"Алые паруса"
Название фильма: | Алые паруса |
|
|
Страна-производитель: | СССР | ||
Английский: | Алые паруса | ||
Жанр: | мелодрама / экранизация | ||
Режиссер: | Александр Птушко | ||
В ролях: | Анастасия Вертинская, Василий Лановой, Лена Черемшанова, Саша Лупенко, Иван Переверзев, Сергей Мартинсон, Николай Волков-старший, Сергей Ромоданов, Олег Анофриев, Павел Волков, А. Хвыля, Григорий Шпигель, А. Орочко, А. Кончакова, Павел Массальский | ||
Год выпуска: | 1961 | ||
Наша оценка: | |||
Купить | |||
|
|||||
Сюжет и комментарий
Когда-то маленькой девочке Ассоль добрый путник предсказал, что она встретит и полюбит красивого юношу, который приплывет к ней на шхуне с красными парусами. Ассоль выросла. И однажды в бухту вошел корвет "Секрет" с красными парусами под командованием капитана Грея...
По мотивам повести Александра Грина. Ассоль, дочь старого моряка Лонгрена, вырезавшего из дерева замечательные игрушечные кораблики, мечтала о принце, который приплывет за ней, как обещал ей сказочник, на шхуне под алыми парусами. В реальности такое бывает, но редко, а вот в замечательной романтической фейерии такое произошло. В детстве я зачитывался этой книгой, а фильм мог пересматривать с удовольствием каждый раз, как его показывали по телевидению. Это хороший фильм. Его смотрят мои дети, и я уверен, будут смотреть и внуки. (М. Иванов)
Конец 1950-х — начало 1960-х — годы для отечественного кино переломные, принесли помимо прочего и увлечение романтическими фильмами. «Алые паруса» — один из первых. Известный мастер киносказки Александр Птушко лет двадцать мечтал экранизировать эту повесть-феерию Александра Грина. История про бедную девочку Ассоль, которой сказочник Эгль предсказал, что когда-нибудь за ней приплывет прекрасный принц на корабле с алыми парусами, давно стала нарицательной. Алые паруса — символом осуществленной мечты. Ассоль — образом вечной юности. Слова: «Чудеса надо делать своими руками», — девизом нескольких поколений. Как обычно, адресатом режиссера были дети, подростки. Адаптируя повесть для экрана и не рискнув во всем следовать Грину, с его наивно-возвышенными интонациями и таинственной атмосферой чудесного, составляющими главную прелесть его повествования, Птушко склонился скорее к театрализованной мелодраме, да еще ввел в сюжет героико-революционную линию (история с повстанцами, которых спасает Грей), что, к слову, вообще было характерно для романтических фильмов тех лет («Овод», «Вольный ветер», «Человек-амфибия»). Критики упрекали режиссера и за назидательность, и за некоторую опереточность, и за прямолинейность героев, их «приземленность». Но, несмотря ни на что, зрители, в том числе и взрослые, смотрели эту романтическую историю красивой любви с большим удовольствием: 22, 6 миллионов, посмотревших фильм в первый год — нешуточная цифра! Трогательный сюжет, красивые пейзажи (операторы Г. Цекавый и В. Якушев), причудливые декорации (улочки Лисса и Каперны — заслуга художника Левана Шенгелия). Сочная актерская игра — в фильме участвовали Сергей Мартинсон (угольщик Филипп), Иван Переверзев (Лонгрен), Николай Волков (Эгль), Олег Анофриев (Летика), Зоя Федорова (гувернантка). Но главное — свежая непосредственность актерской пары — популярного Василия Ланового, первого кинокрасавца тех лет, наделившего своего Грея благородной мужественностью и внутренней силой, и шестнадцатилетней дебютантки Анастасии Вертинской, хрупкой, грациозной, покорившей всех своим обаянием и нежностью (актерскую «школу» она прошла тут же, на съемках, работая под руководством опытнейшей Серафимы Бирман).