"Игра с камнями "
|
Название фильма: |
Игра с камнями |
|
Страна-производитель: |
... |
Английский: |
A game with stones |
Жанр: |
драма |
Режиссер: |
... |
В ролях: |
... |
Год выпуска: |
1989 |
Наша оценка: |
|
|
Купить |
|
Сюжет и комментарий
Семь короткометражек разных лет (1965-1992) – документальные фрагменты поисков философского камня, затеянные пражским алхимиком кино в середине 60-х. Правда, до начала нулевых он добрался с нулевым результатом, но мрачному сказочнику и мизантропу, окидывающему мир безучастными глазами вещей, положительный результат ни к чему. Ян Шванкмайер уже почти полвека разбирает на запчасти массовую культуру, и в этой совсем не механической работе не знает себе равных. Инженерия сна, пропущенная через игольное ушко цивилизации, рождает взыскательных чудовищ. Поэт, нонконформист и философ Шванкмайер рисует планету вещей, где предметы жадно обживают мир человека. Вещный мир скалозуб и розовощек, как младенец со вставной челюстью, которого вскармливают не грудным молоком, а свежим мясом. Не случайно полено, выращенное Шванкмайером в одноименном фильме – прожорливый итог его творческих поисков, – было столь ненасытным. Шванкмайер давно ополчился на культ еды и с завидной регулярностью меняет местами пищу и принимающий ее организм – то куски мяса, охваченные любовным настроением, пускаются в пляс («Мясная любовь»), то человеки превращаются в машину для производства хот-догов («Еда»). Вообще любой культ, как атрибут цивилизации, вызывает у художника размашистую ярость. Вслед за культом еды Шванкмайер развенчивает и культ личности, правда, куда менее двусмысленно и изящно («Смерть сталинизма в Богемии»). Но не все человеческое чуждо Шванкмайеру – анимационный ролик к песне бывшего вокалиста The Stranglers Хью Корнуэлла «Другая сторона любви», выполненный Шванкмайером на заказ, уводит влюбленных в параллельный мир, счастливый, потому что далекий от благ цивилизации. Кроме героев песни Корнуэлла, кафкианское отчуждение свойственно всем очеловеченным персонажам Шванкмайера. Люди в его мире выполняют функции теней в царстве Аида – им уготована вечность без права переписки. Эта механика одушевленных туш кочует из новеллы в новеллу, раздуваясь в огромную метафору конца света, наступающего мгновенно без суда и следствия. Злокачественная опухоль появляется и растет под воздействием рентгена, которым Шванкмайер высвечивает самые невинные привычки – завтрак или пикник в любую секунду грозят обернуться апокалипсисом («Пикник с Вайсманом», «Еда»). И вместе с тем есть в ужасах Шванкмайера что-то инфантильное – как в детском фольклоре про черную-черную комнату. Парадоксально, но в этом кошмаре страшнее всего проснуться, обнаружив себя в светлой комнате с черной кошкой, свернувшейся клубочком в ногах.Настоящее издание – первый официальный сборник анимационных работ Шванкмайера, изданный в России.
Обсуждение фильма