"Американcкий друг "
|
Название фильма: |
Американcкий друг |
|
Страна-производитель: |
Франция/Германия |
Английский: |
Der amerikanische Freund |
Жанр: |
драма / экранизация |
Режиссер: |
Вим Вендерс |
В ролях: |
Бруно Ганц, Денис Хоппер, Лиза Кройцер, Жерар Блен. |
Год выпуска: |
1977 |
Наша оценка: |
|
|
Купить |
|
Сюжет и комментарий
Вендерс - один из тех режиссеров, чье творчество в 1970-х и 1980-х оживило находившуюся в застое немецкую киноиндустрию. Он, как и его коллега Райнер Вернер Фассбиндер, восхищался американским фильмом нуар, и его фильм "Американский друг", созданный по мотивам двух романов Патриции Хайсмит о Томе Рипли – «Ripley Under Ground» и «Ripley#39s Game» - неонуар, заставивший обратить на себя внимание. Главный герой фильма Джонатан Циммерманн (Бруно Ганц) – рамочник из Гамбурга (профессия необычная, но вполне подходящая для персонажа нуара) случайно знакомится с Томом Рипли (Деннис Хоппер), который торгует поддельными произведениями искусства (в жизни Хоппер увлекается живописью и коллекционирует картины), и связан с мафией. Судьба Циммерманна определена, когда он высокомерно отказывается пожать руку Рипли. Уязвленный Рипли, узнав, что у Циммерманна лейкемия, путем хитроумной комбинации убеждает его, что дни его сочтены. Сообщник Рипли предлагает Циммерману стать наемным убийцей, посулив за это большие деньги его семье, которая вскоре останется без кормильца. Джонатан, понимая, что обречен (медицинские анализы фальсифицируются), соглашается, и становится пешкой в большой игре Рипли.
Психология превращения обывателя в убийцу, изучению которой, в сущности, посвящен фильм, плотно соотносится с основной темой всех книг Патриции Хайсмит: любой человек способен на убийство и, более того, любого человека могут принять за убийцу. Однако Вендерс сознательно оголяет сюжет книги Хайсмит, фиксируя внимание зрителя на психологической трансформации одного человека – Циммерманна. Сюжетная линия с таинственными мафиози намеренно смазана и затуманена. Все остальные персонажи - и даже Рипли – психологически статичны. Том Рипли у Вендерса – это не столько персонаж, сколько символ нуара: американский «друг», щеголяющий в шляпе-стетсоне, живущий в неправдоподобно роскошном особняке, как две капли воды похожем на Белый дом, доморощенный философ и мошенник. Более того, Рипли у Вендерса – искуситель, испытывающий душу рамочника на прочность. Недаром отношения Рипли и Циммермана сродни отношениям Мефистофеля и Фауста, вплоть до мелочей: взять, к примеру, подарок Рипли Джонатану – калейдоскоп с полуголыми девушками, который Циммерман, примерный семьянин, человек с принципами и, в известном смысле, пуританин, все же принимает. Именно дьявольской сущностью Рипли в фильме Вендерса, возможно, объясняется и комичность его наряда (дьявол принимает человеческий облик и делает это нарочито карикатурно – нет ничего нелепей, чем ковбой на улицах Гамбурга). Рипли в «Американском друге» мимикрирует – тоже уловка дьявола – сливаясь с Циммерманом, становясь его тенью, прикидываясь человеком - изображая сомнения, слабость и даже дружескую поддержку. Единственное подлинное чувство Рипли – вполне дьявольское - непомерная гордыня. На вопрос Циммерманна, почему Рипли выбрал именно его на роль исполнителя в чьей-то игре, тот напоминает Циммерману об эпизоде на аукционе, когда он выказал пренебрежение, не ответив на рукопожатие, и якобы сказал: «Что за неприятный тип». «Только поэтому?» - поражается Циммерман. «А разве этого недостаточно?» - отвечает Рипли, вполне раскрывая этим свою дьявольскую сущность, равно как и одну из центральных концепций нуара: неверный шаг может перевернуть всю жизнь. Это оказывается достаточным мотивом, чтобы разрушить жизнь рамочника и в итоге обречь его на гибель. Циммерманна отличает полное неведение и незнание ситуации: он - игрушка в руках судьбы или чьих-то темных сил, тоже – тема нуара. Ниточки его жизни находятся в руках Рипли и другой инкарнации дьявола Мино (в исполнении режиссера Жерара Блена/ Gerard Blain): они дополняют и взаимозаменяют друг друга, словно разные воплощения князя Тьмы.
Вендерс создает тревожную медлительность нуара, подчас жертвуя насыщенностью сюжета во имя психологической глубины. Нарочитая неторопливость фильма оказывается предельно точно выбранным темпом, а цвет - с преобладанием черного, серого и коричневого – оптимально отражает фатальную неизбежность событий. Полутона, свойственные изобразительной палитре фильма, соотносятся с психологической обрисовкой персонажей, также выдержанных в полутонах: размытый, неявный облик зла гораздо более опасен, чем ясно зримое зло. Фильм Вендерса – это вариация на тему нуара в духе Томаса Манна и Германа Гессе, со скрытыми аллегориями: недаром в эпизодических ролях он снял двух знаменитых режиссеров классического нуара - Николаса Рэя (Nicholas Ray) в роли одноглазого художника Деруотта и Сэмюэла Фуллера (Samuel Fuller) в роли нью-йоркского порнографа с неизменной сигарой. Кроме этих двух гигантов жанра в «Американском друге» появляются другие режиссеры – Петер Лилиенталь (Peter Lilienthal), Даниэль Шмид (Daniel Schmid), Сэнди Уайтло (Sandy Whitelaw), Жан Эсташ (Jean Eustache) и сам Вендерс в роли очкастого мафиозо.
Георгий Толстяков, специально для «ДК»