон (тем более, музыка его любимого композитора Дэнни Эльфмана всегда была чем-то схожа с музыкой Чайковского). "Щелкунчик..." более-менее может быть сопоставлен с бертоновской "Алисой в стране чудес": тут столько же отсебятины (иногда удачной, иногда сомнительной), такое же слегка лихорадочное развитие сюжета (действие скачет из подземелий в небеса и обратно). Но еще сильнее тянет сравнить "Щелкунчика..." с "Полярным экспрессом" Земекиса: это тоже рождественская история в 3D, и тоже не великий фильм, но все-таки там, в сцене, когда герои ждут появления Санта-Клауса, на минуту возникает волшебное, почти религиозное ощущение чуда — именно то, которого Кончаловский хочет и не может добиться.
На помощь режиссеру приходят детские глазенки: и Эль Фэннинг (Мэри), и Чарли Роу (принц) очень удачно выбраны. Хороши, чего уж там, Ричард И. Грант и Юлия Высоцкая (она играет мать Мэри и фею, которую не портит даже белый парик из сахарной ваты). Хорош сам Щелкунчик с его круглой деревянной мордочкой. А Алла Пугачева в русском дубляже очень неплохо произнесла все реплики Крысиной королевы. В ней всегда был заметен потенциал интересной характерной актрисы, который она в отсутствие нормальных режиссеров так толком и не раскрыла.
С сайта Филм Ру