"Весна"
Название фильма: | Весна |
|
|
Страна-производитель: | СССР | ||
Английский: | Весна | ||
Жанр: | комедия | ||
Режиссер: | Григорий Александров | ||
В ролях: | Леонид Утесов, Любовь Орлова, Николай Коновалов, Николай Черкасов, Татьяна Гурецкая, Георгий Юматов, Валентина Телегина, Фаина Раневская, Василий Зайчиков, Рина Зеленая, Ростислав Плятт, Михаил Сидоркин, Борис Петкер | ||
Год выпуска: | 1947 | ||
Наша оценка: | |||
Купить | |||
|
|
||||||||
Сюжет и комментарий
Любовь Орлова в этой музыкальной комедии исполняет две роли - артистки оперетты Шатровой и ученой Никитиной, погруженной с головой в науку. Режиссер (Черкасов) приходит к ученой на работу в институт Солнца, чтобы ближе познакомиться с жизнью "отшельников", отрекшихся от всего земного. Она встречает их очень строго, утверждая, что не любит кино и "все эти штучки". Но затем обстоятельства складываются так, что Шатрова и Никитина меняются местами, и Никитина уже начинает вмешиваться в сценарий, заставляя режиссера придать образу советской ученой больше человечности и глубины. Режиссер соглашается с ней и вставляет в сценарий любовь, а от любви в сценарии до любви в реальной жизни один шаг... На этом столь знакомом для зрителя сюжетном ходе - "их поменяли местами" - и строится фильм. Несмотря на то, что прошло так много лет, смотрится картина с огромным удовольстием. Причем, нравится она и тем, кого в те годы и на свете не было. Очень хорош Ростислав Плятт в роли пройдохи-завхоза из института. А как блестяще сыграла свою роль подруги Никитиной Фаина Раневская! "Красота - это страшная сила!", - говорит она, примеряя шляпку. Эта сцена давно стала классикой. (Иванов М.)
Реальность фильмов Григория Александрова всегда испытывала влечение к театрализации, с одной стороны, к жанру — с другой. Музыкальная комедия и мелодрама стремились ужиться под одной крышей. Героями таких фильмов могли стать только музыкально одаренные актеры, либо актеры характерные, комические. Первые были талантливыми певцами, музыкантами, циркачами, вторые — их оппонентами просто по той причине, что не могли оценить чужой талант, но всегда стремились примазаться к чужой славе. В послевоенной картине «Весна» режиссер сохраняет исходную условность — делает фильм о кино, о съемках, о жизни киностудии. Он и усугубляет исходную условность, избрав сюжет двойников: профессор Никитина работает над проблемой использования солнечной энергии, актриса оперетты хочет стать киноактрисой, получить главную роль в новой постановке известного кинорежиссера. Волею обстоятельств две героини (обе роли сыграла Л. Орлова) вынуждены поменяться местами, оказываются в непривычной ситуации, влезают в чужую шкуру, чтобы не испортить задуманную игру, не навредить ближнему, сдержать данное слово. Подмена оказывается благотворной: синий чулок — Никитина — становится женственнее, дружелюбнее, легкомысленная Шатрова — серьезнее и умнее. Действие фильма развертывается в двух основных декорационных комплексах — в научном центре, где священнодействуют люди в белых халатах, и в павильонах, гримерных киностудии, где можно запросто встретить двух Гоголей и разрешить их спор, где снимается нечто патетическое оперно-балетное во славу Москвы, где актеры преображаются в исторических персонажей или в идеальных персонажей своего времени. И в том, и в другом комплексе главное — свет: свет солнца или юпитеров, под лучами которых мир становится прекраснее. Отсюда — гимническая, патетическая интонация фильма. Животворной стихией, поддерживающей бутафорски-пафосный стиль, становится комедийное, водевильное, характерное. Здесь приют наивных чудаков и хамоватых рвачей, здесь правят законы курьеза и недоразумений. Здесь правят бал Фаина Раневская и Ростислав Плятт, поведение которых стало нарицательным, а фразы их персонажей ушли в народ и вошли в язык. Скрепляющим раствором фильма стала музыка Исаака Дунаевского, мелодический дар которого превращал торжественное, патетическое в понятное всем и каждому, а в веселом, шутливом, песенном мелосе открывал то, что может служить человеку каждый день его трудной жизни.(Ирина Шилова)