Описание фильма

"Времена года"   

Название фильма: Времена года
Времена года
Страна-производитель: Франция, Турция
Английский: Iklimler
Жанр: драма
Режиссер: Нури Билге Джейлан
В ролях: Эбру Джейлан, Нури Билге Джейлан, Назан Кирилмис, Мехмет Эрийлмас
Год выпуска: 2005
Наша оценка:
Купить
 
сюжет и комментарии
интересно
 

Сюжет и комментарий

Человек создан, чтобы быть счастливым по простым причинам и быть несчастным по еще более простым – равно как он по простым причинам был рожден и умирает по еще более простым... Иса и Бахар – два одиноких существа, зависящих от перемен времен года в их внутренней жизни. Они гоняются за счастьем, которое им уже не принадлежит.

Иса и Бахар — два одиноких существа, зависящих от перемен времен года в их внутренней жизни. Они гоняются за счастьем, которое им уже не принадлежит...  В предыдущей картине режиссер цитировал Тарковского, "Времена года" критики наперебой сравнивают с Антониони.   Философские глубины, характерные для их картин, Джейлан успешно заменяет точными жизненными наблюдениями. Персонажи в его фильмах демонстрируют настолько понятную и естественную человеческую реакцию, что зрителю легко представить себя в шкуре персонажей.

  История  банальна: мужчина переживает разлад с женой, которую в общем-то любит, но не знает, как удержать. Супруга значительно моложе героя - потрепанного университетского преподавателя - и вполне самодостаточна: она делает успешную карьеру в кино- и телебизнесе. Ее отъезд на очередные съемки в другой город влечет длительное расставание, почти развод. Лето сменяется зимой, муж вроде бы неплохо существует и без супруги, встречается с друзьями, принимает у себя на диване и паркете старых темпераментных подружек. Но вот загвоздка: равноценная замена уехавшей жене никак не находится, а совсем одному остаться неохота, да и среди воспоминаний о былой совместной жизни есть весьма романтические. Если трезво оглядеться вокруг, то окажется, что любить-то, кроме далекой бывшей, больше особо и некого. Вот и приходится человеку ехать за благоверной, просить ее вернуться и обещать, что они все начнут сначала.  Хотя вряд ли кто-то из супругов на самом деле верит в эту радужную новую жизнь.

У Джейлана есть собственное эстетское видение окружающей действительности. Турецкие пейзажи - будь то Стамбул, провинция или античные развалины, он снимает как профессиональный фотохудожник: кстати, в этом качестве он даже удостаивается персональных выставок. "Времена года" запечатлены на цифровую HD-камеру, и после съемок автор провел такую кропотливую работу по цветокоррекции, что чуть ли не каждый кадр ленты впору вставлять в рамочку и вешать на стенку. По счастью, в придачу к эстетским замашкам автор обладает самоиронией и юмором. Не так уж часто обостренное чувство прекрасного сочетается с умением слегка усмехнуться, глядя на свое творение.

     Из прессы: -  Фильм спокоен и его спокойствие завораживает. Все персонажи картинно курят, а коровы чинно разгуливают по улицам. Тем ярче на фоне этой невозмутимости выглядят эмоциональные вспышки Бахар. "Зачем ты пришел?" — надорвано орет она в лицо Исе, цепляясь ему в воротник.

    - Режиссер как настоящий эстет не доведет до конца любовную историю, даже не даст обтекаемого прогноза, а опять же ограничится метеосводкой. Это упрямое следование нюансам атмосферы показалось бы невыносимо скучным, если бы действие происходило в западноевропейской стране. Но переместившись в другую культуру и оказавшись на краю континента, штампы авторского кино приобрели свежесть и даже шоковую остроту. Как будто бы мы влезли в новую кожу и стали по-другому ощущать глобальную перемену климата.

Некого больше любить
Газета

Лучше поздно, чем никогда: на этой неделе, полтора года спустя после мировой премьеры в Каннах на отечественные экраны выходит фильм турка Нури Бильге Джейлана "Времена года". И хотя залы, где публика увидит картину, можно пересчитать по пальцам одной руки, фильм наверняка станет для зрителей приятным открытием. Вряд ли многие у нас видели предыдущую, прославившую Джейлана ленту "Отчуждение", удостоенную Гран-при и награды за мужскую роль в тех же Каннах в 2003-м.
Так что представления о турецком кино для большинства наверняка ограничиваются давним душещипательным телесериалом "Королек - птичка певчая", где героиня куталась в платье до пят и не снимала хиджаба.
С тех времен кинематография евроазиатской страны продвинулась очень далеко, в том числе и в европейском направлении, - его-то и придерживается в своем творчестве Нури Бильге Джейлан. В предыдущей картине режиссер цитировал Тарковского, нынешние "Времена года" критики наперебой сравнивают с Антониони.
Но хоть турецкий фильммейкер так же, как и его старшие коллеги, любит копаться в отношениях между людьми и внутренних переживаниях героев, ему есть что сказать и без прямого подражания классикам. Философские глубины, характерные для их картин, Джейлан успешно заменяет точными жизненными наблюдениями. Персонажи в его фильмах демонстрируют настолько понятную и естественную человеческую реакцию, что зрителю легко представить себя в шкуре персонажей.
Например, в "Отчуждении" герой, столичный житель, с трудом переносит вторжение в свою квартиру нежеланного гостя, родственника из провинции. А особенно раздражается, когда тот начинает сыпать пепел на его любимый ковер. Во "Временах года" история тоже банальна: мужчина переживает разлад с женой, которую в общем-то любит, но не знает, как удержать. Супруга значительно моложе героя - потрепанного университетского преподавателя - и вполне самодостаточна: она делает успешную карьеру в кино- и телебизнесе. Ее отъезд на очередные съемки в другой город влечет длительное расставание, почти развод. Лето сменяется зимой, муж вроде бы неплохо существует и без супруги, встречается с друзьями, принимает у себя на диване и паркете старых темпераментных подружек. Но вот загвоздка: равноценная замена уехавшей жене никак не находится, а совсем одному остаться неохота, да и среди воспоминаний о былой совместной жизни есть весьма романтические. Если трезво оглядеться вокруг, то окажется, что любить-то, кроме далекой бывшей, больше особо и некого. Вот и приходится человеку ехать за благоверной, просить ее вернуться и обещать, что они все начнут сначала.
Хотя вряд ли кто-то из супругов на самом деле верит в эту радужную новую жизнь. Забавно, что главные роли во "Временах года" исполнили сам режиссер и его красавица-жена, но оба клянутся, что картина не автобиографическая.
У Джейлана есть собственное эстетское видение окружающей действительности. Турецкие пейзажи - будь то Стамбул, провинция или античные развалины, он снимает как профессиональный фотохудожник: кстати, в этом качестве он даже удостаивается персональных выставок. "Времена года" запечатлены на цифровую HD-камеру, и после съемок автор провел такую кропотливую работу по цветокоррекции, что чуть ли не каждый кадр ленты впору вставлять в рамочку и вешать на стенку. По счастью, в придачу к эстетским замашкам турецкий постановщик обладает самоиронией и юмором. Не так уж часто обостренное чувство прекрасного сочетается с умением слегка усмехнуться, глядя на свое творение.
Екатерина Чен

 

Обсуждение фильма

 

 

Главная страница
Новости
Фильмы по алфавиту
Фильмы по жанрам
Фразы из фильмов
Новинки сайта
Актеры
Афиши
Услуги
Загрузить
Регистрация
Форум
О проекте

#