"Нигде"
|
Название фильма: |
Нигде |
|
Страна-производитель: |
США – Франция |
Английский: |
Nowhere |
Жанр: |
драма |
Режиссер: |
Грегг Араки |
В ролях: |
Деби Мазар, Кристина Эпплгейт, Шеннен Доэрти, Трейси Лордс, Джеймс Дювол |
Год выпуска: |
1997 |
Наша оценка: |
|
|
Купить |
|
Сюжет и комментарий
На стадии запуска «Нигде», последней части трилогии о «teen Angst» (страхах и фобиях тинэйджеров), Грегг Араки описывал замысел фильма как «Beverly Hills, 90210 on acid» - кислотные похождения золотой молодежи. Однако по аналогии с предыдущими фильмами трилогии – «Полный п…» (Totally F***ed) и «Поколение игры DOOM» (Doom Generation) – «Нигде» – это не столько кислотная «оторванность» с адресом, сколько фильм-состояние «Поколения, которое живет нигде».
Один день из жизни разбитной компашки. В главной роли Джеймс Дювол – любимый актер Араки. Ничем серьезным ребята особо не озабочены. Они вольны в выборе досуга/алкоголя/«дури»/музыки/партнера. Утренняя мастурбация. Звонки, «стрелки», кафе, где «бывают все», вечеринка, где «будут все», лакомства – (воздушная приторность взбитых сливок для девочек, аскетичные хлопья – мальчикам), поездки в автомобиле, выпивка, наркотики, секс, драки. Хаос телодвижений. На первый взгляд – грубое подобие сюжета. Вплоть до финала кажется, что фильм собран чуть более аккуратно, чем home video. Заметки о Nowhere пестрят эпитетами: «трэш», «бред», «стеб». Круговерть и болтовня non stop. Но сумбур имеет жесткую структуру. Фильм выверен до миллиметра. Математическая точность.
Слово предопределяет перемещение/поступок и наоборот. И в том случае, когда персонаж «гонит пургу». И в те минуты, когда кто-то вдруг ощутит себя неуютно и проявит «Angst» (нем. - страх, трепет). Все «гонят» свое. Идут своей дорогой. Но оказываются в одно время в одних точках или в разных местах, но в похожем положении. За соседним столиком. На одной вечеринке. В постели с другом или подругой – поголовный «послеобеденный трах». В пылу разгула некоторые вдруг чувствуют одиночество. Самые тонкокожие в эту минуту включают «ящик». И сливаются в экстазе с телепроповедником, скандируя вместе с ним: «Я верю!» Так делает главный герой, когда его гёрлфренд удаляется с другими парнями. Обливаясь слезами, припадает к телевизору «голубая героиня», после того, как ее избивает и насилует местный плейбой. Пожирая глазами экран, дети Totally F***ed Generation делают шаг к осознанию недетерминированного характера своей свободы. И именно в этот момент, когда герои готовы попробовать познать самое себя, с ними происходит то, что некогда случилось с Грегором Замза. Они превращаются в насекомых. Теперь их внешний облик вполне соответствует той жизни, которую они ведут.
В фильмах Грегга Араки находят множество «приветов» мастерам Америки и Европы от Уорхола до Годара. В разговоре о «Нигде» кинематографического соседства следует искать, очевидно, в Канаде (Кроненберг). Но делать этого не стоит. В данном случае и Кроненберг, и Араки питаются из одного источника и просто по-своему перепевают зооморфные мотивы Гоффмана и Кафки. Грегг Араки говорит, что старается для «поколения МТV». Поэтому «Angst» - ключевое понятие в немецкой литературе и философии, в ХХ веке особенно ярко проявившееся у Кафки и Хайдеггера – сопутствует «teen» в компактной, почти легкомысленной форме. Рядом с алкоголем/«дурью»/сексом идут сумбур/предательство/одиночество/страх/свобода/смерть. Экзистенция Грегга Араки – это «детская» экзистенция. «Экзистенция Doom». Мысли, как кадры, коротки, отрывочны, сжаты, ярки, но без интеллектуальной глубины «взрослого» экзистенциального кино. Простенько и со вкусом Nowhere складывается в такую вот подростковую философскую притчу. Герои расползаются от телевизоров, как тараканы. Живущие везде и нигде.
Евгения ЛЕОНОВА
Обсуждение фильма