Несмелая и порой слишком «женская» попытка взглянуть на последние годы жизни принцессы Дианы хороша как мелодрама, но недостаточно плотна для байопика действительно значительной исторической личности
В 1995 году принцесса Диана оказалась перед непростым выбором: ее супруг принц Чарльз не скрывал своих любовных похождений на стороне, брак трещал по швам, но развод навсегда перечеркнул бы безоблачное королевское будущее молодой женщины. Непростое решение расстаться с супругом было обусловлено тем, что Диана впервые в жизни встретила мужчину, который ценил в ней человека, а не титул, – кардиохирурга Хасната Хана. На два года Диана погрузилась в полную страстей жизнь влюбленных, тайно встречающихся и открывающих для себя новый мир. И кто знает, каким был бы мир, не окажись самая известная в мире женщина в злополучном парижском такси августовской ночью 1997-го…
В процессе работы над фильмом Наоми Уоттс иногда приходилось менять по четыре парика за съемочный день
История принцессы Дианы – отнюдь не самая простая для экранизаций. В жизни этой женщины было столько событий с самым разным эмоциональным окрасом, что их с лихвой хватило бы для десятка других дам. Выбрать из череды взлетов и падений Дианы какой-то эпизод или период и посвятить ему фильм сложно, ведь каждый ее шаг был обусловлен тысячами внешних факторов – от правил этикета королевской семьи до преследования папарацци. Тем не менее создатели «Дианы» пошли на рискованный шаг, вычленив лишь одну из линий судьбы британской принцессы. Фильм охватывает всего два последние года ее жизни, при этом старательно фокусируясь на отношениях лишь с одним человеком.
Внутренние помещения Кенсингтонского дворца были воспроизведены по многочисленным фотографиям, а вот квартира Хана полностью «на совести» фантазии художников-декораторов
Такой выбор – скорее плюс для картины, но даже с этим жестко ограниченным сюжетом лента представляется иногда рваным набором фактов, а не стройным повествованием. Очевидно, связано это со старательным «вымарыванием» из жизни Дианы любых упоминаний о королевской семье. Нет, конечно, без упоминания «злобных Виндзоров» не обходится, но все эти проблемы, безусловно ключевые для понимания поступков принцессы, находятся где-то на далеком третьем или пятом плане, в кадре вы не увидите ни Чарльза, ни Елизавету, даже дети, которыми столь дорожила Леди Ди, лишь раз появляются в незначительном эпизоде, чтобы сразу пропасть из поля зрения. Причин такого подхода сразу две – авторы и продюсеры, с одной стороны, наверняка не хотели «раздражать» королевскую семью, которая сейчас снова не сходит с первых страниц таблоидов, как и двадцать лет назад. С другой же стороны, за режиссуру картины взялся немец Оливер Хиршбигель, который сразу объявил, что совершенно не является поклонником Дианы, мало что знает о ее жизни и внутреннем мире, а потому окажется идеальным сторонним наблюдателем с незамутненным взглядом.
Действительно, Диана Хиршбигеля – в первую очередь женщина. Она хоть и «испорчена» особым своим положением и повышенным вниманием к своей персоне, так же желает быть любимой, желает нравиться окружающим людям вообще и конкретному человеку в частности. То, что таким человеком стал доктор Хан, оказалось неожиданностью и для самой Дианы, поэтому их знакомство и первые шаги влюбленных получились самыми яркими в фильме. На этом этапе режиссер погружает героев в вязкую романтическую атмосферу, картина превращается в сладкий девичий ромком вроде «Как стать принцессой». Это несколько упрощает драматизм истории, и без того не слишком зубастый и отшлифованный до безукоризненного блеска. Слишком уж идеальной получилась Диана, слишком хорошим получился Хаснат, фильм вообще лишен отрицательных героев, агрессивна лишь среда, окружающая принцессу.