"Три богатыря на дальних берегах"
Название фильма: | Три богатыря на дальних берегах |
|
|
Страна-производитель: | Россия | ||
Английский: | Три богатыря на дальних берегах | ||
Жанр: | анимационный / семейный | ||
Режиссер: | Константин Феоктистов | ||
В ролях: | Елизавета Боярская, Федор Бондарчук, Сергей Маковецкий | ||
Год выпуска: | 2012 | ||
Наша оценка: | |||
Купить | |||
|
|
||||||||
Сюжет и комментарий
На этот раз Алеша Попович, Добрыня Никитич и Илья Муромец, благодаря козням коварной Бабы Яги, оказываются за семью морями на необитаемом острове, на котором живут туземцы и страшный Гомума. В их отсутствие купец Колыван решают вместе с Бабой-Ягой захватить царство и забрать власть у князя Киевского. На помощь незадачливому правителю приходит конь Юлий, а также жены богатырей и их многочисленные родственники.
Словом, богатырей и зрителей ждут приключения на дальних берегах, обыкновенные и невероятные.
Горящий тур «Былина русская»
Число нежданных путешествий в последнее время зашкаливает. Но результат этих сказочных странствий абсолютно разный. Наша надежда на яркое будущее «Хоббита» в данный момент, вероятно, играет в загадки с Горлумом, и у неё есть слабый, но всё-таки шанс победить. А вот с богатырями всё более предсказуемо: если так пойдёт и дальше, богатырскую сагу спасут разве что школьные каникулы, когда дети требуют хлеба, зрелищ и мороженого. Хотя и в этом случае многие родители предпочтут оставить своих чад дома и показать им предыдущие фильмы из богатырской серии — благо было там много весёлого и интересного.
А что же с новыми богатырями?.. Такое впечатление, что их создатели торопились в отпуск или героев своих спешили отправить в какой-то дешёвый заокеанский тур, где всё включено, кроме сценария и фантазии. Есть, конечно, в этой скучной командировке, выдающей себя за весёлый отпуск, и хорошее. К примеру, чудесно озвученные персонажи: все актёры с удовольствием и исключительно искусно оживляют героев словом. Вот только самые выразительные голоса не сделают шутку смешнее, а сюжетный ход интереснее. Так и брошена целеустремлённая и мечтательная Баба Яга один на один со сном сценарного разума, рождающим сюжетных чудовищ: ошалевших огромных зайцев с гигантскими морковками. Эти ушастые терминаторы, крушащие древние церкви анимационного Киев-града, больше пугают своей нелепостью, чем сказочными возможностями двоих из ларца.
Ещё одним очевидным плюсом картины оказался её хронометраж: 65 минут — это настоящий новогодний подарок для любого, кто в кинотеатре занимается росписью сеансов. Да и зритель за час не успеет особо расстроиться, если ему что-то в картине не понравится. Только приготовится он увидеть на экране всё, что хотел знать о силушке богатырской, но боялся спросить, а тут уже и сказке конец, а кто слушал — молодец, что отдал честно заработанный рубль в копилку отечественной анимации.
Предыдущий фильм о былинных приключениях вышел два года назад. Конечно, «Иван царевич и серый волк», выпущенный в прошлом году, по стилю рисунка, сюжетным коллизиям и общему характеру шуток был похож на богатырскую трилогию как две капли воды, но всё же на создание новой истории о богатырях у авторов было много времени. И оно, очевидно, было потрачено не на попытку вновь украсить лицо былинной Киевской Руси ироничной улыбкой современности и не на то, чтобы придумать нечто захватывающее. По какой-то необъяснимой причине авторы уверовали в то, что для поддержания франшизы в добром здравии достаточно взять всё, что было раньше, изменив только финальные титры. Однако этого катастрофически мало для того, чтобы фильм был живым и остроумным. Любой картине нужна история. Без неё самые колоритные персонажи разбредутся по экрану блеклыми тенями.
Конечно, стоит признать, что для анимации два года — это практически конвейер. Но ведь студия «Мельница» не первый день вспахивает анимационную ниву, и создатели фильма могли рассчитать свои силы и придумать для богатырей что-то более интересное, чем вояж на далёкий остров, где живут «несчастные люди-дикари». И ведь у богатырской саги есть всё: зрительская любовь, собственное лицо сказки с отдельными современными деталями быта и говора, яркие главные герои, забавные второстепенные персонажи, хорошие актёры, всегда с радостью готовые подарить свои голоса анимационным героям. Всё это может и должно служить прочным фундаментом для многих серий, если к каждой из них писать хороший сценарий. В реалиях современного отечественного кино всё это — большая сила: почему было ею не воспользоваться?
Видимо, всё-таки не зря Питер Паркер родился в другой стране, потому что у нас, судя по всему, большая сила — большая безответственность. И очень безответственно не развивать старые замечательные идеи и не придумывать новые, превращаясь из мельницы анимационной — в ветряную, с которой теперь предстоит бороться зрителям. А им остаются бесконечные вопросы: почему вместо смешного — только забавное, зачем было отправлять богатырей за приключениями так далеко, если в гостях у дикарей их не ждало ничего, кроме одинокого местного чудовища, которому больше не хватало общения, чем борьбы с заморскими смельчаками.
Все персонажи выглядят не героями сказочной истории, а кажутся ряжеными, развлекающими публику на скорую руку придуманным капустником. Даже богатыри особо не участвуют в событиях; их роль почему-то свелась к скромному героическому камео. А славный киевский князь и его словоохотливый летописец Цезарь будто скрываются не от врагов, покусившихся на киевский престол, а от сценариста: они вроде бы готовы участвовать в сюжете, шутить, выпаливать запоминающиеся реплики, но сценарист с режиссёром упорствуют в своём желании сделать всех главных героев эпизодическими. И вот персонажам приходится играть в прятки со зрителем и собственной сказкой, которая напоминает сломанный калейдоскоп, а такая история ни мультипликационным героям, ни зрителям особой радости доставить не может.
Происходящее на экране похоже на капустник ещё и тем, что весь фильм — цепь «цирковых номеров» и гэгов на заданную тему: вот богатыри вступают в неравный бой с заколдованной бочкой, вот в коронах из фруктов общаются с дружелюбными туземцами; вот богатыри танцуют, а ещё недавно они так же бодро, почти в ритме танца, разбрасывали врагов князя где-то на границе сказки и истории; вот князя обливают по утру холодной водой; вот жёны богатырские вдруг начинают петь — их музыкальные эпизоды кажутся чуть ли не самыми вставными во всей этой былинной канители.
Кого действительно жалко, так это Бабу-Ягу: её живой и яркий характер заслуживал лучшего сценария, но она и в этой сложной для богатырской анимации ситуации делает всё, на что способна её колдовская натура. Во времена мультипликационной смуты, когда даже любимым богатырям уже не можешь сказать «моя прелесть», да пребудет с Бабой Ягой сила и избушка на курьих ножках!
Хочется верить, что в следующих своих фильмах студия «Мельница» всё-таки совершит такое долгожданное путешествие в мир выдумки и фантазии. Когда она гостила там, довольны были все: и зрители, и богатыри, и князь, и даже Змей Горыныч. А ведь никто не хочет расстраивать Горыныча, не так ли?.. Для отечественного предновогоднего проката вполне достаточно одного разбуженного дракона.
Любите кино.
Надежда ЗАВАРОВА. Кинокадр. ру