"Женщина-полицейский"
|
Название фильма: |
Женщина-полицейский |
|
Страна-производитель: |
Франция |
Английский: |
La Femme flic |
Жанр: |
драма / триллер |
Режиссер: |
Ив Буассе |
В ролях: |
Миу-Миу, Жан-Марк Тибо, Жан-Пьер Кальфон |
Год выпуска: |
1980 |
Наша оценка: |
|
|
Купить |
|
Сюжет и комментарий
Известный отечественный кинокритик Сергей Кудрявцев отметил, что фильм Ива Буассе стал во Франции одним из рекордсменов года по результатам проката, и предположил, что произошло это вследствие пикантности затронутой темы: растления малолетних, детской проституции в условиях трудовой зависимости родителей. На самом деле, по-моему, это – единственный серьезный недостаток картины, поэтому, как говорится, "минус ползвезды". Фильму бы только на пользу пошло, если бы сюжет крутился вокруг "стандартной" темы: убийство, ограбление, коррупция, проникновение криминалитета во власть или в профсоюзы и т.п., например, как в фильмах "Прощай, полицейский!", "Смерть негодяя" или "Следователь Файяр по прозвищу Шериф", да и возраст зрительской аудитории можно было бы снизить. Помню, что давно, в течение почти десяти лет хотел посмотреть эту ленту, и вдруг его показывают по ТВ. Не разочаровался! Классический французский криминальный детектив, то, что на языке кино называют словами "поляр" и "полисье". Сюжет касается двух проблем, в общем-то стандартных для французского полицейского жанра в целом. Более общая проблема – о столкновении личности и государства, о героизме одиночки, борющегося с системой, внезапно осознающего, что все, что он делает, никому кроме него не нужно. Безнадежная в своем героизме борьба, как правило, заканчивающая подчинением интересов отдельной жизни публичным: порочная система, Левиафан и т.п. растопчет простую личность. В этом плане еще раз хотелось бы отметить фильм "Шесть" за то, что в нем отдана дань традиции французского жанра. Более частная проблема – зависимость полиции от власть имущих, когда одного телефонного звонка "сверху" достаточно для того, чтобы прекратить дело, освободить из-под ареста, отстранить от расследования, а то и просто "решить проблему" слишком ретивого следователя, комиссара или оказавшегося не в том месте и не в то время свидетеля. Довольно удачно, как мне показалось, рассмотрев проблему в своем предыдущем фильме "Следователь Файяр по прозвищу Шериф", Ив Буассе решил осложнить сюжет "скользким" вопросом. Каким, спросите вы? Отсылаю к заглавию… Главная героиня, инспектор полиции Корина Левасёр (Миу-Миу), то ли не того задержала, то ли не того арестовала, то ли не того допросила – точно я не помню, да это и не важно. В результате её переводят куда-то в глухую провинцию, где вся полиция состоит из комиссара, двух инспекторов, плюс она сам-четверт. Будь это американский фильм, вышла какая-нибудь очередная феминистско-суфражистская "притча" "о роли женщины в современном мире", точнее, о том, как трудно ей преодолеть стереотипы, скептическое отношение коллег по службе, смотрящих на неё снисходительно и воспринимающих её как... сами знаете что. В общем, был бы какой-нибудь предтеча "Солдата Джейн" о том, как трудно женщине-полицейскому работать, как ей не дают серьезных дел, а её в свою очередь возмущают "поблажки" и т.д. и т.п., но, несмотря на это, она преодолеет предвзятое отношение сослуживцев и... Можно не продолжать, и так ясно. Но так как снимали французы, то получается достойный полицейский детектив, где "женская тема" не раздражает своей банальностью и не нервирует своими "политкорректными" рассуждениями на тему "человек ли женщина, или нет?". Конечно, с распростертыми объятьями Корину никто на новом месте не ждет. Для полицейских это, похоже, вообще первая женщина в полиции за всю историю города. Комиссар просит Корину напечатать на бланке текст, принести досье, сварить кофе, да он просто и не знает, что ей поручить, но происходит преступление, где для расследования понадобилась именно женщина. Перевели-то Левасёр в маленький городок, с градообразующим предприятием (как это знакомо для России), на котором занято почти все взрослое мужское трудоспособное население. В общем, что-то вроде шахтерского поселка городского типа. Управляет предприятием (а заодно фактически и всем городом) уже из поколения в поколение некая уважаемая Семья, во главе - отошедший от дел "патриарх", не то герой войны, не то герой труда, чуть ли не лично знакомый с президентом республики. Идиллия, одним словом... Мрачные тайны начинают выплывать наружу с обвинением одного из рабочих в растлении своей малолетней дочери. Причем, дело возбуждено по заявлению его старшей, взрослой, но еще несовершеннолетней дочери, которую он тоже в свое время развратил, и она вынуждена была прервать беременность. Для такого деликатного дела понадобилась женщина: в самом деле, не будут же мужчины допрашивать девочек или их мать. Левасёр встречает понимание только со стороны учительницы местной школы, остальные смотрят на неё с неодобрением – супруге не нужно разрушение видимости семьи, да и кормильца в результате надолго упрячут за решетку; у рабочих всплывает чувство солидарности, да и как это можно, чтобы родная дочь на отца в суд подала; с точки зрения власть или денег имущих (а в местных условиях это одно и то же) разрушается миф о нравственно консервативной провинциальной Франции, крепкой патриархальной семье и т.д. Спираль раскручивается. На пустыре обнаружено тело какой-то 12-ти летней девочки, но здесь уже все серьезней. Оказывается, за личиной уважаемых представителей старшего поколения Семьи (все они так и останутся за кадром), имеющих государственные и общественные заслуги, покровительство на самом верху, скрываются утонченные развратники, пресытившиеся "обычными" развлечениями. Растление малолетних девочек "поставлено на поток", все знают (в том числе и матери потерпевших), но все молчат, и когда Левасёр проводит расследование, кое-до чего "докапывается", на неё начинают смотреть как на "врага народа". Кому и в самом деле хочется лишиться работы? Да и жили же столько лет, всех устраивало – раз официально ничего не было, значит вообще ничего не было. Вы из мегаполиса, не понимаете провинциальную жизнь, занимаетесь правдоискательством, куда вы суетесь, это же уважаемые люди?! На Корину пытаются надавить, нападают местные лоботрясы (которые есть даже в рабочем городке с невысоким уровнем жизни) с целью запугать - какое-то сочувствие она находит только у священника городского прихода. И вот удача - найдено и задержано "ключевое звено" цепи детского разврата – фотограф, а также местная сводница. С помощью фотографа по цепочке удастся дойти до верха, до заказчиков. И тут в действие вступают законы французского жанра. Через пару часов после задержания фотограф повесился в камере – вероятно его мучила совесть за загубленные в прямом и переносном смысле детские души. "Цепочка" разорвана, от самих девочек и их матерей Левасёр ничего не добьется, все её попытки провести расследования будут ими восприниматься как стремление опозорить дочерей на всю жизнь как малолетних проституток или выкинуть семьи рабочих без куска хлеба на улицу: и разве они по-своему неправы? Не найдет Корина поддержки и со стороны начальства. Не было у фотографа никаких заказчиков, делал снимки он для себя! Почему так много? Да потому, что он страдал психическим расстройством (оттого и покончил с собой), а если и случалось их продать, то каким-то случайным людям, разовым покупателям, может быть из того же Парижа. Его соучастники? Так их (т.е. тех, кто "поставлял" школьниц) установили и арестовали… И вообще, позвольте поздравить вас с успешно проведенной операцией по выявлению и задержанию опасного преступника! Корине делают предложение, звучащее как приказ, может вам уйти в отставку, - и это молодой работоспособной женщине в 28 лет! И классическая сцена (до чего я их люблю): Левасёр сдает удостоверение и пистолет, шеф "на прощание" дает совет, предостерегая её, чтобы была осторожней, ведь закон её больше (как полицейского) не защищает, Корина выходит на улицу из полицейского участка и направляется домой. С места трогается машина, и на фоне заключительных титров сидящий в машине говорит кому-то по рации: "Она вышла, направляется в сторону дома...".
Автор: Роберт Александрович Максоцкий