"Битва на небесах "
|
Название фильма: |
Битва на небесах |
|
Страна-производитель: |
Франция/Мексика/Бель гия |
Английский: |
Batalla en el cielo |
Жанр: |
драма |
Режиссер: |
Карлос Рейгадас |
В ролях: |
Маркос Эрнандес, Анапола Мушкадиз, Берта Руиз, Давид Борнстейн |
Год выпуска: |
2005 |
Наша оценка: |
|
|
Купить |
|
Сюжет и комментарий
Главный скандал недавнего Каннского фестиваля критики ожидали именно от этого фильма, представлявшего в конкурсе мексиканский кинематограф. Публику подначивали и подзадоривали огромные постеры к фильму, изображающие обнаженное женское тело, плюс сведения, почерпнутые из интервью с режиссером Карлосом Рейгадасом, намекающие на обилие откровенных сексуальных сцен, граничащих с порнографией. Короче, в зале яблоку было не упасть. Публика долго рассаживалась и возбужденно гудела, пока не погрузилась во тьму. И вот тогда оно свершилось. На головы обрушилось кино невероятной энергетики, пригвождающее тела к спинкам кресел. Кино, которое пробивает на дрожь и оглушает. Кино радикальное, бескомпромиссное, предлагающее пройти скозь земной ад и подняться на небеса. Словом, то самое неудобное кино, которое ставит в тупик публику, ждущую от кинематографистов компромиссных решений и рафинированных красивостей. И вот когда это случилось, ответом на фильм стали свист и улюлюканье бывалой каннской публики. Эмоциональную реакциею в скором времени подкрепили ничтожные результаты журнальных рейтингов.
Удивительно, но создается твердое ощущение, что журналисты торопятся разделаться с фильмом, уязвленные его внешней аномальной формой. Они не считают нужным погрузиться в его подкорку, оглядеться и сообразить, что увиденное буквально возрождает из пепла магические шум и ярость грандиозной латиноамериканской культуры. С одной стороны «Битва в небесах» - кино абсолютно первородное. Оно демонстрирует отталкивающую плоть, потную, грязную, обнаженную не просто откровенно, а вызывающе настойчиво. Физиология и натурализм подкрепляет столь же необузданный, выходящий из-под контроля звуковой ряд. Шумы и музыка буквально разрывают экран своей пронзительной патетикой и мощью. То, что категорически противопоказано кино французскому или англо-саксонскому, для мексиканского фильма выглядит грандиозно и органично. Карлос Рейгадас стирает экспортный лейбл с уникального «магического реализма» и возвращается к его истокам.
С другой стороны картина невероятно культурна и живописна. Она впитала в себя все лучшее, чем по праву гордится культура латиноамериканского авангарда, всегда тяготевшего к эстетическим излишкам. Фильм обнаруживает несомненные параллели с мировой литературой, живописью, кино. В названии обыгрываются мотивы античной мифологии (по одной из версий «Битва в небесах» символизирует борьбу богов за право распоряжаться человеческими судьбами на земле. Впрочем, и на этом режиссер настаивает, трактовать название можно как угодно - оно открыто самым смелым и невероятным предположениям). Обнаженные туши героев могут вызывать в памяти имена голландского художника Рубенса и колумбийского примитивиста Бутеро. Визуальное пространство фильма живо напоминает то аскетичную скупость Бунюэля, то протяженные планы Тарковского, то агрессивный документализм бразильца Глаубера Роши.
«Битва в небесах» рассказывает традиционную историю греха и искупления, погруженную в контекст истовой животной веры – дремучей смеси католицизма и варварского мистицизма. В центре повествования человек, совершивший дурной поступок. Он на пару с женой тайком похищает то ли у своих друзей, то ли у своих соседей грудного ребенка в надежде получить за него выкуп. Но ребенок умирает. И хотя полиция не выходит на след похитителей, и раскаяние не обуревает героя, с ним происходят необратимые метаморфозы, неподвластные рациональному сознанию. Кажется, что мир обрушивается на него, давит и теснит его грузное тело, парализует его волю, вгоняет в состояние заторможенности и полной отключки от мирских будней. Здесь в помощь режиссеру приходит впечатляющий образ Мехико-сити – погруженный в духоту, бедность и грязь 20-миллионный муравейник, перенаселенный метрополис, напоминающий ад наяву. Он обуреваем брутальной грубостью и раздражительностью, давящими на барабанные перепонки руганью, визгом тормозов, молебнами пилигримов, ором стадиона, невыносимо громкой классической музыкой и пафосной медью гимна в стиле эль-марьячи.
Возвышенное у Карлоса Рейгадаса также представлено совершенно особым образом, кощунственным и завораживающим. Рай в фильме оказывается таким, каким видится главному герою – экстазом живой плоти, таинством орального секса. Тем не менее, как резонно замечает сам режиссер, «не стоит наивно полагать, что персонаж достигает небес, только потому, что ему отсасывают член».
Игорь Сукманов, специально для ДК (сайта "Другое кино")