"Далекие голоса, застывшие жизни "
|
Название фильма: |
Далекие голоса, застывшие жизни |
|
Страна-производитель: |
Великобритания |
Английский: |
Distant Voices, Still Lives |
Жанр: |
мюзикл / авантюрный |
Режиссер: |
Теренс Дэвис (Terence Davies) |
В ролях: |
Карл Чейс (Carl Chase), Крис Дарвин (Chris Darwin), Салли Дэвис (Sally Davies), Фреда Доуи (Freda Dowie) |
Год выпуска: |
1988 |
Наша оценка: |
|
|
Купить |
|
Сюжет и комментарий
Структура фильма Теренса Дэвиса кажется на первый взгляд эфемерно-расплывчатой, неясной, может быть, хаотичной как сама своевольная логика воспоминаний. На самом деле здесь все точно выверено, хотя и утоплено в сонм образов - звуковых и зрительных. Жанр фильма уникален - его можно определить как “семейный альбом”; мы видим персонажей как бы кадрированными объективом фотокамеры, управляемой самой памятью. “Я - сумма моих неврозов, корни которых в детстве. Мне от них не избавиться до конца жизни... Прошлое столь могущественно, что я боюсь жизни. Боюсь настоящего”, говорит режиссер. И добавляет, что его видение кадров - католическое, потому что его детские впечатления связаны с церковью, с тем, как смотришь на алтарь - вперед и слегка вверх. Первая половина - “Далекие голоса” уводит в прошлое, в быт одной небогатой семьи послевоенного Ливерпуля, и главное событие тех лет - смерть отца. Эта смерть - и избавление от тирана-пьяницы, и горе потери. Движущие картины, нарочито “вставленные” в рамы дверных проемов, окон, узких коридоров, сдвигают фокус восприятия, показывая то, как отец бьет смертным боем жену или дочь, то как он с невыразимой нежностью потихоньку вкладывает в чулочки, развешенные на кровати, рождественские подарки. Потому что Дэвис только вспоминает, никого не осуждая. Это очень личное кино, и семья носит фамилию Дэвис. Вторая часть фильма - “Застывшие жизни” - история семьи после смерти отца, продолжающей жить в тени семейной травмы. Тон повествования незаметно меняется, становится более мягким, печальным и сновидческим. Время не сделало этих людей счастливее; главное событие теперь - замужество сестер Эйлин и Мейзи, которое принесло им новые страдания, но не убило в них жизненную силу, которая так бывает несокрушимой только у слабых существ. Божественный голосок Мейзи - душа фильма, душа семьи. Звук - не фон, а неотъемлемая составляющая быта и пронзительный образ эпохи: народные песни, музыка из американских мюзиклов, цитаты из Бенджамина Бриттена, фрагменты репортажа с футбольного матча или радиоспектакля - животворный бульон, в котором кипят страсти и растворяются печали. “Благодарим Господа за все, что он нам пошлет” - этот псалом поет в фильме самое униженное и несчастное существо - мать, судьба которой сломала психику сына. Парадокс в том, что реальная, почти документальная основа фильма не иссушает его, а напротив, оживляет. Эти жизни застыли как на картинах, став живыми навсегда.
Нина Цыркун
Обсуждение фильма