"Ледниковый период"
Название фильма: | Ледниковый период |
|
|
Страна-производитель: | США | ||
Английский: | Ice Age | ||
Жанр: | комедия / анимационный | ||
Режиссер: | Крис Уэдж | ||
В ролях: | В ролях: озвучание: Рэй Романо, Джон Легуизамо, Денис Лири, Горан Виснич, Джек Блэк, Седрик-развлекатель, Стивен Рут, Дидрих Бадер, Алан Тьюдик, Лорри Бэгли, Джейн Краковски, Крис Уэдж | ||
Год выпуска: | 2002 | ||
Наша оценка: | |||
Купить | |||
|
|
|
|||||||||||
Сюжет и комментарий
Земля двадцать тысяч лет тому назад. Удивительный доисторический мир переживает наступление Ледникового периода. Спасаясь от смертельного холода, обитатели Земли – как самые огромные, так и самые маленькие и медлительные – устремляются на юг. И только двое остаются в стороне от общего движения – мохнатый мамонт Манфред (или, дли близких, - Мэнни), бродяга, полагающийся на естественный ход вещей, и медлительный ленивец Сид. Вдвоем они находят потерявшегося человеческого детеныша и решают вернуть его родителям. Их спутником на нелегком пути становится зловещий саблезубый тигр Диего, напросившийся в компанию к Сиду и Мэнни, но кровожадно посматривающий на малыша.
Мэнни, Сид и Диего преодолевают множество препятствий. Они спасаются от лавин, сражаются со страшными чудовищами, мчатся по снежным мостам озера вулканической лавы, став самой лихой компанией Ледникового периода, да и всех последующих времен...
У мультипликационного цифрового фильма "Ледниковый период", снятого обладателем премии "Оскар" Крисом Уэджем, кассовые сборы первого уик-энда кинопроката в США были на 4 млн. долларов больше, чем у "Шрека".
Униженные и отмороженные
Георгий Дарахвелидзе
Фестивальная программа "Предпремьеры" дает возможность уже сейчас увидеть некоторые фильмы, которым только предстоит прокат в России. Подбор лент отличается большим разнообразием — программа составлена без следования какой-либо одной тематике или определенному направлению в кино (в отличие, скажем, от "АиФории" или "Экзотики"). К тому же фильмы были не отобраны конкретными людьми (как "8 1/2 фильмов" Петра Шепотинника), а предоставлены для показа на фестивале российскими прокатными компаниями. Таким образом, "Предпремьеры" — своеобразный кинорынок в миниатюре, в течение которого станет ясно, какие фильмы стоит выпускать на экраны страны, а какие — ограничить двумя-тремя показами и отправить прямиком на видео.
Типичный представитель второй из перечисленных групп — "В последний момент" Стивена Норрингтона, затерявшийся в мировом прокате: на данный момент нельзя найти точной даты его премьеры ни в одной стране мира. Это вполне закономерно: в отличие от успешного блокбастера 1998 года "Блэйд", новую картину этого режиссера сложно представить долгое время демонстрируемой в каком-нибудь большом кинотеатре. "В последний момент" — из разряда фильмов, не предназначенных для широкой аудитории.
Это история молодого парня Билли Берна, популярность которого была так велика, что его узнавал каждый встречный на улицах Лондона, где и разворачивается действие. В одночасье идиллия рухнула, и Билли начал опускаться все ниже — в мир подпольных ночных клубов, трущоб, бомжей и беспризорных детей. Постепенно он начинает переосмыслять свое существование, задумываться о том, насколько полезной и продуктивной была вся его предыдущая жизнь.
Фильм начинается с монолога главного героя, обращенного к зрителю. Проведя нехитрые математические умозаключения, Билли приходит к выводу, что люди часто не задумываются о том, что бессмысленно тратят свое драгоценное время. И задает вопрос: а что вы успели сделать за последнюю неделю? Этот мотив проходит через всю картину, но довольно специфическим способом: персонажи то и дело разражаются пространными речами о том, что нужно с умом использовать отведенный тебе срок. Боятся, что зритель внезапно забудет, о чем кино?
Проговаривать основные мысли в монологах героев — штамп, давно ставший образцом безвкусицы. Конечно, порой без этого никуда — например, когда нужно донести какие-нибудь истины до детской аудитории, никто не станет прятать их за сложными метафорами. Но "В последний момент" — недетское кино. Более того, своей маргинальной стилистикой фильм Норрингтона претендует на звание арт-хаусного, что сильно контрастирует с излишне прямолинейным способом его самовыражения.
Сама картина этой прямолинейности, похоже, не замечает. Она переполнена кадрами, которые вроде бы должны что-то означать, но на самом деле никакой логики в этом хаотическом наборе сцен нет. Вложив главные слова в уста персонажей, Норрингтон пытается обнаружить более сложный подтекст в стилистике съемки, тяготеющей к традициям Гая Ритчи и Даррена Аронофски. Но если изобразительный ряд у этих режиссеров осмыслен и четко обусловлен происходящими событиями, то у Норрингтона связь между фабулой и способом ее изложения практически отсутствует. Ускоренная и замедленная съемка, цветовые фильтры создают некоторое подобие атмосферы нереальности этого странного города, но выглядят не как продуманные технические приемы, а как желание показать себя. На просмотре ясно представляешь себе создателей картины, которые со словами "Вот здесь мы сделаем рапид, а в той сцене, пожалуй, дадим разлом кадра посередине" всерьез думают, что делают стильное кино. Но если в прошлый раз этот фокус удался — успешным "Блэйда" сделал в первую очередь его стиль, основанный на природе комикса — то данный сюжет вполне можно было рассказать и другим языком. Фильму от этого хуже бы не стало.
"В последний момент" в сравнении уступает всем картинам, с которыми вызывает ассоциации. Атмосферу низшего социального слоя, падения на самое дно гораздо лучше передавал "Реквием по мечте". Там же, у Аронофского, куда разумнее используется стиль клипового монтажа и люминесцентное освещение. Наконец, изуродованный бомж в черных лохмотьях в "Малхолланд Драйве" — глубокий образ, варьирующийся от хранителя непроницаемости определенных границ до властелина человеческих судеб. У Норрингтона тоже есть подобный персонаж, но фантазия режиссера не сумела наградить его чем-то большим, нежели "тик-так, время уходит". А насчет идеи о том, что нужно с пользой проводить каждую минуту своей жизни... Пересмотрите лучше "День сурка".
Если изложенных фактов недостаточно, чтобы убедить вас в том, что "В последний момент" заслуженно до сих пор не находит своего места в прокате, замечу еще кое-что. Существует тенденция приглашать на современные фестивали физически неприятное кино. Не буду перечислять имена режиссеров, нашедших свое "я" на этом сомнительном поприще, просто скажу, что "В последний момент", если посмотреть с этой точки зрения, — идеальный "фестивальный" фильм. Беспричинной жестокости, крови и выделений человеческого организма в нем предостаточно. Порой даже кажется, что отдельные сцены и персонажи были придуманы специально для того, чтобы вызвать отвращение у зрителя: дискотека уродов в подпольном ночном клубе, упомянутый бомж со струпьями на лице и некое отдаленное подобие собаки (без шерсти), впивающейся в шеи противников своего хозяина. Остается надеяться, что за предпремьерой не последует премьеры — в широком прокате такому кино и вправду не место.
На каждом фестивале у зрителя должна быть возможность хоть как-то очнуться после просмотра подобных фильмов. Московский фестиваль такую возможность предоставляет: в число его участников входит не только элитарное кино и разная экзотика, но и традиционный мейнстрим. В этом году он представлен несколькими картинами, и, чтобы вернуть свое самочувствие в нормальное русло, сходив на фильм Норрингтона, нужно было бежать за билетами на один из немногочисленных сеансов "Ледникового периода". Этот новый компьютерный мультфильм студии "ХХ век Фокс" — сильнодействующее противоядие от отрицательных впечатлений на фестивале.
Двадцать тысяч лет назад на Земле началось тотальное похолодание. Чтобы спастись от неминуемой гибели, все живые существа отправились в более теплые края. Задержались лишь немногие. Мамонт Мэнни вернулся, чтобы найти свою семью. Ленивца Сида оставили спящим на дереве его более расторопные родственники. А стая саблезубых тигров ждала подходящего момента, чтобы наброситься на поселение первобытных людей, одевающихся в шкуры их собратьев. Вожак Сото приказал одному из своих подчиненных Диего доставить человеческого детеныша в целости и сохранности, но спасенного матерью ребенка нашли Мэнни и Сид и решили догнать людей. Диего, вызвавшийся в проводники, ведет друзей совсем в другую сторону...
Это так, для ознакомления в общих чертах. Потому что сюжет и главные персонажи — самое слабое звено "Ледникового периода". Дуэт мамонта и ленивца напоминает многочисленные парочки мультипликационных друзей вроде Тимона и Пумбы, а по характеру взаимоотношений и вовсе слово в слово повторяет прошлогодний шедевр анимации ("Мы? Запомни, ленивец, нет никаких "нас" — ничего не напоминает?). Диего, поначалу злобный и коварный, но впоследствии поддающийся чарам "волшебной силы дружбы" — также давно уже знакомый персонаж из диснеевских мультфильмов. Вторичность же сюжета — в пафосе, которого здесь чересчур много даже для мультика. Ну сколько можно воскрешать только что оплаканных героев?
Прелесть "Ледникового периода" в другом. В последнее время появляется все больше анимационных лент, построенных на противопоставлении мира выдуманных персонажей и мира обычных людей. Эффект здесь в огромном поле для пародии, потому что такие привычные для нас вещи обретают новый смысл среди игрушек, монстров, сказочных персонажей и вот теперь — доисторических животных. Вспомните хотя бы соревнование на звание "Лучшего пугателя" в "Корпорации монстров", так напоминающее традицию некоторых предприятий каждый месяц выбирать лучшего работника. Или совсем уж классический пример — прогулка по лесу с надутой лягушкой в "Шреке". В картине режиссеров Карлоса Салданы и Криса Уэджа таких эпизодов хоть отбавляй. Светофор в виде маленького кратера, извергающего красные и зеленые облачка. Желудь, передержанный на огне и превращающийся в попкорн. Джакузи — кипящий грязевой пруд. Стоунхендж, мимо которого проходят персонажи ("Современная архитектура... Долго ей не продержаться", — замечает Мэнни). И, наконец, потрясающе смешной эпизод с батальоном дронтов, играющих в американский футбол и оттачивающих мастерство тэквондо. "Отстоим стиль жизни дронтов!" — заявляют они перед тем, как уронить с огромной скалы последнюю самку. Пародийное противопоставление двух миров настолько велико, что люди в этом выдуманном мире словно специально сделаны авторами какими-то квадратными, нелепыми и к тому же неспособными к речевой деятельности. Фраза мамонта "Оставь этих гомосапиенсов — они все равно не умеют разговаривать" только подтверждает, что человеческие особи не подходят для разворачивающихся событий.
"Ледниковый период" не выделялся бы на фоне других мультфильмов, если бы его авторы не показали, что не только умеют работать с традиционными приемами компьютерной анимации и удачно использовать придуманные некогда юмористические схемы. Движущиеся наскальные рисунки, этакий мультфильм в мультфильме (только снятый в совершенно другом стиле) — доказательство разносторонних анимационных пристрастий режиссеров. Но еще больше запоминается небольшой, так сказать, сюжет в сюжете — история маленького зверька, который нашел желудь и не желает с ним расставаться. Она не связана с основным действием, но проходит через всю ленту, своей неординарностью заставляя забыть о диснеевских штампах и вызывая ностальгические ассоциации по классическим советским мультфильмам вроде "Крылья, ноги и хвосты". Несмотря на то, что снята эта история без единого слова, она все равно остается самым смешным, что есть в мультфильме.
Из представленных в "Предпремьерах" фильмов, "Ледниковый период" наверняка будет самым успешным в предстоящем прокате. Несмотря на некоторые недочеты, он все равно остается отличным развлечением для всей семьи и вызовет много положительных эмоций. Составить конкуренцию ему может разве что "Авалон" японца Мамору Осии — картина, развивающая модную "матричную" тему в своеобразном ключе. Такие же картины, как "В последний момент", заведомо обречены на провал. Не только из-за своей узкой направленности, но и потому, что даже заядлых любителей арт-хауса нельзя привлечь поддельной копией их любимого направления в кино.
С сайта Филм Ру
Самая дурацкая рецензия
К.Тарханова
День, когда вечером была премьера "Ледникового периода", не задался у автора этих строк с самого начала. На рынке автор забыл взять сдачу с двухсот рублей, потом больно порезал палец, потом кошка разбила очередную чашку, а мясорубка ясно дала понять, что индейку она не любит и филе молоть не будет. Пока мы боролись, прострелило поясницу. Вдобавок ко всему трижды завис компьютер при попытке открыть нужный, но конфликтный файл. Вырубилось электричество. В какой-то момент мелькнуло, что кто-то больше никогда не будет улыбаться. О, что за злобный навет на действительность! Жизнь оказалась столь прекрасна, что тут же отомстила.
На "Ледниковом периоде" стало смешно буквально с первого кадра. Ржешь полчаса без паузы и еще полчаса, дальше скулы заболевают, но все равно слабо подхихикиваешь до самого конца. А писать теперь что? Чем удивлять читателя? Тем, что для постановщика Криса Уэджа это всего вторая режиссерская работа? Ну и что? Талант все равно не спрячешь. Или бюджет у картины $ 60 млн, а собрала она на сегодня $ 360 млн? Что толку деньги считать, если они чужие? Но дело в том, что, когда поржал от души, то есть сполна, вспомнить потом совсем ничего не можешь. Это главный признак юмора. Если повторять или переводить, то уже несмешно.
Факт подтвержденный. Когда-то в детстве все умирали над каким-нибудь Джеромом К.Джеромом, и, кстати, "Ледниковый период" похож по сюжету на "Трое в лодке, не считая собаки". Мамонт, ленивец и саблезубый тигр путешествуют вместе с человеческим детенышем, и каждая мелочь — хохма. Даже белка с желудем напоминает пресловутую банку консервов, приобретшую в конце концов формат издевательской улыбки. Но как только Джерома однажды "перевели" на другой язык, экранизировали в трех сериях, пусть и с музыкой, и с Андреем Мироновым, получился тихий ужас. Как белка мельчайшей пакостью изуродовала планету, так малейший сбой ритма не оставил от "Троих в лодке" даже мокрого места.
Поэтому, может, вообще не надо разбираться с таким подарком, как наш американский сверстник Крис Уэдж. Это в чем-то нас извиняет. Прими, поблагодари. Заметь заодно, что компьютеры торжествуют, а мы на них и работаем. С компьютерной графикой не нужны никакие капризы звезд, плохие артисты и хорошая погода. Ничего, что портит кино извне, здесь не имеет места. Гораздо больше времени на то, чтобы делать, что хочется. Хочется уесть приятеля-зануду — ну, и нарисуй во льдах генеалогическое древо героического ленивца. Кроме того, все красиво очень. Проблем с упаданием в пропасть нет, а весь антураж, объемы и перспектива с каждым разом реальней. Эта вещь посильнее "Шрэка", хотя тот, разумеется, тоже смешной. Но там юмор больше культурный, а здесь — естественный, как природа.
Если такая рецензия вам не нравится — да, по юмору нам Уэджа не переплюнуть, нечего и пытаться. С другой стороны, кто-нибудь и на нем ни разу не улыбнулся. Люди разные, а нам еще с мясорубкой надо успеть поладить. У них там в Голливуде небось нет проблем с электричеством, а котлету куриную хочется каждому человеческому детенышу.
С сайта Филм Ру