"Никто не узнает"
|
Название фильма: |
Никто не узнает |
|
Страна-производитель: |
Япония-Афганистан |
Английский: |
Nobody Knows |
Жанр: |
драма |
Режиссер: |
Корэ-Эда Хирокадзу |
В ролях: |
Юя Ягира, Аю Китаура, Хиэи Кимура, Момоко Симидзу, Кан Ханаэ, Кадзуми Кусида |
Год выпуска: |
2004 |
Наша оценка: |
|
|
Купить |
|
Сюжет и комментарий
У Кейко четыре ребёнка (два мальчика и две девочки) от разных отцов. Но если Акира и Киоко уже близки к подростковому возрасту, то Сигеру и Юки ещё совсем дети. Кейко вселяется в новую квартиру, представляя хозяевам только старшего сына (Акиру), малышей они проносят в больших чемоданах, а Киоко приходит в дом поздно вечером. Если соседи узнают о существовании ещё одного сына и двух дочерей женщины, ей придётся искать новое жильё. А потому в доме действуют непреложные правила: на улицу может выходить только Акира, Киоко имеет право лишь заправлять бельём стоящую на балконе стиральную машинку, малыши Сигеру и Юки не при каких условиях не должны покидать квартиру. Не просто, но приходиться крутиться. Однажды Кейко уезжает, оставляя Акире деньги на оплату счетов и еду. Вернувшись через месяц и побыв с детьми несколько дней, она исчезнет навсегда, изредка присылая деньги по почте. 12-летнему сыну придётся взвалить на себя все тяготы и проблемы взрослой жизни, пытаясь прокормить своих младших сестёр и брата.
Любопытно, что, несмотря на кажущуюся драматургическую заданность фильма, он основан на реальных событиях. В 1988 году японские газеты поведали историю четырёх детей вынужденных в течение нескольких месяцев жить без присмотра взрослых. Уже тогда, 16 лет назад, у Хирокадзу появился замысел картины. За прошедшее время режиссёрское видение фильма менялось несколько раз, а в процессе съёмок сценарий переписывался неоднократно, оставляя при этом место для импровизаций, коих было очень много. Ведь главные роли в «Никто не узнает» исполняют дети. Ребёнок на съёмочной площадке это всегда бомба замедленного действия, неизвестно что он сделает в следующую секунду. С данной задачей Хирокадзу справился блестяще. Исполнитель роли Акиры Юя Ягира был награждён «Золотой ветвью» Каннского фестиваля за лучшее исполнение мужской роли. Случай уникальный. Режиссёру удалось не только заставить детей чувствовать себя в кадре свободно, но и проявить завидные актёрские способности. Акира не оттеняет остальных героев, скорее наоборот, именно на фоне маленьких Сигеру и Юки он превращается в наставника, хранителя очага, как в прямом, так и переносном смысле слова.
Режиссёр тщательно, досконально продумывая каждую деталь, выстраивает сложную систему издержек и противовесов. Квартира, заложниками которой, фактически, являются трое из ребят, постепенно превращается в символ детских страхов перед действительностью. Поняв, что мама уже не вернётся, Акира выводит брата и сестёр на улицу. Боязнь перед неведомым отступает, ведь самое страшное уже произошло. Старший сын хочет только одного – чтобы у его любимых малышей всё было хорошо. Он из последних сил тянет на себе тяжёлый груз ответственности за родных. Хирокадзу заставляет зрителя просто наблюдать, но не сопереживать героям. Местами эффект отстранения делает фильм слишком затянутым (хронометраж - 140 минут), но в целом оправдывает себя, поскольку в итоге не скатывается в напрашивающийся, исходя из сюжета, сентиментализм, а честно показывает все трудности.
Название картины – «Никто не узнает» - лучше всего передаёт атмосферу, царящую на экране. Жизнь четырёх детей показана здесь без надрыва и жалости. Несмотря на общий пессимистичный фон, ребятам удаётся находить в жизни свои маленькие радости, будь то конфеты или компьютерные игры. Не имея родителей, они были вынуждены строить своё счастье сами, как умеют. Эта задача изначально была обречена на провал, но попытаться всё же стоило. Свойственная азиатскому кинематографу созерцательность оборачивается здесь не простыми размышлениями о судьбе каждого отдельного человека поставленного в условия жёсткой необходимости. Длинные, часто повторяющиеся планы, ограниченное количество мест съёмки, немногословные герои – всё это инструментарий режиссёра, рискнувшего поднять вопросы (как в моральном, так и социальном смыслах) о которых принято молчать. Втиснув в фильм целый ряд болезненных для Японии тем, Хирокадзу остался верен первоначальному замыслу –
показать детство которого нет.
(с) Станислав Никулин
Обсуждение фильма