Описание фильма

"На страже смерти"   

Название фильма: На страже смерти
На страже смерти
Страна-производитель: Великобритания-Германия-Франция
Английский: Deathwatch
Жанр: мистика / триллер
Режиссер: Майкл Бассетт
В ролях: Джейми Белл, Хьюго Спир, Метью Рис, Энди Серкис, Хью О’Конор
Год выпуска: 2002
Наша оценка:
Купить
 
сюжет и комментарии
 

Сюжет и комментарий

Вы тут же скривитесь, если я скажу, что события происходят во время Первой Мировой войны. Что, опять? Опять грязь, по которой ползут мужики, а потом прыгают пузом на колючую проволоку и висят на ней, корча дурацкие рожи? Да, опять, но только первые несколько минут. Потом будет интереснее. Итак, юнцы на фронте отрабатывают хемингуэевские штампы с сентиментальными ремарками, пока не попадают в зону газовой атаки. А из нее – в туман. Не разобрать, где кончаются газы и начинается туман. И сколько еще сидеть в противогазе. Пока кто-то не сорвал с себя противогаз и объявил, что опасность миновала. Но без гарантий: а вдруг немцы запустили газы медленного действия? Так, дыша грозою и туманами, герои военной эпопеи пересекают границу фильма ужасов. Они захватывают немецкий окоп. Что было нетрудно – там почти все перебиты. Кем – загадка. Неведомая сила заставляет братьев по оружию звереть и убивать своих. Но фильм – не просто ужастик. И не только потому, что к концу выруливает на мораль «Не убий». Тут есть кое-что поважнее – попадание в одни рамки совершенно разных традиций. Живая колючая проволока выползла прямиком из книжек Стивена Кинга, авторы и не ждут нас ею напугать. У них есть актеры, которые убедительны до дрожи. До вашей дрожи. Им потому и веришь, что мальчишкам на той войне все должно было казаться нереальным.
Об актерах стоит сказать особо. Рядового Шекспира играет Джейми Белл, тот самый «Билли Эллиот», который отобрал «Золотой глобус» у «Гладиатора» Рассела Кроу. Не меньше впечатляет Хью О’Конор. Постарайтесь разыскать «Настольную книгу молодого отравителя» Бенжамена Росса с О’Конором в главной роли. Подозреваю, это будет нелегко, потому что имя Росса в России – пустой звук. Хотя у нас и вышел три года назад на видео его телефильм для HBO «RKO 281» о съемках «Гражданина Кейна».
Для меня загадка, с какой стати российские прокатчики заинтересовались судьбой лучшего фильма всех времен. В те времена на продукцию HBO никто не обращал внимания. Это сейчас, после сериалов «Секс в большом городе» и «Клиент всегда мертв», все стали грамотными и в срочном порядке пиратят «Панчо Вилью». Скорее всего, права на «RKO 281» просто продавались в нагрузку к Ван Дамму или прочей лабуде. Но я отвлекся.
Чтобы понять, насколько фильм необычен, нужно помнить, что Первая Мировая потрясла Европу куда сильнее, чем Вторая. Снять в Европе фильм ужасов на тему Первой Мировой, это все равно что в России снять мистический триллер о блокадном Ленинграде. Кстати, почему бы нет? Сколько всего можно было бы наворотить вокруг темы вынужденного каннибализма, полуживых зомби и неотпетых мертвецов. Почему о блокаде у нас до сих пор снимали только реалистические фильмы?
Конечно, мое предложение может показаться кощунственным, но только на первый взгляд. Оно будет казаться кощунственным до тех пор, пока мы не зададимся вопросом, по какому праву реализм огреб себе монополию на изображение войны? Разве на войне гибли только реалисты? А как быть с мистиками, визионерами, психами, авангардистами, извращенками? Какими глазами смотрели на войну они? Глазами старших и младших Германов? Германы – люди талантливые, но проблема в том, что их фильмы никто не воспринимает как провокацию и наглый наезд. Кощунственно не мое предложение, а то, что опыт смерти нескольких десятков миллионов пытаются свести к формулам одной реалистической школы. Мы не узнаем правды о войне, пока будем остервенело ее искать. Бессмысленно детально воспроизводить реальность, если не задумываться о том, как люди пытались ее избежать.
Побольше бы таких фильмов, на которых не могла бы спекулировать никакая пропаганда, никакие ветераны, никакие уцелевшие очевидцы. Фильм развивает идеи, намеченные в недавнем байопике «Боги и монстры» о Джеймсе Уэйле, создателе ужастиков о чудовище Франкенштейна. Как явствует из фильма, на создание монстра его вдохновил вид убитого на Первой мировой любовника, чей труп несколько дней болтался на проволоке на потеху солдатне. Нам не худо бы перенять эту мысль: монстр Франкенштейна – это тоже способ отпевать покойников, а в попсовой среде – пожалуй - единственный. Без таких сплавов дорогой реальности с дешевыми комиксами мы привыкаем к шизофренической реальности, в которой у каждого несколько личностей: одна для работы, другая - для секса, третья – еще для чего-то и т.д. Все знают, что Питер построен на крови. Это страшно. Еще страшнее, что на этой почве не возникло ни одного привидения.
Вот англичане знали толк в привидениях. Прагматики и эмпирики смекнули, кого поставить на страже смерти. Они понимали: чем больше призраков в доме, тем меньше тараканов в голове. Или чем меньше призраков в голове, тем больше тараканов в доме.
Вадим Агапов

Обсуждение фильма

 

 

Главная страница
Новости
Фильмы по алфавиту
Фильмы по жанрам
Фразы из фильмов
Новинки сайта
Актеры
Афиши
Услуги
Загрузить
Регистрация
Форум
О проекте

#