Описание фильма

"История американского кино... "   

Название фильма: История американского кино...
История американского кино...
Страна-производитель: США
Английский: A personal journey with Martin Scorsese through American movies
Жанр: документальный / биографический / обучающий
Режиссер: Мартин Скорсезе, Майкл Генри Уилсон
В ролях: .
Год выпуска: 2006
Наша оценка:
Купить
 
сюжет и комментарии
 

Сюжет и комментарий

Краткое содержание «Истории Американского Кино от Мартина Скорсезе»:

Диск 1.
Между студией и вдохновением. – Фирменный стиль киностудий: MGM, Paramount, Fox и другие. – Режиссёр как рассказчик. – Жанровый конвейер. – Лучшие мастера вестерна, гангстерского фильма, мюзикла. Персоналии (в порядке появления / упоминания): Винсент Миннелли, Кинг Видор, Сэмуэль Фуллер, Ирвинг Лернер, Делмер Дэйвс, Фил Карлсон, Престон Стёржес, Грегори Пек, Дэвид Селзник, Дэвид Баттлер, Билли Уайльдер, Эрих фон Штрогейм, Бастер Китон, Кларенс Браун, Генри Кинг, Рауль Уолш, Майкл Кёртис, Альфред Хичкок, Фрэнк Капра, Джон Форд, Эдвин С. Портер, Дэвид У. Гриффит, Джон Форд, Энтони Манн, Бадд Боттичер, Артур Пенн, Клинт Иствуд, Питер Богданович, Уильям Веллман, Говард Хоукс, Байрон Хаскин, Абрахам Полонски, Фрэнсис Ф. Коппола, Джон Бурман, Басби Беркли, Ллойд Бэкон, Джордж Кьюкор, Боб Фосс.

Диск 2.
Режиссёр как иллюзионист. – Главные визуальные приёмы кинематографа. – Появление широкого экрана. – Техника монтажа. – От фотографии к живописи. Персоналии: Бастер Китон, Дэвид У. Гриффит, Джованни Пастроне, Сесиль Б. де Милль, Фридрих Мурнау, Фрэнк Борзедже, Кинг Видор, Кларенс Браун, Тэй Гарнетт, Джордж Хилл, Говард Хоукс, Уильям Веллман, Джон Шталь, Николас Рэй, Генри Костер, Элиа Казан, Винсент Миннелли, Энтони Манн, Джордж Лукас, Фрэнсис Ф. Коппола, Брайан де Пальма, Стэнли Кубрик, Жак Турнёр, Макс Офулс, Фриц Ланг, Альфред Хичкок, Отто Преминджер, Билли Уайльдер, Дуглас Сёрк, Эдгар Улмер, Андре де Тот, Ида Люпино, Джозеф Льюис, Роберт Олдрич.

Диск 3.
Режиссёр как контрабандист. – 50-е как время подтекста – Критика идеологий. – Голливуд на выезде. – Режиссёр как иконоборец. – Крах Кодекса Хейса. – Галерея забытых мастеров.Персоналии: Аллан Дван, Дуглас Сёрк, Николас Рэй, Сэмуэль Фуллер, Винсент Миннелли, Дэвид У. Гриффит, Эрих фон Штрогейм, Роланд Браун, Уильям Веллман, Джозеф фон Штернберг, Орсон Уэллс, Чарльз Чаплин, Элиа Казан, Александр Макендрик, Билли Уайльдер, Артур Пенн, Стэнли Кубрик, Джон Кассаветес.

«История американского кино от Мартина Скорсезе» относится к особому жанру неигрового иллюстрированного кино-рассказа, посвящённого самому себе – то есть, кинематографу.

Фактура этого фильма проста: уютно расположившийся в кресле Мартин Скорсезе рассказывает о своём понимании кино, о своих первых зрительских впечатлениях, о любимых и зачастую малоизвестных мастерах, а главное — о Голливуде в его лучший период – с начала двадцатого века вплоть до семидесятых годов. Крупный план лица рассказчика прерывается обширными иллюстрациями – фрагментами из обсуждаемых лент, иногда довольно длинными. Один фрагмент сменяет другой, закадровый голос Скорсезе комментирует происходящее, и так 225 минут пролетают, как один час.
Автор этих строк впервые увидел «Историю...» по телеканалу Культура в конце 90-х гг. Вооружённый программой передач, я заранее вставил 240-минутную VHS-кассету и записал – удобно, без прерываний на рекламу – весь фильм, который потом неоднократно пересматривал. Должен сказать, что даже теперь, зная его наизусть, я снова и снова обнаруживаю в ленте незамеченное ранее.
Оригинальное название фильма менее претенциозно – «(Персональное) путешествие с Мартином Скорсезе по американскому кино» – однако русский вариант лучше ориентирует зрителя. Без преувеличения своим рассказом Скорсезе творит настоящую индивидуальную историю, тем более ценную, что его эрудиция не подвергается сомнению среди профессионалов, а сам предмет своей необъятностью и многочисленными неизвестными шедеврами прямо-таки взывает к нашему пристальному изучению.
Кстати, об изучении. Человеку, далёкому от «американского кино» (под которым в обыденном языке обычно понимается современный ширпотреб из США), необходимо пояснить, что рассказ свой Скорсезе ведёт не просто о Голливуде прошлого, но о Голливуде, широкому зрителю, не обременённому диагнозом «синефилия», попросту неизвестном. Хотя далеко не все режиссёры, о которых речь, являются маргиналами! О величии Гриффита, Хичкока и Кубрика средний зритель ещё, пожалуй, что-то слышал, а вот уже имена Миннелли и Хоукса, Штрогейма и Турнёра, де Тота и де Милля едва ли вызовут какие-либо яркие воспоминания. Между тем, всё это первые имена старого Голливуда, его гордость и истинный "Золотой Фонд". Речь даже не идёт о многочисленных подзабытых кинематографистах – Уэллмане, Улмере, Уолше (это я намеренно ограничиваюсь только фамилиями на «У»), впечатляющие фрагменты произведений которых в фильме насчитываются десятки и десятки.
Сегодня старый добрый Голливуд входит во всё большую моду. Отчасти способствовал этому современный теоретический психоанализ (во многом – словенская школа), обнаруживший в точно выверенных голливудских произведениях отлично сложенные и превосходно работающие психоаналитические структуры и ситуации. Так, моднейший мыслитель Славой Жижек пишет одну книгу про старый Голливуд за другой (точнее, книги на общекультурную проблематику, но на примере голливудского старого кино – Хичкока и других).
С другой стороны, и само современное авторское кино испытывает сложный спектр чувств по отношению к этому американскому наследию. Дело в том, что вечно актуальный (чтобы не сказать болезненный) разрыв между творческими амбициями художника и необходимостью удовлетворять зрительские запросы (выразителем которых на момент съёмок служит продюсер) в Голливуде являлся основной движущей производственной силой. Едва ли можно представить себе ситуацию в той сложной системе давления и компромиссов, которая была бы не изучена на собственной шкуре американскими режиссёрами! Психологическое напряжение было, разумеется, не комфортно для участников кинопроцесса, однако на конечном результате оно сказывалось самым разным - и подчас весьма эффектным образом. Именно эта студийная система сдержек и противовесов обучила американских режиссёров быть контрабандистами, провокаторами, критиками идеологий и ниспровергателями священных основ, как это неизменно подчёркивает в своём рассказе Мартин Скорсезе. Именно эта система подавления породила таких виртуозов жанра и одновременно стопроцентных авторов, как Джон Форд, или Кинг Видор, или Говард Хоукс (вообще-то правильнее писать Хокс – Hawks, однако устоявшейся является другая, фонетически неправильная транскрипция), или уже упоминавшийся Винсент Миннелли. Испытывая подчас усталость от радикализма и вообще формальных артхаусных клише, многие современные режиссёры именно у крепких мастеров жанра ищут источники вдохновения и не даром: роскошное откровение Мартина Скорсезе доказывает, что нет ничего более современного и продвинутого, чем глубокое знакомство с наследием прошлого.
Пётр Гринёв, специально для Другое Кино

Обсуждение фильма

 

 

Главная страница
Новости
Фильмы по алфавиту
Фильмы по жанрам
Фразы из фильмов
Новинки сайта
Актеры
Афиши
Услуги
Загрузить
Регистрация
Форум
О проекте

#