"Времена года"
Название фильма: | Времена года |
|
|
Страна-производитель: | Франция, Турция | ||
Английский: | Iklimler | ||
Жанр: | драма | ||
Режиссер: | Нури Билге Джейлан | ||
В ролях: | Эбру Джейлан, Нури Билге Джейлан, Назан Кирилмис, Мехмет Эрийлмас | ||
Год выпуска: | 2005 | ||
Наша оценка: | |||
Купить | |||
|
|
||||||||
Сюжет и комментарий
Человек создан, чтобы быть счастливым по простым причинам и быть несчастным по еще более простым – равно как он по простым причинам был рожден и умирает по еще более простым... Иса и Бахар – два одиноких существа, зависящих от перемен времен года в их внутренней жизни. Они гоняются за счастьем, которое им уже не принадлежит.
Иса и Бахар — два одиноких существа, зависящих от перемен времен года в их внутренней жизни. Они гоняются за счастьем, которое им уже не принадлежит... В предыдущей картине режиссер цитировал Тарковского, "Времена года" критики наперебой сравнивают с Антониони. Философские глубины, характерные для их картин, Джейлан успешно заменяет точными жизненными наблюдениями. Персонажи в его фильмах демонстрируют настолько понятную и естественную человеческую реакцию, что зрителю легко представить себя в шкуре персонажей.
История банальна: мужчина переживает разлад с женой, которую в общем-то любит, но не знает, как удержать. Супруга значительно моложе героя - потрепанного университетского преподавателя - и вполне самодостаточна: она делает успешную карьеру в кино- и телебизнесе. Ее отъезд на очередные съемки в другой город влечет длительное расставание, почти развод. Лето сменяется зимой, муж вроде бы неплохо существует и без супруги, встречается с друзьями, принимает у себя на диване и паркете старых темпераментных подружек. Но вот загвоздка: равноценная замена уехавшей жене никак не находится, а совсем одному остаться неохота, да и среди воспоминаний о былой совместной жизни есть весьма романтические. Если трезво оглядеться вокруг, то окажется, что любить-то, кроме далекой бывшей, больше особо и некого. Вот и приходится человеку ехать за благоверной, просить ее вернуться и обещать, что они все начнут сначала. Хотя вряд ли кто-то из супругов на самом деле верит в эту радужную новую жизнь.
У Джейлана есть собственное эстетское видение окружающей действительности. Турецкие пейзажи - будь то Стамбул, провинция или античные развалины, он снимает как профессиональный фотохудожник: кстати, в этом качестве он даже удостаивается персональных выставок. "Времена года" запечатлены на цифровую HD-камеру, и после съемок автор провел такую кропотливую работу по цветокоррекции, что чуть ли не каждый кадр ленты впору вставлять в рамочку и вешать на стенку. По счастью, в придачу к эстетским замашкам автор обладает самоиронией и юмором. Не так уж часто обостренное чувство прекрасного сочетается с умением слегка усмехнуться, глядя на свое творение.
Из прессы: - Фильм спокоен и его спокойствие завораживает. Все персонажи картинно курят, а коровы чинно разгуливают по улицам. Тем ярче на фоне этой невозмутимости выглядят эмоциональные вспышки Бахар. "Зачем ты пришел?" — надорвано орет она в лицо Исе, цепляясь ему в воротник.
- Режиссер как настоящий эстет не доведет до конца любовную историю, даже не даст обтекаемого прогноза, а опять же ограничится метеосводкой. Это упрямое следование нюансам атмосферы показалось бы невыносимо скучным, если бы действие происходило в западноевропейской стране. Но переместившись в другую культуру и оказавшись на краю континента, штампы авторского кино приобрели свежесть и даже шоковую остроту. Как будто бы мы влезли в новую кожу и стали по-другому ощущать глобальную перемену климата.
Некого больше любить
Газета
Лучше поздно, чем никогда: на этой неделе, полтора года спустя после мировой премьеры в Каннах на отечественные экраны выходит фильм турка Нури Бильге Джейлана "Времена года". И хотя залы, где публика увидит картину, можно пересчитать по пальцам одной руки, фильм наверняка станет для зрителей приятным открытием. Вряд ли многие у нас видели предыдущую, прославившую Джейлана ленту "Отчуждение", удостоенную Гран-при и награды за мужскую роль в тех же Каннах в 2003-м.
Так что представления о турецком кино для большинства наверняка ограничиваются давним душещипательным телесериалом "Королек - птичка певчая", где героиня куталась в платье до пят и не снимала хиджаба.
С тех времен кинематография евроазиатской страны продвинулась очень далеко, в том числе и в европейском направлении, - его-то и придерживается в своем творчестве Нури Бильге Джейлан. В предыдущей картине режиссер цитировал Тарковского, нынешние "Времена года" критики наперебой сравнивают с Антониони.
Но хоть турецкий фильммейкер так же, как и его старшие коллеги, любит копаться в отношениях между людьми и внутренних переживаниях героев, ему есть что сказать и без прямого подражания классикам. Философские глубины, характерные для их картин, Джейлан успешно заменяет точными жизненными наблюдениями. Персонажи в его фильмах демонстрируют настолько понятную и естественную человеческую реакцию, что зрителю легко представить себя в шкуре персонажей.
Например, в "Отчуждении" герой, столичный житель, с трудом переносит вторжение в свою квартиру нежеланного гостя, родственника из провинции. А особенно раздражается, когда тот начинает сыпать пепел на его любимый ковер. Во "Временах года" история тоже банальна: мужчина переживает разлад с женой, которую в общем-то любит, но не знает, как удержать. Супруга значительно моложе героя - потрепанного университетского преподавателя - и вполне самодостаточна: она делает успешную карьеру в кино- и телебизнесе. Ее отъезд на очередные съемки в другой город влечет длительное расставание, почти развод. Лето сменяется зимой, муж вроде бы неплохо существует и без супруги, встречается с друзьями, принимает у себя на диване и паркете старых темпераментных подружек. Но вот загвоздка: равноценная замена уехавшей жене никак не находится, а совсем одному остаться неохота, да и среди воспоминаний о былой совместной жизни есть весьма романтические. Если трезво оглядеться вокруг, то окажется, что любить-то, кроме далекой бывшей, больше особо и некого. Вот и приходится человеку ехать за благоверной, просить ее вернуться и обещать, что они все начнут сначала.
Хотя вряд ли кто-то из супругов на самом деле верит в эту радужную новую жизнь. Забавно, что главные роли во "Временах года" исполнили сам режиссер и его красавица-жена, но оба клянутся, что картина не автобиографическая.
У Джейлана есть собственное эстетское видение окружающей действительности. Турецкие пейзажи - будь то Стамбул, провинция или античные развалины, он снимает как профессиональный фотохудожник: кстати, в этом качестве он даже удостаивается персональных выставок. "Времена года" запечатлены на цифровую HD-камеру, и после съемок автор провел такую кропотливую работу по цветокоррекции, что чуть ли не каждый кадр ленты впору вставлять в рамочку и вешать на стенку. По счастью, в придачу к эстетским замашкам турецкий постановщик обладает самоиронией и юмором. Не так уж часто обостренное чувство прекрасного сочетается с умением слегка усмехнуться, глядя на свое творение.
Екатерина Чен