Описание фильма

"Из жизни отдыхающих"   

Название фильма: Из жизни отдыхающих
Из жизни отдыхающих
Страна-производитель: СССР
Английский: Из жизни отдыхающих
Жанр: мелодрама
Режиссер: Николай Губенко
В ролях: Ролан Быков, Анатолий Солоницын, Георгий Бурков, Лидия Федосеева-Шукшина, Регимантас Адомайтис, Жанна Болотова, Филиппов Виктор, Эсадзе Резо, Херхеулидзе Михаил, Якобсон Тамара, Мария Виноградова
Год выпуска: 1980
Наша оценка:
Купить
 
сюжет и комментарии
фразы
 

Сюжет и комментарий

В одном из крымских домов отдыха, дождливой осенью, посреди бесконечных разговоров скучабщей публики  о здоровье, пересказов бытовых драм  и обязательного курортного флирта, зарождается любовь двух немолодых людей с уже сложившимися судьбами.одиноких и замкнутых, почти смирившихся со своим одиночеством (Ж.Болотова и Р.Адомайтис)…  Надо отметить , что эти отдыхающие принадлежат к тому социальному слою, представители которого получали путевки в Крым в самый «мертвый» сезон. Они надевают маски, с упоением разыгрывая представителей «высшего общества» - пестрый портрет публики дан в сатирических тонах,  и на этом фоне сдержанно-благородная пара влюбленных  смотрится подчеркнуто инородно.

    Прелесть этой картины в точнейшей передаче атмосферы и грустного, уютного очарования крымского курорта в несезонный октябрь. Удивительно удачно подобраны все персонажи, расписаны их разговоры - общение случайно сведенных вместе людей. Туман, дождь,  киношники снимают революционное кино с тачанкой, пустынные пляжи и причалы, одинокий шашлычник, "студент" просит пять рублей, чтобы добраться до дома.  Умная, горьковатая лента а какие типажи! Чего стоит один только повар из посольства (Бурков сыграл гениально), выдающий себя за дипломата!

  Фильм продолжает линию пронзительно-поэтической и грустной романтики  Губенко-режиссера, который привлекал   актеров, отнюдь не склонных к простой актерской стилистике. Критики отмечали цельность актерского ансамбля его фильмов.  Фильмы  Губенко совершенно лишены внешне выраженного общественно-политического темперамента, они - суть сборники его лирической поэзии. Все они музыкальны (в картине "Из жизни отдыхающих" это музыка одного из лучших композиторов - Исаака Шварца), в них поют и читают стихи.

    Русский отдых на водах был одним из консервативнейших жанров бытия, излюбленной мишенью наблюдательных драматургов.  Считалось, что для оживлениякартины следует заварить водевильную беготню с амурными обознатушками, пока не пришел Чехов и не убедил: не надо-не надо, и так хорошо. Ведь все его драмы на охоте и чайки на закате были не чем иным, как хроникой летних вакаций.   Революция не изменила ровным счетом ничего, а  с оттепельным удешевлением авиаперелетов отдых демократизировался окончательно и сохранился, каким был: кроссворды, процедуры, распускание перьев и ленивый поиск необязательных приключений.  Фильм "Из жизни отдыхающих" взбесил инстанции именно чеховской интонацией сгущенной пошлости и чуткого, сопереживательного презрения к соотечественникам.

  Это была центральная часть трилогии  режиссера Губенко о негромком человеческом достоинстве посреди осыпающихся курортных бельведеров – после "Подранков", но до "И жизнь, и слезы, и любовь". Серые, облупленные колоннады государственных богоугодных заведений – приюта, санатория и дома престарелых – стали для него постоянной декорацией, величественной руиной государственной заботы о человеке, деликатно отсылающей в досоветскую античность. Беззащитные и очень малосчастливые дети и старики обрамляли центральную и самую гнетущую часть композиции – беззащитных, ограниченных и оченьмалосчастливых взрослых на фоне серых волн осенней Ялты. Какие-то убогие, брошенные, чудовищно говорливые, рисованно томные, чрезмерно хохочущие, изо всех сил скрывающие свою неприкаянность, грошовой уют, скуку, маету. Полусветски зовущие друг друга по имени-отчеству на полдник и мальчишники-девишники – повар посольства, бригадир полеводов, женщина-математик, чья-то просто Жена, усталый хирург, в исполнении самых кухонно-народных артистов Союза – Буркова, Солоницына, Виноградовой и Федосеевой-Шукшиной. И среди всех один счастливый массовик Лисюткин, дивный тип взволнованного санаторного идиота с аккордеоном – Ролан Быков, одна из лучших второплановых ролей в советском кино. Филармонические цыгане, полуденный кефир, лихорадочное вечернее прихорашивание и бесконечные тары-бары о спандилезе, похудании, Риме, салатиках, темпераменте, датчанах, важности полноценного отдыхания, шамбрированном винце и о том, что все болезни – от нервов. И посреди этих пикейных кофточек и молодящихся мизантропов с расческой для лысины, среди "Эй, ромалэ!" для нашего дорогого гостя и дегустации массандровских вин "Солнце в бокале" медленно и осторожно переходят с "вы" на "ты" разочарованный доктор Алексей Сергеевич и дама с собачкой Надежда Андреевна, Жанна Болотова и Регимантас Адомайтис. Люди, которым легче вместе молчать, чем вместе болтать, не поддавшиеся соблазну сообща позлословить над окружающими, потому что все окружающие ровно тем и заняты от утренней пшенки до вечерних карт. Люди, у которых скорее всего ничего не будет потом, стесняющиеся этой ауры курортного романчика, но иногда решающиеся друг перед другом на чеховские монологи об уходящей в песок жизни и оскомине сбывшихся мечт. В туманное-седое утро отъезда расчувствованный Лисюткин в одиночестве играет на банкетном рояле. Сквозь сон, сквозь утренний туман просвечивают причальные фонари. Ремарка: "Море шумит".   

Обсуждение фильма

 

 

Главная страница
Новости
Фильмы по алфавиту
Фильмы по жанрам
Фразы из фильмов
Новинки сайта
Актеры
Афиши
Услуги
Загрузить
Регистрация
Форум
О проекте

#