"Любовь и сигареты "
Название фильма: | Любовь и сигареты |
|
|
Страна-производитель: | США | ||
Английский: | Romance Cigarettes / Romance & Cigarettes | ||
Жанр: | комедия / мюзикл | ||
Режиссер: | Джон Туртурро | ||
В ролях: | Джеймс Гандольфини, Сьюзан Сарандон, Кейт Уинслет, Мэнди Мур, Мэри-Луиз Паркер, Кристофер Уокен, Эйда Туртурро, Стив Бушеми, Кумар Паллана, Эдди Иззард | ||
Год выпуска: | 2005 | ||
Наша оценка: | |||
Купить | |||
|
|
|
|||||||||||
Сюжет и комментарий
Ник (Джеймс Гандольфини) работает специалистом по постройке и ремонту металлических конструкций для мостов. Он женат на портнихе Китти (Сьюзан Сарандон), сочетающей в себе доброту и силу характера женщине, которая родила ему трех дочерей. Однажды Ник, ослепленный желанием, поддается порыву страсти и затевает пылкий роман с очаровательной шатенкой Тулой (Кейт Уинслет). Это конечно же осложняет его отношения с семьей, после чего подгулявшему муженьку приходится заново переосмыслить свою жизнь, чтобы найти путь назад - к тем, кого он по-настоящему любит.
Еще:
Пролетарский мюзикл про любвеобильного строителя мостов - режиссерская работа актера Дж. Туртурро, спродюсированная знаменитыми братьями Коэн. Несовершенное, но совершенно незабываемое кино. Туртурро производит " странный и восхитительный симбиоз нуаровой романтической комедии и музыкального фильма. В фильме звучат современные и классические песни таких знаковых музыкантов, как Джеймс Браун, Ник Кейв и Брюс Спрингстин в исполнении звезд Голливуда. "Любовь и сигареты" это вечная история о сексе и морали, рассказанная в ультрасовременной форме.
У круглоголового пролетария (Гандолфини) помимо прекрасной фамилии Мердер имеется нервическая жена-белошвейка (Сарандон), три дочери — красавица, рокерша и горемыка (Мур, Паркер и Туртурро), — а также полнокровная любовница (Уинслет), работающая в Agent Provocateur. Кроме того, у Мердера есть работа с философским подтекстом: он строитель мостов и потому постоянно болтается между небом и землей, ведя дискуссии на сексуальные темы с похожим на рассерженную крысу напарником (Бушеми). Вся эта гоп-компания поет песни, танцует, смеется и дышит душераздирающими совершенно страстями.
Жанр «Любви и сигарет» заявлен автором как «дикий мюзикл”. В течение просмотра мысли сменяются с космической скоростью, дыхания не хватает, чтобы хохотать, а циничный голос разума удивляется неприятным басом, как это кино вообще кто-то довел до экрана. Такое впечатление, что у Туртурро к моменту начала работы над фильмом в вечном противостоянии разума и чувств разум потерпел сокрушительное поражение, передав чувствам полный контроль над ситуацией. Вместо «пролетарской рок-оперы» (еще одно авторское название жанра картины) получилась маленькая империя страсти, феерия чувств.
Косячок и порнушка
Текст: К.Тарханова
Специфический иронический опус Джона Туртурро "Любовь и сигареты" /Romance & Cigarettes/ (2005) вряд ли найдет у нас столь фанатичную аудиторию, как в прошлом году в среде американских интеллектуалов. Это не значит, что у нас нет интеллектуалов, но у них нет столь естественной ностальгии по песенкам Хампердинка, Дженис Джоплин, Брюса Спрингстина и т.п., как на родине. Если есть ностальгия — она "протестная", мол, "были когда-то и мы рысаками", в гребаной совковой юности. Фильм, наоборот — не "протестный", а почвеннический такой, фундаменталистский для американских интеллектуалов в третьем поколении (дедушкина вышка, папина вышка, собственная). Туртурро в канун полтинника возвернулся к традициям тонкой иронии, понятной лишь узкому кругу, зато ткнувшей носом в "основополагающие ценности", которые никуда не делись.
У нас фильм в лучшем случае будет воспринят, как "высшая" версия недавнего американского "Киносвидания" /Date Movie/ (2006), не достигающая при этом давней европейской "Знакомой песни" /On connait la chanson/ (1997) Алена Рене. Поскольку поклонники двух этих опусов вообще не пересекаются, полным приколом "Любовь и сигареты" может стать лишь в индивидуальном порядке. "Аудитория" ругаться будет: на вульгарность, на плоскость, на беспонтовость. Подумаешь, бабе мужик изменил. Ну, попели. Погулял-погулял — вернулся. Опять попели. Много курил, заболел раком. Попели за здоровый образ жизни. Похоронили мужика. И что? Но на деле Туртурро за плоскостью "семейных ценностей" и "здорового образа жизни", которые, можно представить, как достали его в Америке, пытается разглядеть рациональное начало. Здесь принципиально, что действие происходит в неполиткорректной пролетарской среде, где никто не гонится за успехом и деньгами. Им это просто в голову не приходит. Как ни странно, в Америке такие еще есть. И вот пролетарии-то действительно начинают и выигрывают.
Роль мужика досталась Джеймсу Гандольфини, как молоко любимой женщины. Он толще телесериала, только это не "Клан Сопрано". Электросварщик он с напарником Стивом Бусеми, который тоже не в "Бешеных псах" /Reservoir Dogs/ (1992), но вроде старой песни Рыбникова ("А мы монтажники-высотники — да — и с высоты вам шлем превед"). Но, только с большевицкой прямотой издеваясь над собственным имиджем, только открыв в себе пролетариев умственного труда, оба способны естественно, безоглядно рифмовать "вагину" с "богиней" и возвести проблему обрезания в ранг философской. Бла-бла-бла, бла-бла-бла: "Ты сам-то обрезанный? — Ты что, это ж больно". Жену мужика играет Сьюзан Сарандон, отомстившая дурным голосом всем своим женам из "масел Лоренцо", "мачех" и "элизабеттаунов", подругу жены — Барбара Зукова, прошедшаяся по серьезке Розы Люксембург и прочих террористок из "нового немецкого кино". Наши девочки в платьицах белых дали четко понять, что их не возьмешь ни богом, ни любовью. Выживут, и с песнями, и это тоже философия — живучесть. Тут опять же существенно, что только в вечном и неизменном домохозяйстве с занятой солью у соседки любовь и бог знают свое место. Достойное, незаемное.
Можно долго говорить о трех дочерях мужика и жены, включая умственно отсталую (Аида Туртурро), и о философии молодости — уколоться и забыться. Она тоже достойно проведена через девичью поп-группу с солистом-отморозком. Но полную законченность ансамблю самодостаточных, счастливых и простых пролетарских типов придают все же Кейт Уинслет и Кристофер Уокен. Все, что они сотворили над собой, включая обтягивающее красное платье на проблеме лишнего веса, утопленницу Офелию и танец убийцы из ревности — это вершина вашей и нашей свободы. И, конечно, они отыгрывают не сюжетные ситуации, а концы собственного имиджа, доставшие их в живой жизни до подобных сюжетных ситуаций. Если бы эти двое не смогли отвязаться до такой степени, как Крачковская из "Двенадцати стульев" и Джигарханян в танго с Калягиным, фильм все-таки не избавился бы от упреков в вульгарности.
Писать эту рецензию трудно без идиотской улыбки на устах. Преувеличив покровы по самое не могу (песни, танцы, скабрезности, водевильные страсти, хор из мусорщиков у солистов с профориентацией), Туртурро тем самым быстро снял все покровы со своей жизнерадостности. Пить, курить и говорить надо учиться одновременно. Хороший секс неподсуден. Восемьдесят процентов мужиков любят полных женщин, остальные — очень полных. Юность — это возмездие. Денег нет. Денег нет в экзистенциальном смысле. Врачи — кающиеся грешники. Близость бывает только семейная, смерть — только случайная, печаль — только светлая, если не врать. Петь по утрам в сортире можно лишь выше скорости света. Слух о духовной смерти братьев Коэнов, спродюсировавших "Любовь и сигареты", следует считать преждевременным.
С сайта Филм Ру
«Две главные вещи, которые должен уметь настоящий мужик, – быть романтиком и прокурить свои мозги» («Любовь и сигареты», 2005)
Рабочий-мостостроитель Ник (Джеймс Гэндольфини) – настоящий мужик: он много курит и вполне романтичен. Ник пишет своей рыжеволосой возлюбленной Тьюле (Кейт Уинслет) записки в стихах, которые и находит в одно солнечное утро его жена Китти (Сьюзен Сарандон). С этого момента Китти объявляет Нику бойкот – и начинается фильм: два часа драк, скандалов, осквернения могил, философских бесед, танцев и песен, разнузданного секса, романтики и сигарет, сигарет, сигарет...
Режиссер и актер Джон Туртурро не только собрал в фильме звездный состав - кроме Джеймса Гэндольфини, Сьюзен Сарандон и Кейт Уинслет, в фильме играют Стив Бушеми, Кристофер Уокен, Мэнди Мур и целый ряд не менее популярных актеров, в числе которых, разумеется, и сам Туртурро, он еще и заставил их отчаянно кривляться, сквернословить, петь и танцевать кто во что горазд. В итоге получилось удивительное зрелище, которое критики назвали черной музыкальной комедией, а сам режиссер – «диким мюзиклом» и «пролетарской рок-оперой».
На экране все это выглядит действительно диковато: в самом начале фильма грузный немолодой строитель мостов Ник – «муж, отец и прелюбодей», с треском разоблаченный женой – в смятении выходит на улицу, где внезапно начинает петь и выплясывать в окружении кордебалета из мусорщиков. Его любовница Тьюла впервые появляется перед зрителями в ярко-красном откровенном платье (в том же платье несколько позже мы видим Китти предающейся любовным утехам на могиле Ника – правда, всего лишь в его кошмарном сне), танцуя зажигательную румбу в компании жгучих латиноамериканских красавцев. В то время как жена Ника Китти самозабвенно заливается в стиле «госпел» в сопровождении церковного хора, в ее семье происходят совсем не богоугодные вещи: одна из дочерей постигает таинства любви, другая выводит неистовое соло на гитаре, а муж ведет весьма откровенные телефонные беседы с любовницей... А когда кузен Бо, которого играет неподражаемый Кристофер Уокен, начинает рассказывать свою душераздирающую историю любви, измены и возмездия, в шоу оказываются вовлечены все окружающие – от официантки в кафе до полицейских, явившихся его арестовать.
Все актеры поют и танцуют, как могут, и зрелище это порой очень трогательное, порой – гомерически смешное, но оставить равнодушным, безусловно, оно не может никого. Тем не менее, несмотря на противоречивость чувств героев и вообще всю ту почти цирковую феерию, которая разворачивается перед зрителем, фильм рассказывает о простых и понятных всем вещах – о любви, ревности и верности, об обиде и ее преодолении, о дружбе и поддержке, о семье, жизни и смерти.
Женщины Ника - разные. Китти шьет свадебные платья и поет в церковном хоре, Тьюла продает провокационное нижнее белье и любит сексуальные эксперименты. Тьюла выглядит вызывающе, Китти держится как настоящая леди. Пожалуй, единственное, что их объединяет – цвет волос: обе женщины Ника рыжие. Но и «рыжесть» их неодинакова – благородный оттенок медных волос Китти резко контрастирует с огненной гривой Тьюлы.
«Рыжие очень чувствительны», - говорит Нику его друг и коллега Анджело (Стив Бушеми), и это правда: Тьюла бурно переживает их роман, а Китти не менее бурно - его измену. Китти не пытается вернуть «блудного мужа»: она оскорблена и не намерена мириться с ситуацией. В поисках душевного равновесия она бросается из крайности в крайность: то отправляется в церковь, то учиняет драку с разлучницей. А Ник разрывается между женой, которая родила ему трех дочерей и которую он продолжает нежно любить, и циничной любовницей, с которой он испытывает неизвестные доселе плотские наслаждения. Но настоящий романтик в итоге всегда выбирает любовь, пусть даже выбор этот иногда бывает сделан слишком поздно...
То, что фильм спродюсирован знаменитыми братьями Коэн, говорит о том, что, скорее всего, не стоит слишком уж всерьез относиться к провозглашаемым в нем идеям и ценностям. Это, безусловно, пародия – на американскую «задвинутость» на темах семьи, религии и здорового образа жизни, на жанр романтических комедий и музыкальных мелодрам, но, кроме того, это еще и самопародия – актеры с наслаждением валяют дурака, подчеркнуто противопоставляя себя своим же сыгранным ранее культовым ролям.
Но в жизни так часто оказываются рядом, а порой и перемешиваются смешное и грустное, пафосное и нелепое, романтическое и пошлое, возвышенное и приземленно-бытовое, что можно смело сделать вывод: «Любовь и сигареты» - фильм о жизни, прекрасной во всех своих проявлениях и оттого никогда не бывающей скучной.
Автор: Регина Новокщенная