"Время развлечений"
|
Название фильма: |
Время развлечений |
|
Страна-производитель: |
Франция |
Английский: |
Жак Тати |
Жанр: |
комедия |
Режиссер: |
Жак Тати |
В ролях: |
Жак Тати, Барбара Денек, Билли Кирнс |
Год выпуска: |
1967 |
Наша оценка: |
|
|
Купить |
|
Сюжет и комментарий
Даже и предположить не мог, что какой-либо фильм меня может настолько удивить. Для меня превосходный, исключительный фильм всегда означает потерю ощущения границы между мною и экраном- я словно становлюсь еще одним участником действа. Чаще это происходит довольно прогнозируемо внутренняя готовность к этому уже созрела заранее и осталось только убедиться в своих ожиданиях. Но крайне редко бывает, что "золотишко намывается" совершенно случайно, когда кроме смутных интуитивных ощущений и в помине ничего нет. Кроме как эффектом разорвавшейся бомбы заставшее совершенно врасплох впечатление и нельзя назвать. Вот и "Время развлечений" явилось как раз для меня такой бомбой! Более того, события, сопровождавшие просмотр, оказались вполне отвечающими происходившему на экране, ну, да ладно, это уже отдельная тема. "Время развлечений"- это комедия абсурда, причем и комедию и абсурд здесь надо брать в математическом квадрате, если не в кубе! Забудьте почти все, что вы знаете о комедиях! Оставьте лишь то, что было на заре кинематографа, в эпоху немого кино, когда творили великие Чарли Чаплин и Бастер Китон! Да-да, юмор Жака Тати- визуальный, а диалоги и речь вообще несут второстепенную нагрузку, поэтому фильм можно смотреть и без перевода! Нет, не надо снобистски фыркать, это вовсе не тронутый молью примитив и жалкая клоунада, а, наоборот, удивительно вневременное зрелище! Непрерывный поток гэгов в исполнении почти любого из множества занятых в фильме актеров льется на протяжении более двух часов. Причем здесь есть одна уникальная особенность кинематографа Тати- нужно успевать видеть весь экран целиком, потому что в каждое мгновение в кадре возникает несколько комических сцен и создается впечатление, что это не кино, срежиссированное мастерской рукой, а настоящая жизнь. Ведь как обычно бывает в кино? Камера фокусируется на главном, происходящем в кадре, а остальному уготована лишь роль фона. А в жизни, когда никто никем не руководит, такого разделения нет и независимые эпизоды сосуществуют в естественном многообразии. Так и в этом фильме у Тати- только успеваешь искать смешное, но смеяться некогда, так как в поле зрения где-нибудь в углу экрана развивается другая веселая тема... И так далее! Поскольку просто физически нереально уследить разом за всем происходящим на экране, то уже поэтому фильм можно и нужно пересматривать много раз, находя еще не увиденное раньше! Сюжет картины достаточно прост и немного напоминает фильм Луи Маля "Зази в метро". Основные действующие лица и там и здесь- это парижане и заезжие туристы, вовлеченные в безумную круговерть приключений и происшествий. Только у Тати традиционный Париж проявляется лишь с высоты птичьего полета и в отражении витрин, а на самом деле это город унылых типовых стеклобетонных коробок и люди населяющие его живут среди стандартных и однотипных вещей. Надо сказать, масштабные декорации влетели Тати в копеечку! Но результат просто впечатляющий! Оно того стоило! Среди небоскребов бродят туристы в поисках аутентичного Парижа, но так и не могут найти, впрочем и сам мсье Юло (Тати) выбился из сил, пытаясь решить лишь ему одному ведомую проблему. Все они- участники абсурдного водоворота событий в большом современном городе с просто нечеловеческим ритмом жизни. Тати в своей роли совсем не тянет одеяло на себя, а занимает скромную роль рядового участника этого комического процесса, наполненного остроумными гэгами и глубокой иронией по отношению к современной жизни постиндустриального общества с его жаждой удовольствий, в которой теряется человеческая индивидуальность и каждый превращается в ведомую шестеренку бездушного механизма. Чем не Чарли Чаплин 60-х годов? Не понимаю как можно было недооценить такую картину в свое время?!
С сайта о французском кино
Обсуждение фильма