"Легко ли быть молодым"
Название фильма: | Легко ли быть молодым |
|
|
Страна-производитель: | СССР | ||
Английский: | Vai viegli but jaunam? / Is It Easy to Be Young? | ||
Жанр: | документальный | ||
Режиссер: | Юрис Подниекс | ||
В ролях: | ... | ||
Год выпуска: | 1986 | ||
Наша оценка: | |||
Купить | |||
|
|
||||||||
Сюжет и комментарий
Фраза-символ периода взросления человека и проблем, этому времени сопутствующих. Режиссер посмел показать юное поколение советских людей таким, как оно есть. Со всеми наивными мечтаниями, проблемами и ошибками. Фильм стал первым документальным представителем одного из самых важных перестроечных жанров: "проблемного" фильма о молодежи. Наступает период поиска ответов на "вечные вопросы" и искательного заглядывания в глаза новому поколению. . Фильм был не только широко известен в СССР, но и закуплен телекомпаниями более чем 50 стран мира.
Молодость, как известно, не порок, она быстро проходит. Советские люди привыкли к тому, что молодой человек должен много трудиться, а в любом рабочем коллективе всегда есть человек, который возьмет на себя опеку над подрастающей сменой, поможет избежать ненужных синяков и шишек, даст четкие идеологические ориентиры. Словом, советское общество никогда не окажется в роли голого короля. А тут малоизвестный в Союзе латышский режиссер срывает с молодежи одежду благопристойности. Чего греха таить, не о том думают молодые. Им не космос грезится, и не ударная работа, а легкий и доступный секс, желательно без последствий, бутылочка портвейна, которую можно распить втихаря в подъезде, да так, чтобы никто не заметил. Возможность собираться стайкой, для того чтобы послушать песню под гитару или промыть косточки взрослым, которые давно забыли, что 15-20 лет назад они были точно такими же!
Подниекс старался жить на 10-15 лет вперед. Спрашивается, что он забыл на четвертом энергоблоке Чернобыльского атомного реактора? Некоторые бросали родные места, скитались по стране, лишь бы не «призвали» восстанавливать Чернобыльскую АЭС. А он лез в самое пекло с камерой. И в Афганистан, где свистели пули, Подниекс съездил. Ему хотелось самому посмотреть в глаза тем ребятам, которые завтра, не дай Бог, вернутся на родину в цинковых гробах. Что такое самопожертвование? Как нужно готовиться к нему? Не растворяется ли чувство долга в щемящей тоске по любимым, родным и близким, которые в эту трудную минуту могут поддержать разве что письмами...
Таким образом, идея фильма «Легко быть молодым?» вызревала не один год, а стала своеобразной квинтэссенцией всей творческой судьбы Юриса.
.И Подниекс приходит к пониманию через беспристрастность, т.к. первое качество документалиста - поставить камеру в нужном месте и включить в нужное время.
Например, в зале суда, где предъявляют обвинение одному из семи из ста провинившихся в погроме электрички. Минутный план полного цикла отчаяния, от неверия до смирения, был бы самым жестоким моментом фильма, если бы камера не дрожала от того, что снимает. Слёзы и истерика парня являются самым верным событием жизни, и дело не в тюрьме или том, что ему придётся пережить за решёткой, а в мгновенном повороте реальности, как будто сообщили о смерти родственника, и только наша невнимательность виновата в том, что такие события редкость.
Социальная напряжённость для Подниекса - лишь часть общего феномена жизни, поэтому в любой фразе допрашиваемого подростка есть указание на вневременность проблемы. Молодёжная атрибутика (рок-концерты, тунеядство, неформальность), впрочем, как и мораль того общества (порицание, осуждение, растерянность) сегодня кажутся наивными, отражают слабость предыдущего поколения, но концентрация сомнения уже перенесена в героя и не зависит от стороннего взгляда, пусть даже камеры режиссёра. А тогда в «правильную» советскую жизнь его фильм ворвался, как мощная струя свежего воздуха, показав, что не все гладко в стране Советов.